12.01.2014

Итоги ушедшего 2013-го

2013-й начинался многообещающе, с высокой ноты – ведь предыдущий 2012-й стал рекордным по продажам новых авто. Что из этого вышло? И с чем мы вошли в 2014-й?

В автомобильном бизнесе 2013 год начинался с высокой ноты и обещал стать очень успешным, поскольку предыдущий 2012 год стал рекордным по продажам новых авто. В 2012-м в России купили 2 935 111 новых автомобилей, против 2 897 459 официальных машин на первичном рынке в 2008-м году.

В прогнозах на 2013 год значилась стабильность. Но предположения председателя комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса Йорга Шрайбера о возможных колебаниях рынка в 5%, что в абсолютных цифрах значило бы приблизительно 2,95 миллиона новых автомобилей, не оправдались. Рынок отступил вниз: продавцам и автопроизводителям в 2013 пришлось нелегко, впрочем, как и водителям.

С 1 января 2013 был увеличен транспортный налог в столичном регионе. Примечательно, что повышение ударило только по группам маломощных автомобилей и не коснулось тех, у кого под капотом свыше 200 л.с. Плюс к этому машины с мощностью больше 200 лошадей вывели из льготной категории. С 1 января 2013 ветераны и многодетные семьи лишились льготы на транспортный налог, чем государство косвенно утвердило, что важнейшие социальные заслуги, которых в мирное время можно ожидать от населения -  служба в армии и многодетность - являются уделом нищих. То есть людей с автомобилями до 200 «лошадок».

Приблизительно тогда же была провозглашена идея не пускать в центр Москвы неэкологичные автомобили. Реализация предложения была отодвинута к 2015 году, хотя периодическое обсуждение велось весь 2013-й год. Кстати, под занавес года возникла идея внедрения повышающего коэффициента транспортного налога на старые машины. И это помимо введения «ценза оседлости» - массовой организации платных участков автодорог с заоблачной ценой в 150 рублей за 20 километров, где автомобилисты не имеют никаких шансов на льготы при оплате «воздуха» - никаких улучшений на этих участках нет. Ни освещения, ни улучшения дорожного полотна – эти дороги ничем не отличаются от «обычных». О чистых теплых и туалетах и говорить не приходится: кучи дерьма и стойкий запах мочи по-прежнему являются отличительной чертой обочин, особенно недалеко от гордых значков с «продвинутыми» значками на «иностранном» - WC. Но вернемся к нашим «баранам», ведь крепостным нельзя выказывать недовольство, им надо лишь энергично радоваться любым барским затеям.

В феврале 2013-го года была опубликована статистика, показавшая, что по вине пьяных водителей произошло 7% аварий, а из-за плохих дорог – 20%. Но борьба, как и следовало ожидать, велась отнюдь не с плохими дорогами. От безызвестного «Союза пешеходов» последовало предложение сократить максимальную скорость в городе до 50 км/ч. Автомобилисты, в большинстве своем и так боящиеся лишний раз нарушить правила, получили щелчок по носу. Председатель «пешеходов» заявил, что пока в России не обеспечены безопасные пешеходные переходы, нет морального права повышать штрафы за нарушение правил дорожного движения для пешеходов. Так что, если вдруг в третьем ряду МКАДа на капот вам приземлилась «наклейка» - сами виноваты. Хотя и пешеходов тоже в чем-то понять можно – неизвестно, что страшнее: перебежать автомагистраль или воспользоваться многоэтажными лестницами ужасающего вида пешеходных переходов. Но мы снова отвлеклись.

С 1 марта 2013 мэр столицы России г-н Собянин законодательно запретил езду транзитных грузовиков, массой свыше 12 т, по МКАД. В марте же обозначились первые изменения в регламенте регистрации автомобилей, вступившие в силу в октябре.

Следующий месяц – апрель – тоже оказался богат на события:

- во-первых, 1 апреля 2013 в Больших Вязьмах Д.А. Медведев удивился наличию на дорогах страны неприкасаемых. Узнал он об этом совершенно случайно, из опроса ВЦИОМ, по данным которого 75% водителей нашей страны полагают серьезной проблемой как раз наличие касты «неприкасаемых». Комментарий Медведева на эту тему, как всегда, был запоминающимся: «Не надо наказывать, ну там, к уголовной ответственности привлекать, еще чего-то. Уволить просто за это нужно. Причем на разных позициях. Прокурор – значит, пошел вон. Если кто-либо из соответствующего списка – до свидания». Ну, то есть, поставьте в угол шалунишек, да и дело с концом.

- Во-вторых, Председатель Правительства решил перевести транспорт на газ. Прямо как в анекдоте про Горбачева и мрущих курочек – что бы еще им такое нарисовать?

- В-третьих, депутат Госудумы Лысаков переметнулся со стороны водителей на сторону государства, предложив соединить вместе штраф и административный арест, а также штраф и лишение прав. Напомним, ранее это наказание применялось по отдельности. Примечательно, что подобную практику не одобряет 50 статья Конституции, запрещающая наказывать за одно деяние два раза. Но кто старое помянет, тому и глаз вон.

- И напоследок, в конце месяца удар последовал со стороны творцов московского Административного кодекса. Московские власти ограничили проникновение легких грузопассажирских автомобилей в центр Москвы. Владельцев пикапов, грузоподъемностью более тонны начали штрафовать за въезд в пределы Третьего транспортного кольца в дневное время. И не важно, что старая «шаха» от «джихад-такси», глохнущая  посреди полос – куда большая проблема, чем современный, оснащенный всеми современными средствами помощи водителю, автомобиль. Да и визуально пикап за 5 кг до «заветной» массы ничем не отличается от собрата «через 5 кг».

Но перейдем к маю. В мае 2013-го начались первые разговоры о внедрении новых методик обучения водителей и новых категориях в водительских удостоверениях. Позже категории оформились в виде окончательного закона, который не работает по сей день в силу отсутствия четких инструкций. Строгость наших законов компенсируется сами знаете чем.

В конце июня 2013 АвтоВАЗ и Renault отказались от участия в ММАС в 2014 по причине увеличения арендной цены павильонов. Потом они, правда, одумались. Новость показательна тем, что при немилосердном отношении к клиенту, эти две фирмы выражают недовольство подобным отношением в свой адрес. Удивительно, когда доставка автомобиля Renault до дилерского центра стоит отдельных денег. В Москве – в районе 6000 рублей, в Казани – 40 000 рублей, за Уралом еще больше. Но вспомним, что на самом деле эти две фирмы – одна, и поймем, что грех не воспользоваться «естественным правом» монополиста.

Все в том же июне страховщики, как всегда, «взвыли» по поводу убыточности бизнеса, предложив повысить тарифы. У этих попытка не увенчалась успехом: тарифы остались в 2013-м году прежними, но следущий заход может оказаться вполне успешным в наступившем 2014. Страховщики, как известно, терпеливые.

В июле 2013-го года наконец-то можно было и вздохнуть. Главная новость в отсутствии отдыхающих от трудов праведных законодателей заставила почувствовать гордость за неунывающих и несдающихся не перед какими трудностями российских водителей: путешественник Алексей Мочалов преодолел нашу страну (11 747 км) на автомобиле рекордно быстро. Почти за шесть дней, он с честью выдержав испытания необъятной страной, ее десятками тысяч километров дорог, присказка о качестве которых уже просто набила оскомину.

Но в августе к своим неустанным заботам и трудам вернулись отдохнувшие и набравшиеся сил чиновники. В начале августа 2013 года российская таможня исключила своим ведомственным приказом Россию из международного соглашения ООН – TIR, согласно которому загруженный и опечатанный груз не нужно разгружать и досматривать на границе, растомаживая его в конечной точке маршрута.

Тогда же тюменский полк ДПС «сдал» своего подполковника Сергея Беседина органам ФСБ и Следственного комитета за коррупцию и вымогательство. Предшествовало этому событию письмо жалобного содержания «наверх», подписанное подчиненным составом.

В этом же месяце ФАС показала, что не в силах повлиять на автомобильный бизнес. В партнерстве с комитетом автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) они разработали регламент взаимоотношений между представительствами и дилерами. Содержание документа разумное и правильное. Вот только санкций за его не исполнение нет. Регламент носит рекомендательный, не обязательный характер.

1 сентября 2013 грянула куча нововведений в КоАП (Кодекс об Административных правонарушениях). Минимальные штрафы выросли до 500 рублей. В действие законодательства добавилось понятие «повторное нарушение». Таковым считается рецидив, допущенный в течение года. При лишении водительский прав с 1 сентября 2013 водителям нужно пересдавать теоретический экзамен. Примечательно, что поправки ввели двойное или даже тройное наказание за одно нарушение.

Правда, водителям кинули «пряник», увеличив «бесплатный» лимит за превышение скорости. И самое главное, одной из самых радостных новостей ушедшего года, это отмена 0 промилле, т.е. введение погрешности алкотестеров. Сейчас в выдыхаемом воздухе допустимо 0,16 спирта на литр выдыхаемого воздуха. Мера правильная, поскольку защищает невинных водителей от произвола полиции, не освобождая пьяниц от наказания.

Еще в начале сентября в СМИ обсуждалась возможность запрета звуковых автосигнализаций, инициированная депутатами. Но конкретного решения по данному вопросу пока так и нет. А ночи по-прежнему разрывают мартовский плач обиженных авто. При наличии современных беспроводных технологий оповещения владельца выглядит это как сиквел фильма «Назад в будущее».

В начале октября 2013 начальник АвтоВАЗа – Игорь Комаров перекочевал в Космос. Лечить проблемы в космической сфере, как специалист высшего класса. Непонятно только, почему отрасль возглавил человек «со стороны», ранее не имеющий отношения к космосу.

В ноябре 2013 голландская фирма TomTom назвала Москву городом самых длинных пробок в мире. Водители в среднем простаивают в пробках 127 часов в год. А тем временем прекрасно налаженный общественный транспорт столицы заставляет пересаживаться за руль собственного авто очередные партии москвичей.

В декабре 2013 в Москве расширилась зона платной парковки до Садового кольца, внутри которого стоянка стоит 60 рублей в час. В пределах Бульварного кольца — парковка подорожала до 80 рублей в час. Первые платные парковки в Москве при мэре Сергее Собянине появились в 2012 году, на 550 машино-мест. По мнению властей, эксперимент себя оправдал. Однако есть основания полагать, что в 2014 московский опыт перекочует в остальные регионы страны. Интересно, как себя чувствует ушедший «по собственному» Сергей Байдаков, который так прокололся со своими 500 рублей в час за парковку в ЦАО в эпоху задабривания властями москвичей? Его же так показательно тогда пожурили за «ходьбу не в строй». И, да, что же все-таки с этим офшорами – кто же финальный бенифициар маленького «гешефта» от «скромного» потока платежей? Очень интересно, ведь необходимость повышения платы за «постой» и расширение охвата еще «неохваченных» скромный эстонский миллионер объясняет ничем иным, как успехом «мегапроекта»! Порадуемся и мы за человека: это и впрямь достижение - еще одна великолепная «кормушка» найдена! Главное, не забывать вовремя демонизировать автовладельцев, рассказывать об эффективности трещащей по швам в буквальном смысле слова московской подземки и массовых забегах теряющихся вечно где-то на маршруте новеньких автобусов, «гоняя» при этом ненавистные вёрткие маршрутки, и показывать образцовые поездки скромных чиновников в персональных вагонах метро в час пик.

Но хватит о грустном. Старый год сдал свой пост. Новый год наступил. И, не смотря на неприятные моменты ушедшего года, не такие уж и мрачные итоги продаж различных автопроизводителей все же говорят о несломленном духе обычных россиян: потребители по-прежнему желают обладать некоторым количеством лошадей под капотом и пока еще достаточной свободой передвижения. С наступившим вас Новым годом!

Автор: Роман Харитонов

 


Статьи по теме