28.03.2013

Continental о рынке первичной комплектации

Интервью Карлхайнца Эверца, главы Отдела исследований глобального подразделения легковых и легкогрузовых шин концерна Continental, о рынке первичной комплектации

Ганновер, март 2013 г. Continental является одним из мировых лидеров в области производства шин для легковых автомобилей и легкого грузового транспорта. Карлхайнц Эверц, глава отдела исследований шинного подразделения концерна Continental, предпринял попытку оценить перспективы шинной индустрии в сфере производства шин для первичной комплектации.

 

- В настоящий момент Continental обеспечивает шинами для легковых автомобилей и малотоннажного грузового транспорта почти треть всех новых транспортных средств, продаваемых европейскими автопроизводителями; в США компания поставляет более 15% продукции в этом секторе. Какие регионы Вы рассматриваете как потенциальные для дальнейшего расширения?

- В 2012 году Continental в очередной раз успешно сохранили наше положение на европейском рынке в секторе легковых шин первичной комплектации, а также шин для легкого  грузового транспорта. В регионе НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) мы обладаем 15-процентой рыночной долей. Перспектива развития для компании в ближайшие годы - это Азия. Мы бы хотели предложить этому быстро развивающемуся региону нашу высококачественную продукцию, произведенную на заводе в городе Хэфэй в Китае. Это позволит нам поддерживать развитие высококлассного автопроизводства в данном регионе. Мы готовимся расширить мощности в Хэфэе до 8 млн легковых шин и шин для легкого грузового транспорта в год. Важную роль в нашем бизнесе так же играет Южная Америка, т.к. в этом регионе сейчас тоже быстро растет количества автомобилей. Мы уже заложили «фундамент», построив завод в городе Камакари в Бразилии, где планируем вдвое увеличить ежегодное производство - до 9 млн шин к 2015 году. Конечно же, в этот список следует включить и Россию. В обозримом будущем этот рынок станет одним из важнейших в Европе, и к концу 2014 года мы будем экспортировать шины для первичной комплектации, произведенные на нашем заводе в Калуге.

 

- Какие качества шин являются приоритетными для производителей, если мы говорим о кпд шин; за какими тенденциями вы особенно следите?

- В течение вот уже нескольких лет все более возрастают требования к снижению сопротивления качению. И это должно быть достигнуто не в ущерб безопасности, например, при торможении на мокрой дороге или при износе шины. Еще один аспект данного вопроса - тенденция увеличивать диаметры и размеры шин, вследствие чего мы, как один из крупнейших производителей шин, придерживаемся технических условий, задаваемых автопроизводителями. Наконец, есть также широкая, но еще не четко обозначенная область, как электромобили. Пока что нет однозначных прогнозов насчет того, насколько большим окажется этот сектор в будущем. Однако вне зависимости от сценария развития мы можем обеспечить это рынок нашими (в т.ч. и зимними) шинами Conti.eContact. Выпускаемая компанией продукция позволяет нам занимать хорошее положение в отношении упомянутых выше трендов.


- Какую роль в вашем бизнесе играет производство зимних шин?
- Относительно объемов производства зимние шины не играют главной роли в сфере шин первичной комплектации. Тем не менее, они сильно благоприятствуют потребительской лояльности среди автомобильных дилеров, а значит, чрезвычайно важны на рынке запчастей для пассажирских и легких грузовых автомобилей. Т.к. сейчас снижен объем продаж новых транспортных средств, продажа зимних шин - хорошее подспорье для наших партнеров. К тому же, этот сектор обладает большим потенциалом, особенно в отношении производства шин для скоростных авто с полным приводом. Однако нам необходимо согласовать несколько выпусков зимних шин с различными производителями, прежде чем мы сможем поставить на них соответствующие особые отметки (BMW > *, Audi > RA1, Mercedes-Benz > M0, Porsche > N1).

 

- Были ли в 2012 году выпущены какие-либо модели, которые Вам особенно запомнились?
- В Европе в 2012 году мы снова получили множество лестных отзывов о наших летних шинах. Было особенно приятно услышать это от автопроизводителей высшего класса, готовых использовать эти шины для моделей своих автомобилей: от Audi - для моделей S8, A8, A7, A6, RS4 и A3; от BMW - для 1 и 3 Серий GT; от Mercedes-Benz - для моделей  A-, B-, C- и S-класса; от Porsche - для их Cayman и Panamera; от VW - для новой модели Touareg Hybrid, выпускаемой на американском рынке, а также для Amarok и др.; от Land Rover - для их нового Range Rover; от Maserati - для Quattroporte; от Toyota - для Vios.

 

- Каковы долгосрочные перспективы сотрудничества с автопроизводителями в сфере поставок шин первичной комплектации в быстро развивающихся странах БРИК?
- Почти все производители сейчас внимательно относятся к этому региону, т.к. стремятся извлечь выгоду из динамичного развития этих стран. Мы поддерживаем их нашей высококлассной продукцией. Строительство завода в Китае уже помогло нам  значительно расширить и собственные возможности роста. Ключевым фактором успеха деловых отношений компании является работа нашего отдела по работе с заказчиками. Его структура уникальна, автопроизводителям достаточно иметь лишь один определенный контакт в компании Continental, чтобы вести дела в мировом масштабе. Это увеличивает эффективность наших отношений и позволяет легко достигать взаимопонимания.

 

- Что, по Вашему мнению, ждет мировое производство шин первичной комплектации для пассажирских и легких грузовых автомобилей, машин с полным приводом и грузового транспорта в 2013 году?
- В 2013 году мы ожидаем 2-процентный рост объема мировых продаж транспортных средств. При этом европейские продажи опустятся немного ниже уровня 2012 года, в то время как в Северной и Южной Америке объемы возрастут на 2-3%, а в Азии - на 3-5%.

Подразделение шин

В 2012 шинное производство принесло подразделению шин компании Continental, одному из крупнейших мировых производителей шин со штатом сотрудников в 42, 000 человек, около €9.7 млрд. Компания имеет 22 конструкторских и производственных подразделения по всему миру. Благодаря разнообразию продукции, а также постоянным вкладам в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, Continental является рентабельной и экологически эффективной компанией. 

 

Шины для легковых и легких коммерческих автомобилей

Continental - один из ведущих европейских производителей шин для легковых и легких коммерческих автомобилей. Компания также занимает четвертое место в мире по выпуску шин для пассажирского транспорта на рынке ОЕМ. Главная цель Continental при разработке моделей шин высшего качества - оптимизировать те характеристики, которые важны для безопасного вождения, и в то же время минимизировать износ шин.

В качестве дополнения к интервью  Карлхайнца Эверца при водим данные годового отчета подразделения шин Continental

1.         Безопасное вождение

По сравнению со своими предшественниками, наши новые шины Continental ContiPremiumContact 5 помогают на 15% сократить тормозной путь на мокрой дороге. Модель сочетает в себе низкий уровень сопротивления качению, большой пробег, точное управление, а значит - комфортное вождение. У данной модели увеличены блоки протектора, что помогает увеличить площадь контакта с дорогой и стабилизировать сам протектор шины, тем самым позволяя шинам хорошо «держать» дорогу при поворотах. Наши инженеры сумели сократить тормозной путь благодаря поперечным желобкам, которыми покрыт протектор, в результате чего при торможении охватывается максимально большая часть поверхности. Дополнительные дренажные канавки размещены таким образом, чтобы автомобиль можно было остановить мгновенно, особенно на мокрой дороге. Эти элементы действуют подобно дворникам на лобовом стекле, очищая шину от водной пленки, что позволяет сократить тормозной путь даже во время дождя.

 

2.         Исследования и разработки

Деятельность компании Continental в сфере новых исследований и разработок позволяет ей распознавать зарождающиеся на рынке тренды, следовать им и формировать их

Компания Continental вкладывает много сил в новые исследования и разработки (R&D), что позволяет ей сохранять конкурентоспособность и инновационность. Ключевой элемент нашей стратегии - работа со всей цепочкой начисления (или формирования) стоимости продукта. Поэтому мы поддерживаем исследовательские центры по всему миру, что позволяет компании удовлетворять потребности любого рынка.

 

В течение последних финансовых лет концерн Continental всегда поддерживал расходы на новые разработки на высоком уровне. Так, в 2012 году затраты на сектор R&D возросли на 9.8%, достигнув 1, 766.2 млн евро в годовом исчислении.

Работа в сфере исследований и разработок сегодня - это гарантия того, что завтра зрелый и насыщенный рынок будет обеспечен новыми перспективными предложениями, в то время как на молодых рынках будут заданы новые стандарты качества, которые позволят нам стать лидером с самого начала работы на них.

В будущем развитие автомобильного рынка будет обусловлено основными трендами автоиндустрии: безопасность, внимательное отношение к окружающей среде, а также управление информацией. При этом каждое из данных условий должно быть финансово доступным для потребителей. Мы знаем, как справиться с такой сложной задачей, поэтому постоянно разрабатываем новые технологии в соответствие с главными трендами, упомянутыми выше.

 

Передвижение в будущем будет основано на автоматизированной системе управления автомобилем. Поэтому разработка продуктов, аппаратурных блоков и систем для поддержки автоматизированного вождения является для нас одной из основных задач в рамках долгосрочной стратегии развития. Над этой проблемой уже сейчас трудятся более 1, 300 специалистов, разрабатывающих такие устройства, как, например, круиз-контроль или система экстренного торможения.

 

Наш путь к автоматизированному вождению состоит из трех этапов:

Во-первых, создание частично автоматизированной системы вождения к 2016 году. Этот процесс уже начался (с помощью специальных программ машины могут сами «видеть», рулить и тормозить), а с 2016 года такие системы смогут помогать водителям, например, на низких скоростях в ситуациях, когда движение на дороге сильно затруднено. Тем не менее, водитель все же останется ответственным за то, чтобы постоянно внимательно следить за происходящим на дороге.

Во-вторых, внедрение автоматизированной системы вождения с 2020 года, что допускает ее применение на высоких скоростях, позволяя водителям использовать время, проводимое за рулем по своему усмотрению (хотя такие системы все же предполагают, что водитель может в любой момент взять управление на себя).

В-третьих, полностью автоматизированное управление автомобилем с 2025 года. Предполагается, что водитель сможет полностью доверить управление системе.

В 2012 году мы стали первой компанией, получившей лицензию на проведение испытаний систем автоматизированного управления на дорогах в штате Невада, США.

 

Электрификация автомобилей может сыграть ключевую роль в сокращении выбросов углекислого газа в атмосферу, поэтому мы считаем, что производство систем электромобилей - наша «инвестиция» в будущее. В скором времени электромобили станут вполне конкурентоспособными - как из-за законодательных требований, так и по желанию потребителей. Мы уже собрали демонстрационный автомобиль, при изготовлении которого была использована продукция, производимая каждым из наших подразделений. Тем самым мы хотим показать, какой широкий спектр товаров можем предложить. Кроме того, чтобы поддержать автопроизводителей в процессе внедрения электромобилей, в сотрудничестве с сеульской фирмой SK Innovation Co., Ltd. Мы основали совместно контролируемую компанию под названием SK Continental E-motion для создания батарей для электромобилей.

 

Новые технологии в тестировании шин

Создав новый встроенный автоматический анализатор системы торможения (AIBA), который находится на нашем полигоне Contidrom под Ганновером, мы сделали большой шаг вперед в развитии технологии тестирования тормозных систем. Такое устройство позволяет - без участия человека - разгонять автомобиль до 120 км/ч, а затем тормозить. Тесты могут проводиться на различных поверхностях как при сухой, так и влажной погоде, а так же на обледенелой дороге. Таким образом, Continental - первая компания, способная проводить тесты шин в любое время года. В последние годы компания также существенно расширила отделения исследований и разработок на китайском рынке. Наши подразделения в таких городах, как, например, Чангшу или Жангджиаганг, занимаются исследованием сырья, разработкой материалов, созданием новых приложений и др.

 

3.         Подразделение шин: объемы продаж в различных регионах

В 2012 году в Азиатско-Тихоокеанском регионе компания Continental успешно запустила на рынке новую линейку продуктов (HYBRID) - новые шины для коммерческого транспорта. Подразделение шин для коммерческих автомобилей существенно увеличило объем продукции линейки ContiLifeCycle в Северной и Южной Америках (шины, частично созданные из переработанной резины). Для подразделения шин была разработана стратегия Vision 2025 - на этой основе соотношение производства, продаж и обслуживания должно стать более сбалансированным.

 

Ближе к осени 2013 года будет запущено производство шин для легковых и легких грузовых автомобилей на шинном заводе Continental в Калуге, расположенном в 170 км от Москвы. Отделением шин для коммерческого транспорта были также сделаны инвестиции в производство в городе Пухов (Словакия). Кроме того, в 2012 году началось строительство завода по переработке шин и восстановлению протекторов в Ганновере (Германия). Он начнет свою работу в третьем квартале 2013 года.

Завод в городе Хэфэй (Китай), запущенный в 2011 году, теперь выпускает еще и  шины для велосипедов. А на нашем заводе в городе Модипурам (Индия) началось производство грузовых шин радиального типа.

Помимо всего прочего, мы продолжаем расширение своих мощностей в США. Самая большая инвестиция в этом регионе - наш новый шинный завод в Самтере, Южная Калифорния, где производство начнется с 2014 года.

 

4.         Развитие подразделений компании: шины

Объемы продаж шин Continental для пассажирского и легкого грузового транспорта остались на уровне прошлого года. Производство шин первичной комплектации несколько возросло, а на рынке автозапчастей в странах Азиатско-Тихоокеанского региона объем продаж шин для легковых и легких грузовых автомобилей увеличился на десятки процентов. В странах ЕБВА нам удалось укрепить свою позицию на рынке, а вот торговля в Северной и Южной Америках не оправдала ожиданий полностью.

Объемы продаж отделения шин по сравнению с прошлым годом возросли на 10.9%, достигнув 9, 665.0 млн евро. До изменения порядка составления списка компаний, способных участвовать в составлении сводных счетов, а также до смены валютного курса, рост продаж составил 7.0%. Отрегулированный показатель EBIT возрос на 424.8 млн евро (35.5% в годовом исчислении), а показатель EBIT - на 439.7 млн евро (36.8%). Рентабельность продаж выросла на 16.9%, а доходность капитала - на 36.9%.

 

В 2012 году определенные процессы (к примеру, сокращение пенсионных обязательств в Североамериканской зоне свободной торговли) положительно повлияли на деятельность подразделения шин, привнеся в ее бюджет 31.4 млн евро.

Несколько снизилась цена на сырье: натуральный каучук подешевел на 30%, бутадиен, используемый для производства синтетической резины, - на 9% в Европе и на десятки процентов в остальных регионах. Несмотря на довольно напряженную ценовую ситуацию в отношении синтетической резины, а также продуктов на основе сырой нефти, компанией был проведен ряд мероприятий («Supplier Value Leadership Program», а также программы сотрудничества с ключевыми поставщиками), позволивших сделать накопления даже в условиях больших затрат на производство.

По сравнению с 2011 годом, расходы на амортизацию возросли на 7.8 млн евро, составив 338.6 млн евро (3.5% от продаж). Текущие оборотные активы шинного подразделения выросли на 357.7 млн евро в годовом исчислении, достигнув 4, 154.3 млн евро. Также произошло уменьшение оборотного капитала на 52.4 млн евро и рост материально-производственных запасов на 84.7 млн евро. Текущая дебиторская задолженность снизилась на 105.4 млн евро, а операционные обязательства возросли на 31.7 млн евро.

Нетекущие оборотные активы составили 2.907.0 млн евро. Однако изменение валютного курса в целом сократило оборотные активы шинного подразделения на 53.7 млн евро, хотя в среднем оборотные активы подразделения выросли на 869.3 млн евро. Прирост подразделения шин увеличился на 193.1 млн евро, а расширение капитала составило 8.6% от продаж. Количество сотрудников компании возросло на 1, 389 человек (составив 42, 524 человек), что было вызвано расширением производственных мощностей, в т.ч. запуском новых заводов в Калуге, Россия, и в Самтере, Южная Калифорния, США.

 

 


Статьи по теме