29.02.2012

Нужны ли электромобили Москве?

Электромобили добрались до Москвы - 28 февраля 2012 года состоялось открытие первой очереди сети электрических зарядных станций. Какое будущее их ждёт?

28 февраля 2012 года в Москве на Садовнической улице состоялось открытие первой электрической зарядной станции в рамках реализации пилотного проекта «МОЭСК-EV» ОАО «МОЭСК». Планируется , что первые 28 заправочных станций для электромобилей будут установлены на территории Москвы и Московской области.

Как заявляет Проект «МОЭСК-EV», проект носит преимущественно исследовательский характер. Основная цель проекта - получение информации об особенностях эксплуатации инфраструктуры для электромобилей в условиях мегаполиса, которая позволит разработать общую концепцию развития электротранспорта в крупных городах России, а также подготовить проекты стандартов и требований к техническим регламентам функционирования общественных и частных зарядных станций. Также проект должен помочь выяснить, какой тип зарядки оптимально подходит к отечественным условиям эксплуатации. Для этого на территории обслуживания компании в Москве и Московской области планируется установка станций различного типа.

Экологи рукоплещут, а вся продвинутая общественность должна радоваться. Вопрос в том, чему?

В настоящее время в России эксплуатируется минимальное количество электромобилей, а официально поставляется в Россию только Mitsubishi i-MiEV. За бравурной отчетностью о том, что,  несмотря на, прямо скажем, немалую стоимость в 1,8 млн. рублей, вся первая партия поставленных в Россию автомобилей была «просто сметена» стоят более чем скромные цифры. По итогам первых трех месяцев с начала продаж в России был продан 41 электромобиль Mitsubishi i-MiEV, а еще 10 были презентованы компанией экологическим структурам Москвы.

Надо сказать, что скромные цифры продаж электромобилей вовсе не характеризуют россиян как экологических монстров и ненавистников Гринпис: русские покупатели вложились в экологичную технику существенно больше, чем их европейские коллеги. Например, за аналогичный период россияне купили электромобилей Mitsubishi i-MiEV в 1,2 раза больше, чем в Швейцарии, в 2,4 раза больше чем во Франции, и в 2,6 раза больше, чем в Нидерландах.

Говорят, что скоро монополия Мицубиси на российском рынке электромобилей будет нарушена - сертификацию уже проходят другие модели, такие как Chevrolet Volt, Nissan Leaf и Renault Fluence. Однако будут ли данные автомобили востребованы именно в Москве, даже если вся московская правительственная рать будет хором петь праздничные хоралы и гимны электрической автотехнике, а также вкладывать немалые деньги в различные, зачастую сомнительные проекты электробусов и прочих электрических мобилей?

В этом есть большое сомнение. Причин тому несколько.

Начнем с длительности заправки, в данном случае - зарядки.

Если автомобили, использующие продукты нефтепереработки, заправляются по нескольку минут, то электрические автомобили - по нескольку часов. Уж если обычные «протеже нефтяного лобби» частенько выстраиваются в мегаполисах за бензином в очереди, то страшно представить, какие поистине шекспировские страсти будут разыгрываться на электрозаправках.

Но и это еще цветочки: а что делать водителю, пока его электрический «конь» кормится? Танцевать джигу, или воспользоваться подземным электрическим транспортом на железных колесах? Тем самым, который и так уже напоминает завод по изготовлению килек в банках, и куда московское правительство пытается напихать еще больше рыбок? Но если все равно придется пользоваться метро, тогда зачем дорогостоящий автомобиль? Тогда уж лучше купить велосипед.

Правда, конечно, можно зарядить электромобиль и от обычной сети, без использования спецзаправок. Но для Москвы это уже из области фантастики: представляете себе обычную 20-этажную панельку в спальном районе, где из каждого окна к автомобилям протянуты удлинители? - Художники-авангардисты обзавидуются этой инсталляции.

Если электросеть дома все же выдержит подобные издевательства (что тоже из области фантастики), немного усложним задачу и будем нагнетать обстановку: поднимается ветер, начинается ливень... и вся эта электрическая гирлянда с красивейшими электрическими разрядами и характерным потрескиванием развевается вокруг демонической панельки словно волосы медузы горгоны. Спецэффекты ночных и дневных дозоров нервно отдыхают.

И даже если подобным вариантом заправки рискнут воспользоваться только нижние жильцы, которым не надо будет с мучениями опускать кабель, обошедшийся в кругленькую сумму, то пожарные службы тут же забьют тревогу. Погоду никто не отменял, да и вандалов на улицах хватает - кто ж пройдет мимо кабеля, воткнутого в машину, если и так-то с гвоздем мимо машины пройти просто так не всегда удается? И это  не говоря уж о возмущенных соседях, у которых над головами будут тянуться провода - азиатские традиции паутин кабелей надо головами в России понимания не находят.

Соответственно, подобные «шнурки из окна» возможны только там, где есть частный сектор. Для Москвы это уже в основном Подмосковье - районы элитной застройки, коттеджные поселки и таунхаусы (если позволяет парковка).

Конечно, можно было бы сделать возможность заправки на различных паркингах и крытых стоянках, где есть охрана, но пока это все также из области фантастики - вкладываться в автомобильные электророзетки владельцы этих мест пока не спешат.

И даже если МОЭСК построит эти 28 заправок, они все равно погоды не сделают - владельцам электромобилей придется гонять своих железных коней далеко, чтобы заправиться. Правда, владельцев новоприобретенных автомобилей можно успокоить: даже если россияне купят еще столько же электромобилей, сколько уже куплено, очередей на заправках не будет.

Кстати, не забудем историю с повсеместным внедрением газа в качестве топлива. Вначале, пока автомобилей было мало, а чиновникам было выгодно использовать эту идею для продвижения себя, любимых, цена на газ была низкой. Потом же она резко выросла. Не произойдет ли подобное с электричеством? Уж если в олигополии нефтяных компаний подобное легко возможно, то в монополистической электросети это произойти может куда быстрее. Вот и компания Volvo всерьез задумалась о том, чтобы облегчить владельцам электромобилей расчет стоимости одной заправки.

Дальность хода - подводные камни.

Счастливого владельца электромобиля, решившего животрепещущие проблемы с зарядкой, поджидает новый подвох, связанный с дальностью хода. К заявленным цифрам о дальности хода нужно относиться с большой долей скептицизма.

Несмотря на то, что во время торможения электромобиль сам себя подзаряжает, до реального воплощения вечного двигателя пока далеко. Зарядка с помощью рекуперативного тока не восстановит заряд батареи, использованный электропотребителями автомобиля.

Поэтому зимой, когда включен обогреватель, и летом в жару, когда работает кондиционер, заявленное расстояние нужно делить на три, не задумываясь. В результате вместо оптимистичных 150 км запаса хода мы получаем... 50. А это в условиях Москвы очень скромное расстояние.

Учитывая, что визитной карточкой Москвы являются пробки и бесконечная борьба с ними, то картина становится еще печальнее. Если застрявший в глухой пробке владелец обычного автомобиля всегда может воспользоваться канистрой и сбегать до заправки, то электромобиль встанет безнадежно. Дальше - только буксировка до ближайшей станции подзарядки.

Вряд ли человек, который готов выложить почти 2 миллиона рублей за экологические «понты» будет готов реально стоять в пробках на своем электромобиле. В результате электромобиль будет стоять «для гостей», чтобы наглядно показывать степень  «продвинутости» владельца. В реальности же человек будет ездить на более приспособленном виде транспорта.

Утилизация использованных батарей.

Если в крупных городах утилизация обычных автомобильных аккумуляторов ни шатко ни валко но идет, то в мелких сдать коробочку с кислотой проблематично. Да что говорить, централизованная утилизация обычных батареек пока никого во властных структурах особо не интересует, а ведь это серьезный источник тяжелых металлов, отравляющих всё вокруг. Все это осложняется тем, что даже там, где сбор отработанных аккумуляторов налажен, дальнейшая судьба батареек зачастую оказывается печальной: их попросту свозят на обычные свалки. Хотя и централизованно. Переработка мусора у российских чиновников пока еще не в моде. Поэтому будь человек тридцать раз поборником защиты экологии, реализовать свои убеждения на практике ему крайне сложно.

Вопрос о том, как будет организована утилизация мощных батарей электромобилей, пока вообще не стоял на повестке дня. Как все будет происходить - никому ничего не ясно. Кстати, также не до конца понятно, сколько в реальности сможет проходить одна батарея в условиях российского климата, и во сколько встанет ее замена.

Электромобили никому не нужны?

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что Москве в массовом пользовании электромобили не нужны. Для их эксплуатации попросту нет инфраструктуры. А цена электромобилей пока высока до головокружения.

Кстати, новая реклама Subaru включает в себя демонстрацию электромобилей.

Несомненно, хорошо, что правительство Москвы уделяет внимание экологическим проблемам. Но пока это больше похоже на масштабную пиар-акцию о внедрении «в жизнь» очередных «новых» технологий, под которую можно освоить очередной бюджет.

В реальности, электромобили в России могут оказаться востребованными. Но вовсе не в Москве и других крупных городах.

Наиболее перспективными потребителями электромобилей могут стать небольшие города. Там и расстояния поменьше, и сделать инфраструктуру электрозаправок проще, да и частный сектор развит лучше. Пробками же небольшие города не страдают. Однако единственной машиной в семье электромобилю пока не стать: любой выезд за пределы города на трассу будет приключением, причем не всегда приятным.

Если цена на электромобили снизится хотя бы в два раза, то, возможно, российский покупатель и станет «сознательным» самостоятельно, без надрывного насаждения «великих идей» сверху. Не настолько все плохо у россиян с осознанием ценности экологии, как то хотят представить в своих пиар-акциях чиновники. А вот с зарплатами в этих небольших городка очень часто не очень. Поэтому хотелось бы видеть не только бравурные мизансцены будущего экологического счастья, но и реальные шаги по удешевлению электротехники и налоговые льготы для владельцев подобного транспорта.

Вторым перспективным рынком электромобилей видится их использование в качестве транспортного средства для передвижения в больших технопарках: расстояния между зданиями большие, велосипед далеко не всегда удобен, и электромобиль вполне может стать тем самым реальным решением всех проблем.

Ну, и конечно же, использование электромобилей в качестве транспорта в различных лесопарках. Собственно, первые шаги по внедрению этого варианта уже сделаны:  10 электромобилей Mitsubishi i-MiEV поставлены Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы для работы экологических инспекторов на особо охраняемых природных территориях на юго-западе Москвы.

Других перспектив у электромобилей в России пока не видно.

Текст Натальи Парамоновой

См. также: новости по теме "электромобили"


Статьи по теме