09.09.2008

Установка сабвуфера в пол багажника

«А запаску куда дели?» - именно этот вопрос чаще всего задают владельцу автомобиля, увидев диффузор НЧ-динамика, смотрящий вверх прямо из «ковра» багажника.

«А запаску куда дели?» - именно этот вопрос чаще всего задают владельцу автомобиля, увидев диффузор НЧ-динамика, смотрящий вверх прямо из «ковра» багажника. Не волнуйтесь: запасное колесо, как ему и положено, лежит на своем законном месте. Мощный звук - это хорошо, но гвозди на дорогах пока никто неотменял. По крайней мере в нашей стране. Распластавшийся по всему полу багажника «дом для баса», обтянутый серым карпетом, действительно, очень похож наштатный корейский ковер. Но, как вы уже догадались, не все в нашем багажнике так просто, как кажется на первый взгляд...

Тема установки сабвуфера - одна из самых интересных в car audio. Как гласит одна из добрых поговорок любителей автозвука, баса много не бывает. Поэтому мырешили детально рассказать еще об одном варианте установки сабвуфера - в пол багажника. В чем такой сабвуфер лучше, а в чем хуже стэлса и сложно ли егосделать самому - именно на эти вопросы и отвечает этот материал.

Напомним, что в предыдущем номере журнала мы рассказывали о том, как построить сабвуфер-стэлс на примере установки в автомобиль ВАЗ-21093. Там же мыприводили необходимый минимум теории для выбора и постройки сабвуфера. Поэтому, перед тем как браться за электролобзик, настоятельно рекомендуем прочестьпервый материал, посвященный сабвуферам («Потребитель. АвтоДела», № 2/2008). Поскольку найти предыдущий номер журнала в продаже - задача не из легких, приглашаем заглянуть к нам на сайт, где можно ознакомиться со всеми опубликованными материалами. Не стоит забывать, что для расчета объема ящика сабвуферавам понадобится одна из программ. Ее несложно найти на просторах Интернета.

За и против

При выборе и расчете этого ящика в качестве основных были выделены следующие требования:

 ящик должен быть неординарным и индивидуальным, но не вызывающим;

 ящик не должен отнимать большой объем пространства багажника;

 ящик должен позволять перевозить велосипед внутри автомобиля без извлечения сабвуфера;

 запасное колесо должно лежать на своем месте.

Эти требования в совокупности привели к мысли о постройке напольного ящика. Также изначально предполагалась установка двух усилителей в багажнике. Однако уже во время постройки системы было принято решение разместить усилители под передними сиденьями. А отведенное им первоначально место было с успехом «переквалифицировано» для инструмента и необходимых в машине вещей. По бокам от ящика расположились два небольших короба для инструмента и аптечки. Таким образом был достигнут единый уровень пола всего багажника. При этом необходимый минимум инструмента и даже аптечка аккуратно спрятаны и не бросаются в глаза. В итоге при кажущейся непрактичности в данном автомобиле ящик почти не «съел» объем багажника и даже исправил некоторые просчеты конструкторов автомобиля.

Инструменты и материалы

Вооружившись теоретическими знаниями и подсчитав оптимальный объем ящика, можно отправляться в магазин за материалами. Для изготовления нам понадобятся: фанера или МДФ толщиной 15-22 мм и 10-12 мм, защитная решетка, саморезы по дереву, деревянные уголки или бруски, эпоксидная шпаклевка, ручка для поднимания ящика, «железо» для изготовления петель, карпет или другой материал для отделки, клей для карпета, клеммы, винил, вибродемпфирующий материал или мастика, крюк и лента для удержания ящика в поднятом положении, клей по дереву.

Для декорации ящика были использованы синие сверхъяркие светодиоды и неоновый шнур. Для работы необходимо иметь следующий арсенал инструментов: электролобзик, дрель, болгарку, строительный степлер, ножницы, напильник, набор отверток и ключей.

ЭТАП 1

Перед началом работ необходимо выгрузить из багажника всех «жильцов», а вместе с ними и штатный ковер (его удобно использовать для создания чертежа). Но уточнять размеры необходимо измеряя сам багажник. Также на этом этапе желательно заклеить пластиковые панели багажника пленкой, дабы число царапин на них не увеличилось.

Все размеры багажника аккуратно записываем и переносим на чертеж. При расчете необходимо учесть размеры проема двери багажника - они могут ограничивать ширину сабвуфера. Если этого не сделать, то сабвуфер может стать домашним, так как внести его в машину будет невозможно...

ЭТАП 2

Вынимаем запасное колесо из автомобиля и приступаем к созданию нижней части корпуса. Собираем сначала предварительную конструкцию. После этого уменьшаем зазоры между фанерными стенками до разумного минимума и проклеиваем их эпоксидной смолой. Внутри устанавливаем фанерное кольцо жесткости. Таким образом конструкция получается жесткой и в будущем - герметичной.

ЭТАП 3

Пока как конструкция сохнет, а время это немалое, укладываем запаску обратно в багажник и приступаем к разметке и выпиливанию дна ящика. В нашем случае ее размеры ограничивались колесными арками с боков, узлами крепления спинок сидений спереди и бортом багажника сзади.

Уточним, что в хетчбэках Kia Rio на заднем борту багажника предусмотрены проушины для якорных креплений детских кресел, входящие в систему IsoFix. Поскольку необходимости в использовании детских кресел в этом автомобиле нет, эти крепления были демонтированы. Если вы перевозите ребенка в специальном сиденье, то крепления, естественно, нужно оставить, а размер ящика рассчитать таким образом, что бы он не мешал использованию этих креплений.

ЭТАП 4

Чтобы обеспечить доступ к запаске, ящик нужно закрепить на петлях. Часто подобные конструкции снабжаются пневмоцилиндрами и даже сервоприводами. От этого было решено отказаться, дабы не усложнять конструкцию, не использовать сварку и не изготавливать дополнительную раму. К слову отметим, что вся конструкция сабвуфера не потребовала сверления ни одного отверстия в кузове, и при желании владелец может легко вернуть машину к первоначальному виду.

Петли были спроектированы достаточно оригинально. Из железного профиля были изготовлены проушины. Их форму определили опытным путем: складывали и раскладывали спинки сидений. К нижнему листу фанеры были прикручены изогнутые пластины. После окончательного определения форм петли-кронштейны были окрашены.

ЭТАП 5

Положив в багажник дно ящика, определяем место стыковки так называемого «ведра» с нижним листом фанеры. После этого выпиливаем отверстие под него. Примеряем и фиксируем саморезами две эти сборочные единицы друг с другом. Далее необходимо хорошо приклеить их с помощью ЭДП. Затем отрезаем от «ведра» все лишнее и усиливаем место стыка дополнительным кольцом из фанеры. Для этого можно использовать фанеру толщиной 10-12 мм.

ЭТАП 6

Отложим инструменты и опять вернемся к расчетам. Измеряем объем получившегося «ведра» и запоминаем, а лучше записываем. Итак, нам известен требуемый для НЧ-динамика объем. Вычитаем из этой цифры объем «ведра» - и получаем нужный объем подпольной части ящика (не забываем учесть объем самого НЧ-динамика). Нехитрыми математическими действиями определяем необходимую высоту между дном и крышкой ящика. Также необходимо учесть, что при использовании НЧ-динамика с увесистой магнитной системой, размером. определяющим высоту всего ящика, может стать монтажная глубина самого динамика. В нашем случае высота пола была поднята на 12 сантиметров, что помогло исправить один конструктивный недостаток автомобиля: при откидывании сидений пол всего пространства получается ровный, а не со ступенькой, которая, как несложно догадаться, равнялась 12 сантиметрам.

Вычислив нужную высоту, выпиливаем боковые стенки. Поочередно приклеиваем их ко дну ящика, тщательно промазывая стыки ЭДП. Вдоль всех сторон прокладываем деревянные уголки и притягиваем их саморезами. Поскольку сабвуфер предусматривает декоративную подсветку, мы сделали небольшой отсек для выключателей в одной из стенок.

ЭТАП 7

Когда смола застынет (а произойдет это примерно через сутки), можно приступать к вырезанию крышки ящика. Определив ее размеры аналогично дну, выпиливаем и примеряем. С помощью саморезов закрепляем на ней уголки так, чтобы при установке они плотно прилегали к стенкам ящика. Далее просверливаем отверстия для саморезов в боковых стенках, заворачиваем их и еще раз примеряем сабвуфер в автомобиле. Отметим, что чем больше примерок во время работы вы сделаете, тем лучше получится сабвуфер в итоге. После этого выворачиваем саморезы. Этот, казалось бы, ненужный шаг требуется для того, чтобы при окончательной сборке мы с легкостью зафиксировали крышку по имеющимся отверстиям.

ЭТАП 8

Размечаем и выпиливаем окно для установки решетки. Именно решетки, а не НЧ-динамика! Решетка должна проходить сквозь окно с зазором 1-1,5 мм: при окончательной сборке это позволит без труда установить решетку на обтянутый карпетом ящик. Далее выпиливаем и закрепляем на крышке фанерное кольцо, внутренний диаметр которого равен диаметру динамика. Его назначение - опора для НЧ-динамика и решетки.

Примерив «тарантула», мы обнаружили две особенности, которые потребовали доработок. Первая заключалась в том, что фронтальная плоскость кольца решетки была выше плоскости крышки сабвуфера. Это удалось исправить, убрав отрезной машинкой лишний металл. Вторая особенность решетки заключалась в ее «певучести». Эту проблему решили, оклеив «паука» вибродемпфером с внутренней стороны.

ЭТАП 9

Поскольку площадь крышки достаточно большая, то во избежание ненужных нам вибраций и для уверенности в «грузоподъемности» сабвуфера (этот автомобиль - единственный в семье, поэтому багажник должен оставаться багажником), снимаем крышку и устанавливаем шесть стоек-распорок.

ЭТАП 10

Для вибродемпфирования весь ящик кроме верхней крышки был обработан специальной мастикой. В качестве альтернативы можно предложить оклеить ящик изнутри вибродемпфирующими материалами. Каждый из методов по-своему хорош, что выбрать - решать вам.

Ящик частично был заполнен синтепоном, но поскольку его влияние на звучание неоднозначно, настаивать на необходимости этого действия, а тем более говорить о нем как о единственно верном решении было бы не правильно...

ЭТАП 11

В выбранном заранее месте просверливаем два отверстия и размещаем клеммы. С внутренней стороны припаиваем к ним провода необходимой длины. После этого устанавливаем крышку ящика. С помощью эпоксидки и саморезов фиксируем ее окончательно. После этого подключаем НЧ-динамик и закрепляем его саморезами. Более надежным решением можно считать использование болтового соединения с предварительно установленными анкерными гайками.

После этого необходимо оценить герметичность получившейся конструкции. Это легко сделать, надавив рукой на диффузор динамика. При наличии паразитных отверстий или щелей через них будет выходить воздух, сопровождающийся звуком. Если же диффузор ощутимо сопротивляется утапливанию и нехотя возвращается в нейтральное положение, значит, вы все сделали правильно и можно продолжать работу.

ЭТАП 12

Отдельно расскажем про декорацию. Она здорово веселит окружающих, при этом ее конструкция очень проста и почти бесхитростна. На внутренней части решетки с помощью суперклея были закреплены два сверхъярких синих светодиода. Провод питания к ним подходит по одной из «лап» «паука».

Собственно, столь яркая решетка Soundstream и подала идею о том, что надо бы сделать для «паука» «паутину». На ее роль хорошо подошел неоновый шнур. Чтобы в процессе эксплуатации он не был поврежден, в крышке были пропилены пазы, и таким образом шнур полностью утоплен в плоскость крышки. После этого лицевая часть ящика была покрыта мягкой подложкой. Неоновый шнур был закреплен с помощью скоб и строительного степлера. При его фиксации нужно быть аккуратным и ни в коем случае не попадать ножкой скобы в сам шнур! Справедливости ради отметим, что вряд ли такой суровый способ пойдет на пользу неоновому шнуру, тем не менее, по истечении двух лет никаких проблем в его работе замечено не было. Трансформатор, который издает неприятный писк, был установлен в отсеке рядом с выключателем, благодаря этому уровень громкости писка ощутимо снизился.

ЭТАП 13

Выходим на финишную прямую. Отрезаем от рулона кусок карпета и обтягиваем получившийся ящик. С тыльной стороны карпет желательно обработать специальным клеем, основным же крепежом материала являются скобы. Их необходимо в достаточном количестве забить в дно и боковые стенки, попутно расправляя карпет, чтобы на поверхностях не было складок. После этого вырезаем часть карпета перед диффузором. С нижней стороны наш ящик отделан кожзаменителем (хотя нижнюю часть можно вообще оставить без отделки).

ЭТАП 14

Устанавливаем защитную решетку. Тут важно отметить, что сама решетка должна быть металлической, потому как пластиковая решетка не потерпит таких «условий труда». «Паук» с защитой справляется отлично: проверено не одним десятком сумок, чемоданов и других разнообразных грузов.

Решетка крепится с помощью четырех саморезов. После установки подключаем светодиодную подсветку.

ЭТАП 15

Прикручиваем к нашему ящику ручку. Поскольку ящик достаточно увесист, желательно крепить ее с помощью шпильки с резьбой, которая проходит весь ящик насквозь. Сама ручка должна быть удобной. Для фиксации сабвуфера в поднятом положении на нижней стенке закрепляем ремень с крюком.

ЭТАП 16

Сам ящик готов и ждет подключения к усилителю, но остался завершающий этап, который можно назвать хозяйственным. Из фанеры толщиной 10-12 мм выпиливаем крышку полки. Также из фанеры либо других подручных материалов изготавливаем боковые боксы. Их крышки также обтягиваем мягкой подложкой и карпетом. Для быстрого отсоединения проводов декоративной подсветки используем любой из удобных разъемов. Сабвуфер готов!

 

 

ВНИМАНИЕ!

Работа со стеклотканью и смолами очень вредна для организма человека, поэтому все работы необходимо вести в хорошо проветриваемом помещении, обязательно используя респиратор и резиновые перчатки.

Антон ИВАНОВ

 

Установка автомобильного сабвуфера

Установка аудиосистемы в автомобиле  

 

 

 

 


Статьи по теме