18.02.2014

Стартовал третий этап «Полярного кольца»

16 февраля российская экспедиция отправилась в путь по маршруту Новый Уренгой – Северный Полюс – Канада. В составе команды 9 человек под руководством полярного исследователя Владимира Чукова, который побывал на Северном Полюсе четыре раза.

16 февраля по маршруту отправилась в путь российская экспедиция «Полярное кольцо». Команду в составе 9 человек возглавляет известный полярный исследователь Владимир Чуков, четырежды побывавший на Северном Полюсе в составе автономных лыжных экспедиций.

Впервые в истории трансарктических экспедиций пересекать Северный Ледовитый океан будут на колесном транспорте – двух пневмовездеходах, разработанных для эксплуатации в экстремальных условиях высоких широт. Каждый «трансполярный экспресс» обладает довольно внушительными габаритами, что позволяет использовать его и как транспортное средство, и как полноценный жилой модуль для экипажа из четырёх человек. Просторный салон вездехода оборудован автономными обогревателями и предусматривает возможность обустройства 4-5-ти спальных мест. Оснащенная объемными шинами сверхнизкого давления и герметичным корпусом с положительной плавучестью, она способна не только преодолевать торосы и плавать среди дрейфующих льдов, но также обеспечить людей местом для отдыха, удовлетворить их минимальные потребности в домашнем уюте. В основе конструкции трёхосного вездехода «Арктика» лежит несущий дюралюминиевый кузов, обладающий положительной плавучестью.

Несмотря на уникальность конструкции, новый арктический вездеход с колёсной формулой 6х6 собирается по большей части из стандартных автомобильных частей и агрегатов. В качестве силового агрегата использован двухлитровый четырёхцилиндровый атмосферный дизельный мотор и пятиступенчатая коробка передач от переднеприводного Toyota Corolla. Однако, в отличие от этого легкового автомобиля, в «Арктике» силовой агрегат установлен продольно, а стандартный межколёсный дифференциал заблокирован. Компоновочная схема трансмиссии выглядит следующим образом: развернутый на 90 градусов стандартный силовой агрегат передает крутящий момент на две полуоси, одна из которых соединена с редуктором переднего моста, а вторая идёт к редуктору среднего моста (на «Арктике» использованы стандартные передние редукторы Mitsubishi Pajero II). На задние колеса крутящий момент приводится посредством дополнительного вала, соединённого с приводным валом среднего моста посредством цепной передачи. Приводную цепь можно легко и быстро демонтировать (процесс занимает около пяти минут), превратив тем самым трёхосный полноприводный вездеход в относительно динамичную транспортную машину (максимальная скорость при движении по дорогам до 60 км/час) с колёсной формулой 6х4. Важный момент в том, что касается использования машины в суровых условиях Крайнего Севера: двигатель и большая часть деталей трансмиссии находится в специальном тоннеле кузова и к ним обеспечен чрезвычайно лёгкий доступ из отапливаемого салона.

В качестве силового агрегата использован двухлитровый четырёхцилиндровый атмосферный дизельный мотор и пятиступенчатая коробка передач от переднеприводного Toyota Corolla.

В качестве силового агрегата использован двухлитровый четырёхцилиндровый атмосферный дизельный мотор и пятиступенчатая коробка передач от переднеприводного Toyota Corolla.

В целях достижения надёжного энергообеспечения на вездеходе установлены две новейшие аккумуляторные батареи TITAN ARCTIC Silver ёмкостью по 100 а/ч., производимые в городе Бор на российском предприятии TUBOR Accumulating Energy. Эти батареи предназначены для эксплуатации в самых экстремальных условиях, а их "предшественники" уже надёжно зарекомендовали себя в арктических экспедициях 2005-2011 годов.

Общая протяженность трассы по карте превышает 9 тысяч километров; в реальности же, с учетом изломанности маршрута, она окажется намного больше. Согласно плану, через полтора месяца экспедиция должна будет достичь Северного Полюса, а в начале лета – конечной точки маршрута, поселка Резолют Бей (Resolute Bay) Канадского Арктического архипелага.

Нынешняя экспедиция представляет собой третий этап амбициозной научно-спортивной многоцелевой программы «Полярное кольцо», организованной Экспедиционным центром «Арктика» Русского Географического общества. На протяжении всех четырех ее этапов полярники проделают путь общей протяженностью более чем в 25 000 километров вдоль северной кромки Европы, Азии и Америки, по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана, и совершат, таким образом, кругосветное путешествие.

Эспедиция «Полярное кольцо» ставит перед собой комплекс задач, в том числе:

  • осуществить первый в мире трансполярный переход на автомобильной технике;
  • испытать возможности плавающих вездеходов на шинах со сверхнизким давлением в экстремальных условиях Арктики и дрейфующих льдов Северного Ледовитого океана;
  • исследовать вероятный район аварийной посадки самолета Н-209 Сигизмунда Леваневского в августе 1937 года в районе острова Элсмир;
  • привлечь внимание мировой общественности к глобальным проблемам Арктики, связанным с экологией и общепланетарными изменениями климата на Земле;
  • выполнить комплекс научных наблюдений и исследований по программам Института Океанологии РАН, Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета и других научно-исследовательских центров;
  • выполнить комплекс работ в рамках совместной научной-практической программы в интересах МЧС РФ;
  • провести испытания и тестирование образцов снаряжения и оборудования по заданиям предприятий и компаний-производителей.
  • подтвердить передовые позиции России в сфере изучения и освоения Крайнего Севера на мировой арене;
  • внести свой вклад в популяризацию историко-этнографического, экологического и приключенческого туризма в районах Крайнего Севера России;

 Владимир Чуков, руководитель экспедиции «Полярное кольцо», почетный полярник России.

Владимир Чуков, руководитель экспедиции «Полярное кольцо», почетный полярник России.

Программа «Полярное кольцо» реализуется при поддержке Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, Министерством Иностранных Дел России, МЧС России, Русским географическим обществом и рядом российских и зарубежных государственных и общественных организаций.


Статьи по теме