01.03.2012

ФАС оскалилась на дистрибуторов

Пять автомобильных дистрибутеров - Skoda, Hyundai, Kia, Ford, Land Rover и Jaguar - услышали грозное "ФАС" из-за взаимоотношений с дилерами.

Российская Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) регулярно выступает с сообщениями о нарушении антимонопольного законодательства. В том числе в автомобильной и околоавтомобильной сфере.

Оправдывая свое название, ФАС регулярно сначала обозначает свое недовольство в отношении потенциального нарушителя легким «потявкиванием», а потом отважно штрафует нарушителя в пользу государственной казны.  То есть людям, страдающим от произвола монополий, ФАС не приносит никакой пользы.

Когда летом прошлого года ФАС, под нажимом премьер-министра, обнаружила картельный сговор продавцов автомобильного топлива, необоснованно задравших цены, она, как и положено, сначала выступила с заявлением, а потом оштрафовала недобросовестных нефтяников в пользу казны, после уплаты которого, для рядовых граждан, бензин и солярка подорожали еще.

Начало этой недели ознаменовалось новым «потявкиванием» ФАС. Они покусились на поведение некоторых дистрибуторов иностранных автопроизводителей. По отношении к ним у ФАС есть три претензии.

Претензия №1. «Для того чтобы получить статус авторизованного сервисного центра с правом осуществлять гарантийное обслуживание, независимым игрокам рынка необходимо было инвестировать в строительство дилерского центра. Подобная практика негативно сказывается на качестве услуг, их стоимости и затрудняет выход на рынок независимых игроков».

Претензия №2. Неоднородность отношения представительств к дилерам. Когда у дистрибутора существует любимый и не любимый дилер.

Претензия №3. Монополизация рынка обслуживания купленных автомобилей. ФАС выяснило, что многие дистрибуторы обязывают дилеров совмещать продажи автомобилей и сервисное обслуживание.

Эти претензии ФАС выдвинуло в отношении пятерых игроков рынка и они не коснулись тех, кто занимается продажей полуприцепов. Под удар попали Skoda, Hyundai, Kia, Ford, Land Rover и Jaguar (Land Rover и Jaguar - единая контора). Почему ФАС оскалилась именно на представительства этих марок - не понятно, ведь подобное положение вещей характерно для 99% дистрибуторов.

Примечательно, что по двум проблемам, обозначенным ФАС, их нынешний замах чрезвычайно интересен и любопытен. Речь идет об отношениях между дилером и дистрибутором, а также о принуждении их к чрезмерному инвестированию. Отношения между дилером и представительством почти всегда напоминают отношения между надсмотрщиком и заключенным. Дистрибутор в одностороннем порядке обязывает дилера покупать оборудование для ремонта, запчасти, аксессуары, искусственно ограничивают срок действия дилерских соглашений... Дистрибутор мог досрочно прекратить отношения с дилером, если тот не производил инвестиции в дополнительное оборудование либо параметры помещения не соответствовали установленным».

А вот претензия №3 касается уже не юридических лиц, а нас с Вами. Диктат расценок на запчасти, нормо-часы и сроки исполнения увеличивает стоимость владения автомобилем. Пнув дистрибуторов, ФАС невольно гавкнула и в нашу пользу. Не забыла ФАС и о сторонних конторах, желающих получить в свои руки обслуживание дилерских машин.

С дилером все ясно - он за свой контракт расплатился построенным дворцом разорительной стоимости, вложенными в оборудование деньгами и целым складом запчастей. Зато сколько машин продал, столько потом и получил к себе в ремзону. А тут появляется независимый сервис, который хочет, чтоб и к нему то же приезжали, да и чтоб запчасти ему отдавали на дилерских условиях. Речь не идет о дяде Васе с жестяным гаражом у забора. ФАС пытается включить в цепочку получения денег из наших карманов альтернативные сервисные центры, выросшие из бандитских мастерских по легализации угнанных машин. В Москве, например, есть несколько фирм, специализирующихся только на немецких или только на японских автомобилях. У них уже давно большие красивые дворцы, наработанная клиентура и криминальное нутро при отсутствии обязательств, гарантий, но при наличии разводок, наездов и силового решения проблем с несогласными. Вот за их легализацию и ратует ФАС.

Из всех обвиненных в нечестном ведении дел ответ прозвучал только от «Land Rover» и «Jaguar». Они разослали журналистам пресс-релиз о том, что официальных претензий прямо в руки от ФАС не получали, а исследования удовлетворенности аудитории не оставляют сомнений в полнейшем удовольствии клиентов, восторгающихся работой, и дилеров и представительства. Лукавство здесь в том, что полгода назад на всю страну разразился скандал с возмущенными владельцами Land Rover, заявивших претензии представительству во всех доступных формах, начиная от официальных обращений и заканчивая прямым эфиром на радиостанции «Маяк». Тогда обидевшийся офис Land Rover грозил отозвать у ВГТРК всю рекламу, а клиенты отказывались от законтрактованных машин, считая недопустимым подобное отношение к клиенту...

Текст: Роман Харитонов


Статьи по теме