02.08.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 25

SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны.  

 

Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.

 

День 25

14 Июля • Вязьма – Высокое

День двадцать пятый путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со ŠKODA» стал днем возвращения на Смоленщину. Мы уже были здесь почти в самом начале пути, когда двигались вдоль Западной границы России на юг.

 

Теперь, побывав в Приазовье, на Кавказе и в Поволжье, мы возвращаемся на Север, наматывая километры. Но Смоленская область, древняя русская земля, даже после страшных лишений Великой Отечественной Войны, разрухи, возрождения, сумела сохранить достаточно наследия предков, чтобы хватило на самые «сокровенные» открытия.

 

Вот, скажем, Вязьма. Обычно тут путешественники оказываются проездом. А раз так, то их взорам открывается величественный Троицкий собор, стоящий прямо в центре. К нему ведут и красивые фабричные указатели, развешанные по всему городу. Но мы обратили внимание на другие, самодельные таблички с облупившимися буквами, указывающие путь на окраину города, к монастырю Иоанна Предтечи.

 

Именно там находится настоящее сокровище… Нет, не Смоленщины, не России – мира! Трехшатровый, словно игрушечный, храм Богородицы Одигитрии включен в список Всемирного Наследия Юнеско. Трехшатровых – то есть с тремя конусообразными, устремленными в небо башенками вместо куполов, храмов в России всего три. Но Вяземский даже на их фоне бесподобен своей воздушностью, изяществом. Он словно парит, бестелесный…

 

Жаль, что мы не знаем автора этого шедевра. Даже год освящения храма точно неизвестен – по одном источникам – 1634, по другим – около 1675. Храм очень сильно пострадал в 1812 году от наполеоновских вандалов. На деньги вяземских купцов к 1839 году его восстановили как могли. Серьезный проект реставрации подготовил известный русский архитектор и радетель старины Барановский, проведя тщательное обследование памятника.

 

Увы, реализовать этот план помешала Первая Мировая, а за тем – Революция и богоборчество. Потом еще одна страшная война. Потом – восстановление страны, и только в 1960 году дошли руки до терпеливо ждущего реставрации шедевра. Тут и пригодились наработки Барановского. Реставрационные работы идут до сих пор! То есть уже больше 100 лет! Но все находятся уже в завершающей стадии – идет внутренняя отделка, а храм уже освящен, в нем снова идут службы. Леса сняты – так что часть мирового наследия снова предстает перед нами во всем своем великолепии.

 

 

А буквально в 40 километрах от Вязьмы на север – еще одно бесподобное архитектурное творение, которому повезло гораздо меньше… Окрестности Вязьмы известны, как некий усадебный эпицентр. Наиболее известна – Хмелита, где прошло детство Александра Грибоедова и где будущий дипломат и писатель подсмотрел прототипов для своего «Горя от ума».

 

Отстроенный в 60-х практически заново, сгоревший барский дом (первоначально XVIII века), собирает толпы туристов. А неподалеку оттуда, стоит только набраться терпения и проехать 33 км по раздолбанной грунтовке, настоящий оригинал – имение Высокое графа Дмитрия Шереметьева и дворец 1873 года, построенный Бенуа! И не только дворец но еще и 19 «тематических» строений, создающий целый ансамбль – дом Графини, дом Птичницы, дом Молочницы, храм в русском стиле… А когда тут обосновался сын графа Дмитрия и последний владелец Высокого – Александр, он добавил в эту архитектурную идиллию хайтека – телефон, телеграф, водопровод, локомобили (паровые машины с приводами для хозяйственных нужд), электричество, канализация… И все это в конце XIX века!

 

Но главное, чем запомнился Александр Шереметьев, так это созданием профессиональной пожарной команды из местных крестьян. Молодой Шереметьев был буквально повернут на пожарном деле – кстати, весьма актуальном для вечно горевшей деревянной России. Он купил в Англии самое совершенное оборудование, собрал тысячу (!) мужиков-добровольцев, поставил их на довольствие, пошил форму и… стал скупать брошенные избы в окрестных деревнях. Александр лично их поджигал и устраивал учения, принимая в них самое активное участие.

 

Воспоминания об этом экстравагантном начинании мы находим у Булгакова в «Записках юного врача» - помните человека в «римском шлеме», который явился к булгаковскому герою среди ночи звать на роды. «От Шелометьевых я…». А ведь молодой Булкагов и правда работал сельским доктором в 20 км от Высокого! Вот такая история. Сегодня в Высоком – руины, но все еще можно возродить. Был бы хозяин. Где Вы, Александр Шереметьев? В Париже, на Сен-Женевьев де Боа…

 

Кстати, мы поехали в Высокое через Хмелиту – полный привод и энергоемкая подвеска в сочетании с приличным дорожным просветом позволяют, но в Высокое можно попасть и с дороги Вязьма-Зубцов. Налево по указателю 8 километров.

 

 

А мы едем дальше, к новым открытиям. Нас ждет Тверская земля.



Комментарии

comment_form