05.10.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 71

SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны. 

Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.

29 Августа • Хандыга – Сусуман

День 71


Это семьдесят первый день марафонского путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA». Мы на финишной прямой – мы на трассе Колыма. Место фантастическое. Для многих оно кажется краем мира. Помните: «Приезжайте к нам на Колыму! – Нет, уж лучше вы к нам!». А вместе с тем, места фантастически красивые, и если бы они не были проникнуты настоящей болью… болью страданий сотен тысяч людей, которые, в том числе и строили эту дорогу, то нам было бы ещё более радостно от осознания того, что мы уже завтра, надеюсь, финишируем в Магадане. Дорога стоит в прямом смысле слова на костях. Когда человек умирал на работе, его просто закапывали в полотно дороги – пока хватятся можно будет еще несколько дней получать его продуктовую пайку... Так что водители старшего поколения едут по «Колыме» в тишине, музыку не включают, в память о тех, кто оставил здесь свои жизни. Из 800 000 тех, кто работал на строительстве дороги и поддержания инфраструктуры, только по официальным данным 130 000 умерли от болезней и невыносимых условий. Еще около 12 000 были расстреляны…

 

Дорога была построена в сроки небывалые – официально – за 20 лет, а реальности – менее, за два с небольшим года. Построена в нигде в прямом смысле, ибо если от Якутска еще как-то читались первые 400 км до Хандыги, то вот потом – девственная тайга и непроходимые горы Верхоянья. Решение о строительстве дороги было принято еще в 1930 году. В 1932 были даны первые километры. Завершено строительство было уже в 50-х, однако проезжей для любых автомобилей Колыма стала буквально пару лет назад, когда навели мосты над всеми бродами. Впрочем, главного моста через Алдан до сих пор нет, а это значит, что проехать можно только, пока не ходит паром и не стал лед. Или, наооборот, пока трогается лед и еще не начинает ходить паром значительная часть Якутии, Магаданская область и Чукотка (а зимник туда идет именно от трассы Колыма) по-прежнему отрезаны от мира. Асфальта на трассе нет и, по всей видимости, пока не будет. Шины – расходный материал. Пока доехали до половины трассы – убили 6 колес.

 

Заправка в заброшенном посёлке Кубюмэ – это некое культовое место на трассе Колыма. Обратите внимание, что 92 бензин стоит 47 руб. 80 коп. Это для тех столичных жителей, которые возмущаются постоянным ростом цен на топливо. На Колыме меряют всё совсем другими параметрами. Внешние, концептуально, скажем так, заправка очень напоминает ту, что стоит в Африке, в южной части Марокко, где люди, едущие в марафонскую гонку Париж – Дакар, либо как она называлась потом – Дакар, либо сейчас AfricaEcoRace, заправляют свои боевые машины и технички, оставляя свои наклейки. Мы тоже делаем это здесь, в Кубюмэ, поскольку эта традиция существует не только в Африке, но и в Восточной Сибири. Это, между прочим, единственная почти на четыреста километров заправка на трассе Колыма, и вообще, здесь все существует в единичных экземплярах, поскольку место это лишено инфраструктуры практически полностью.

 

 

А между тем, можно себе представить, что было здесь в 1941 году, когда строительство этой дороги только разворачивалось. Именно тогда было принято решение форсировать стройку. И в результате дорога, которая затевалась для того, чтобы вывозить богатства Колымы – прежде всего – золото, прекратилась в дорогу стратегическую. Трасса Колыма представлялась почти идеальным альтернативным путем доставки лэнд-лиза в нашу страну, в обход Атлантики, где зверствовали немецкие подводные лодки, уничтожая конвои, и в обход Транссибирской магистрали, поскольку она в любой момент могла стать эпицентром военных действий с Японией. Этот же маршрут был удален от любых театров военных действий. С тех пор, что интересно, дорога ни разу не реконструировалась.

 

 

Было в СССР, а потом в России, две «дороги смерти» – это Чуйский тракт в Горном Алтае и трасса Колыма. Чуйский тракт уже давно стал из «дороги смерти» одной из лучших туристических трасс, наверное, во всей Евразии. Что касается трассы Колыма – только сейчас она начинает преображаться. Только сейчас страшные прижимы, где ты ехал, притираясь зеркалом к отвесной стене, а под другим зеркалом уже была пропасть, уходят в прошлое. Уходит в прошлое и каторжный имидж трассы Колымы, но, безусловно, вся она по-прежнему уставлена памятниками, чтобы не забывали тех, кто отдал жизни за строительство этой дороги, за подъем отечественной экономики, да и просто за свои убеждения. Мы тоже, оказавшись здесь, в этом далёком краю, отдаем дань памяти этим людям… и едем дальше, нас ждет Магадан!



Комментарии

comment_form