15.02.2014

Автомобили на один раз

Как долго прослужит новенький автомобиль, чем оборачивается привлекательный ценник и вообще, куда ведут современные тенденции в автомобилестроении?

Портрет автомобильного потребителя изменился: водители XX века коренным образом отличаются от пользователей автомобилем XXI века. Несколько десятилетий назад даже в цивилизованной загранице под словом водитель подразумевался человек, не только управляющий машиной, но и понимающий физику и механику ее работы и движения. Советская действительность расширила «компетенцию» этого статуса применением теоретических знаний на практике, привнеся навыки автослесаря, что окончательно сделало из простого водителя шофера-профессионала.

Дружелюбие современной техники вырастило новое поколение потребителей, падких на рекламу и новомодные безделушки. А вот разбираться в деталях сегодня мало кто хочет, предпочитая доверяться рекламным слоганам и обещаниям. В последние годы считается нормальным «оплатить и забыть», в надежде на работу купленных технологий. Теперь машиной не управляют, а пользуются. Её не обслуживают, отдавая на ТО дилеру. А наличие электронных помощников считают за гарантию безопасности. Машина стремительно превращается в ширпотреб.

Производителям это на руку, и они тщательно работают над тем, чтобы ситуация не изменялась, а потребитель все меньше внимания обращал на технические детали. И даже если потребитель любопытен, все делается для того, чтобы самостоятельные изыскания были максимально осложнены. Понятно, что сегодня на одной продаже автомобилей много не заработаешь - основной бизнес делается в сфере послепродажного обслуживания. Тут и плановое ТО, которое безальтернативно на авторизованных сервисах, и запчасти, и оборудование.

Все бы ничего, если бы не одно «но». Пользуясь безграмотностью клиента, для снижения издержек и увеличения прибыли автопроизводители идут по пути упрощения конструкции. Очередное поколение автомобиля часто становится конструктивно примитивнее предыдущего, компенсируя утраты свежими опциями из списка приложений к мобильным устройства. Новые же, более примитивные, конструкции автомобиля получают «модное» название и красиво написанное профессиональными копирайтерами описание. И чем больше ценит себя автопроизводитель, тем красивее и заманчивее тексты.

Если бы этим «страдали» лишь автопроизводители дешевых авто, все было бы ничего. Например, китайский автопром или АВТОВАЗ – ну, не могут эти автопроизводители в сложившейся экономической ситуации предлагать что-то сверх обычного примитива за те деньги, которые они называют. Но надо понимать, что это касается не только автопроизводителей «второго» эшелона. Экономические реалии одинаковы для всех. К тому же избалованный комфортом потребитель все чаще начинает «воротить нос» от конструктивно «правильного» автомобиля, если он не напичкан целым набором электронных «прибамбасов». А благотворительность и идейность в условиях капитализма – верный путь к погибели. Вот и именитым автопроизводителям все больше приходится уделять внимания пиару, а не разработке инженерных конструкций: и проблем меньше, и маржа выше. Да и зачем метать «бисер перед свиньями», если потребитель все равно не понимает разницу.

Сложившийся тренд можно наглядно увидеть практически у всех автопроизводителей. Так, например, новые автомобили C-класса концерна Volkswagen AG теперь обрели модульную платформу MQB. Красиво звучит и набор букв симпатичный. Но если прежде у всех представителей концерна в гольф-классе сзади стояла «многорычажка», то в новых Audi A3, SEAT Leon, Skoda Octavia A7, Volkswagen Golf она осталась лишь в дорогих комплектациях с мощными двигателями, а в остальных уступила место более дешевой и примитивной балке. Вместо этого автомобили обрели USB, продвинутый мультимедиа и прочие опции.

Передняя «двухрычажка» сегодня удел сверх дорогих моделей, хотя раньше её можно было получить на многих седанах D-класса. Столь элегантная конструкция присутствовала на прежних Mazda 6, Honda Accord, Peugeot 407. Сейчас это чудо осталось только в Peugeot 508, да и то только в паре с дорогим и мощным мотором 2.2 литра (204 л.с.).

Интересно, что некоторые китайские автопроизводители ставят многорычажную подвеску на свои автомобили, завлекая в свои сети «тоскующих о прежних временах» покупателей. И цена при этом предлагается заманчивая. Казалось бы, вот он – все понимающий, заботливый и нежадный автопроизводитель. Но это рынок. И наличие подобной подвески – тоже просто маркетинговый ход. Слишком часто у китайского автопрома есть серьезные проблемы не только с общей конструкцией автомобиля, но и с качеством как сборки, так и собственно комплектующих. И рычагами тут проблему не исправишь.

Электроника – отдельная тема для разговора. В 80-е годы электронное оснащение статусных европейских седанов заканчивалось на электроприводе сидений, ABS и ряде других опций. Сегодня номенклатура возможного дооснащения даже простенького автомобиля поражает. Массовый сегмент предлагает электроприводы стекол, зеркал, сидений, климат-контроль, датчики парковки, камеры заднего вида... Список состоит из многих листов. Это только начало. Помимо этого средний ценовой сегмент практически в полном составе оснащается электронными системами стабилизации курсовой устойчивости и безопасности, а также системами контроля работы двигателя и коробки. За всем этим следит компьютер, внося свои коррективы и правки в поведение автомобиля.

Казалось бы, благодаря новому интерфейсу жизнь за рулем стала воплощением мечты, настоящей сказкой, которая наконец-то пришла в нашу серую реальность. Но и тут есть свои «но». Во-первых, чем сложнее система, тем менее она надежна. Тут не только глобальные вопросы в согласованности работы систем безопасности. Простая арифметика: чем больше узлов, тем выше вероятность их выхода из строя. А если ко всему этому добавить климатические и дорожные условия России, то риски поломок возрастают еще сильнее. «То лапы ломит, то хвост отваливается» - так себя слишком часто чувствуют новинки автопрома. То ядовитая химия проедает контакты, то «мозги» умирают от воды вместо бензина, то холода и ямы напрочь «съедают» пневомподвеску за пару лет.

Надежность окончательно исчезла из автомобилей. Новое тысячелетие началось с века одноразовых вещей. Это проявляется во всем, и автомобили здесь не исключение. «Непотопляемости» иномарок 70-х, 80-х, 90-х в современных моделях не встретить. Моторов-миллионников больше не будет, вместо них появятся экологичные турбомоторы с коротким ресурсом. Да и все остальные узлы и агрегаты «идут» по тому же пути, что в совокупности делает автомобиль ориентированным только на первого покупателя. Разговоры о надежности тех или иных марок сегодня практически полностью превратились в  пустой звук. Идеальная цель автопроизводителя, чтобы сразу после окончания гарантийного срока автомобиль попросту сам по себе развалился. Все верно: гигантские автомобильные заводы, рассыпанные по всему миру, должны работать, стабильно поставляя на рынок новенькие «погремушки».

По миру автомобили - уже давно ширпотреб. В Америке это случилось значительно раньше, в Европе несколько позже, а вот у нас этого по-прежнему нет. В городах насыщенность рынка растет, но в пересчете на площадь и население страны российский автопарк все еще скромен. В России машина пока все еще больше имиджевое явление. Слишком часто авто покупают не для того, чтобы ездить, а для демонстрации своих собственных успехов и достижений перед окружающими. Отсюда и высокие цены, сформированные голодом рынка, а также интересом государства и жадностью автопроизводителя.

Но не все так печально. Ситуация меняется. Все-таки автовладельцы – одна из самых активных категорий российского общества. И все возрастающая конкуренция заставляет автопроизводителей снижать аппетиты. Делается это не охотно, и цена вопроса – окончательное превращение автомобиля в «погремушку» с красивой оберткой. С государством тоже непросто – почему-то автовладелец для государственной машины априори является дойной коровой, которая должна знать свое место в коровнике и счастливо сдавать молоко «на благо колхоза». Но и тут периодически случаются позитивные сдвиги. А уж если это сборище случайных и не очень случайных людей, которые сейчас почему-то образуют государственную машину, когда-нибудь все-таки преобразуется в нормальное государство, то у нас есть шанс получить хотя бы гарантию на относительно безопасные автомобили. Достаточно поставить на серьезные рельсы независимую экспертизу, и делать свой собственный звездный рейтинг. Однако как раз перспектива независимой экспертизы пока серьезно пугает слишком многих игроков рынка, а госмашина им в этом потакает по целому ряду причин. Так что RussianNCAP - это, к сожалению, из разряда мечтаний о волшебном принце на белом коне.

И все это не вернет век надежных автомобилей. Машины со временем будут становиться все более примитивными и однотипными, а инженерный гений будет заменяться красотой и разнообразием лампочек и кнопочек, а также благозвучностью электронного голоса бортовой системы. Нам же придется привыкать спорить на форумах о том, у кого красивее фары и эффектнее подсветка салона, у кого экран лучше показывает видео, а приборная панель красивее рисует приветственную надпись. А вот когда память для списка звонков переполнится, мы просто будем менять автомобиль на новый. Примерно раз в три года. Будущее одноразовых авто уже наступило.

Текст: Роман Харитонов, Наталья Парамонова


Статьи по теме