20.06.2012

Audi готовит людей к автопилоту

Автопилот в машине: мечта или глупость? - Audi поделилась с журналистами своими наработками в области технологий, помогающих человеку справляться с управлением автомобилем.

Автопилот в машине: мечта или глупость? Сейчас мало кто помнит, но ведь сто лет назад транспортное средство человека уже было наделено разумом и в пути вело себя не как послушный инструмент, а как партнер, предлагающий человеку сценарии действий. В экстренной ситуации лошадь сама тормозила, перепрыгивала или обходила препятствие.

А машина так не может. Ее нельзя хладнокровно поставить на автопилот и поехать. Сегодня водитель - по-прежнему неотъемлемый атрибут автомобиля. А ведь технически сделать грамотно работающую систему и инсталлировать ее в машину теоретически уже давно реально: самолеты уже давно летают на автопилоте. Значит, автомобиль может ехать сам! Навигатор прокладывает маршрут, камеры кругового обзора вместе с парктроником бдят за ситуацией, а основной компьютер высчитывает необходимый угол поворота руля и дозирует силу нажатия на педали. И с внештатной ситуацией справится автопилот. На дороге лежит лось? Электронный разум машины снизит скорость,  включит «аварийку» и при необходимости объедет препятствие, одновременно страхуя движение кузова бдительной системой стабилизации.

А что, если аварии не избежать? Тогда автоматика сделает все, чтобы минимизировать последствия ДТП: затянет ремни, повысит давление в тормозной магистрали, закроет открытые стекла... Но в чем же тогда проблема? Почему автопилот не ставят в автомобили сегодня?

Причины две. Во-первых, это колоссальная психическая нагрузка и на водителя, контролирующего процесс работы системы, и, тем более, на пассажиров. Во-вторых, юридические последствия ДТП. Поэтому в ближайшие десять лет водитель точно останется за рулем, но число его функций и задач сократится, а степень напряженности - снизится, хотя ключевую роль по-прежнему останется играть человек.

Фирма Audi поделилась с журналистами своими наработками в области технологий, помогающих человеку справляться с управлением автомобиля. Электроника не будет управлять машиной на 100%, но будет помогать и контролировать водителя.

На полигоне под Мюнхеном, где издавна хозяйничает конкурентный BMW, Ауди устроила испытания собственных экспериментальных систем. Одни пресса оценивала - за рулем настоящих машин, другие - сидя в виртуальном симуляторе, построенном в натуральную величину Audi A6.  

Вот демонстрационный Audi A7 с инфракрасным излучателем и приемным PMD-датчиком (Photonic Mixer Device - «фотонное смешивающее устройство») из фоточувствительных полупроводниковых элементов, умеющий «чувствовать» расстояние и формировать трехмерное изображение, разгоняется на закрытом полигоне и... сбивает неосмотрительно выскочившего из-за припаркованной машины манекена. Пока это всего лишь прототип, поэтому «видит» лишь на 20 метров, зато, как уверяют инженеры, способен работать ночью, в дождь и при ярком солнце.  Правда срабатывать, вплоть до полной остановки система будет только до 30 км/ч. Дальше ее работа немцы считают не полностью безопасной для других участников движения - из-за экстренного непредсказуемого торможения.

Другой проект - система Intersection assistant, облегчающая выезд на «слепой» перекресток проработана лучше. За всю презентацию она ни разу не ошиблась!  Если попытаться выехать наперерез приближающейся машине, перед глазами водителя на лобовом стекле появится большая ярко-красная «стоп-линия» - психологически действует весьма доходчиво. Дисциплинирует! Примечательно, что система не только заглядывает за угол широкоугольными камерами бокового обзора в бампере, как это происходит на автомобилях BMW и Lexus. Главная роль возложена на пару радиолокационных датчиков, а в будущем, как и в системе RTTI у BMW, - на обмен информацией между машинами на дороге по радиоканалу (через пару лет стандарт Automotive WLAN 802.11p должен стать единым для всех европейских и американских автопроизводителей). Правда, как Intersection assistant будет работать на практике в плотном московском потоке, двигающимся против всех правил - загадка.

Схожий помощник есть и при движении задним ходом. Для работы системы даже не понадобились дополнительные датчики - в дополнение к задним камерам инженеры приспособили штатные радары системы Side Assist, а вместо линии на стекле возникают тревожные стрелки-указатели на покрасневшем головном мониторе.

Работает Audi и над полностью автоматической системой парковки. Правда куда реалистичнее и любопытнее на сегодня выглядит ассистент автоматической парковки автомобиля с прицепом. С таким сервисом машина с прицепом будет рулить в ограниченном пространстве сама! Нужно лишь указать направление нужного курса с помощью шайбы основной коммуникационной установки MMI и виртуальной стрелки, а еще нажимать на тормоз и газ. Пережать педель газа можно больше не бояться.  С включенным помощником автомобиль будет ехать не быстрее 8 км/ч при любой силе нажатия.

А после журналистам позволили разбить Audi A6, сидя в симуляторе, интегрированном в настоящий A6 с панорамным экраном впереди и телевизорами вместо зеркал заднего вида. Скоростная дорога. Скорость 100 км/ч. В следующее мгновение раздается писк зуммера, а на панели приборов вспыхивает красный индикатор. Это радиолокационные датчики активного круиз-контроля заметили стоящий в тоннеле автомобиль. Водителю его не видно, но система Audi pre sense plus уже подняла давление в тормозной системе, подвела колодки к тормозным дискам и перевела подвеску в жесткий режим - для лучшей реакции в случае маневра. Через мгновение человека затягивает ремень безопасности. И стоит теперь лишь коснуться педали тормоза - система прибегнет к экстренному замедлению: все это сэкономит около восьми метров тормозного пути! А если вообще никак не реагировать на писк и мигание? Тогда автомобиль сам закроет окна и люк, заморгает «аварийкой» и задействует тормоза. Но не в пол - сначала на треть (с замедлением до 3 м/с2), а в последние секунды вполовину (до 5 м/с2).

Эпоха будущих Audi - эпоха автопилота? Нет! Это эпоха огромного количества ассистентов, облегчающих жизнь водителя в быту и снижающих последствия его ошибок. К 100% автоматике человек еще не готов, а инженеры уже готовы.

Текст: Роман Харитонов

Сенсорные датчики и видеокамеры Audi

Большинство людей даже не подозревают, что современные автомобили, оснащенные множеством электронных систем, напичканы камерами, датчиками, сенсорами и другими «органными чувств» в таких количествах

Наглядная демонстрация системы Audi Intersection assistаnt в действии

Наглядная демонстрация системы Intersection assistаnt в действии.

дополнение к Intersection assistаnt

А это некое дополнение к Intersection assistаnt. Через год это система уже будет доступна на серийных машинах! Если при остановке попытаться открыть дверь перед приближающимся сбоку автомобилем, загорится предупреждающий треугольник возле ручки и встроенная в обшивку полоска, но дверь при этом не заблокируется, в надежде на сознательность владельца.

Кругозор системы Intersection assistаnt

Кругозор системы Intersection assistаnt. В зависимости от режима движения.

LED-технологии Audi

LED-технологии недешевы - одна фара это 44 светодиода дневного света и поворотников, 10 среднего радиуса действия и еще пара мощных четырехчиповых светодиодов дальнего света плюс встроенные вентиляторы охлаждения.

Audi A7 с прицепом

Audi A7 с прицепом? У нас подобное невозможно представить. В Европе такая картина пусть не норма, но вполне допустима. Так немцы показывали систему помощи при парковке с прицепом в действии.

А это видит водитель на экране MMI при ее работе.

А это видит водитель на экране MMI при ее работе.

В шар фаркопа Audi встроен датчик положения

В шар фаркопа встроен датчик положения (за подвижным синим кольцом), наложенный на изображение с камеры заднего вида сектор показывает возможные углы поворота.

В отличие от BMW, применять лазеры в фарах Audi не планирует.

В отличие от BMW, применять лазеры в фарах Audi не планирует. Но им нашлось место в задних противотуманных фонарях - широкий луч отлично виден в дымке, а черта на земле предупреждает водителей о безопасной дистанции (расстояние зависит от скорости).

Мультипликационные «струи» вместо привычных фонарей скорее фантазия, чем реальна перспектива.

Мультипликационные «струи» вместо привычных фонарей скорее фантазия, чем реальна перспектива.

Отличный асфальт, конусы и надувной манекен автомобиля - одни из атрибутов ездовой части презентации систем и технологий Audi.

Отличный асфальт, конусы и надувной манекен автомобиля - одни из атрибутов ездовой части презентации систем и технологий Audi.

 


Статьи по теме