01.09.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 52

SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны. 

Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.

10 Августа • Горно-Алтайск – Анос

День 52

Пятьдесят второй день нашего путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» мы начинаем в национальном музее Республики Алтай в Горно-Алтайске.

 

Какие открытия ждут нас здесь? Ведь про укокскую «принцессу» не слышал только глухой. Но не каждому удавалось ее увидеть. Нашу группу пустили непосредственно к саркофагу, который обычно отделен от посетителей стеклянной витриной. В саркофаге, в идеальных условиях – при определенной температуре и влажности, хранятся останки молодой женщины, умершей от рака молочной железы более двух тысяч лет назад.

 

 

Нашли мумию новосибирские археологи в 1993 году и перевезли «принцессу», как ее немедленно окрестили журналисты, к себе. Это сразу вызвало массу протестов среди алтайцев. Алтайцы всегда возводили родную землю в ранг божества. Коренное население, говоря об Алтае, говорят «Алтай-Худай» – Бог-Алтай – такое отношение к земле вызвало то, что находку принцессы восприняли как открытие прародительницы и хранительницы Алтая.

 

Конечно, сыграло роль и время – 1993 год, подъем самосознания, людям хотелось углубиться в свою историю, докопаться до своих корней. Ведь в 30-е годы там же – на юге Алтая были сделаны аналогичные находки и эти мумии оказались в экспозиции Эрмитажа – ни у кого такое положение вещей тогда протеста не вызывало и по сей день никто не призывает вернуть их на место. И это при том, что те захоронения, обнаруженные в Пызырыкских курганах Улаганского района, были куда богаче укокского, и термин "принцесса" куда больше бы соотносился именно с теми находками.

 

В случае с нашей «принцессой» движение за возвращение мумии на алтайскую землю было связано еще и с тем, что после того, как ее увезли в Новосибирск, на Алтае стали происходить стихийные бедствия и многие жители связывали это с тем, что хранительница Алтая покинула свою землю.

 

Была ли укокская «принцесса» принцессой – в нашем понимании? Мумия была похоронена с причудливым высоким головным убором, украшенным металлическими фигурками птиц. К тому же, на теле «принцессы» видны многочисленные татуировки. В те времена татуировки были не столько украшением, сколько утверждением статуса и сакральными символами. Скорее она была служительницей культа – захоронение ее говорит о том, что она обладала в том обществе определенным статусом. Возможно она была ясновидящей, хранительницей рода, земли, или тем, что сегодня обозначается словом «шаман». Она была захоронена очень глубоко, в саркофаге из лиственницы. А лиственница у народов Алтая – священное дерево.

 

Если вы решите посетить Национальный музей – посетите сайт и ознакомьтесь с расписанием экспозиции укокской «принцессы» – ее показывают публике не каждый день, а вот все другие находки, найденные в этом могильнике археологами, и саму реконструкцию кургана, можно посмотреть когда угодно, в рабочее время музея, разумеется.

 

 

Ну а мы направляемся в село Анос, где сохранился дом-музей художника, философа, общественного деятеля Алтая Григория Чорос-Гуркина. Знаменитая мастерская Гуркина была утрачена и только недавно ее воссоздали по сохранившимся фотографиям и описаниям. Картины на стенах – копии – подлинники хранятся в том самом национальном музее, в котором мы только что побывали. Но едут сюда не ради живописи – сюда едут отдать должное этому человеку, по сути дела – духовному отцу алтайского народа.

 

Ученик великого Шишкина, он так и не смог получить диплом живописца – помешала сначала революция 1905 года, а потом – гражданская война. Вернувшись из столицы на родной Алтай, он стал председателем местной думы, фактически – главой государства, и это очень не понравилось Колчаку, который боролся за сохранение территориального единства Российской империи. Гуркин эмигрировал в Монголию, так примкнул к белогвардейцам, барону Унгерну.

 

 

Однако, увидев, что Унгерн, после восстановления независимости Могнолии, приступил к реставрации империи Чингис-Хана и объявил себя божеством, Гуркин понял, что это тупиковый путь, и, через Туву, через 6 долгих лет, вернулся на Родину. Однако, жил здесь недолго – уже в 1936 году он попал под следствие, а в 1937 его расстреляли по обвинению в шпионаже в пользу Японии. Такова петляющая, как горная алтайская тропа, судьба этого удивительного человека, в которой тесно переплелись события новейшей истории и древние, нетленные и непоколебимые традиции его земли. Интересно, что алтайское государство Чорос-Гуркин собирался строить под лозунгом: “Земля, Вода, Бог-Алтай”. Подойдя к окну мастерской художника, именно это мы и видим.

 

 

Ну а мы едем дальше – нас ждет Кемеровская область!



Комментарии

comment_form