28.07.2008

Автомобили KIA российской сборки

Иномарка российской сборки — какая она? В чем отличия такого автомобиля от собранного в другой стране? Какие именно операции выполняются руками наших рабочих? Как обстоят дела с качеством таких автомобилей? Эти вопросы интересуют многих покупателей. За ответами на них мы отправились в Ижевск, на завод «ИЖ-Авто», где налажена сборка автомобилей KIA.

НОВЫЙ УРОВЕНЬ ПО-ИЖЕВСКИ?

Иномарка российской сборки — какая она? В чем отличия такого автомобиля от собранного в другой стране? Какие именно операции выполняются руками наших рабочих? Как обстоят дела с качеством таких автомобилей? Эти вопросы интересуют многих покупателей. За ответами на них мы отправились в Ижевск, на завод «ИЖ-Авто», где налажена сборка автомобилей KIA.

Автопром:
заграница нам поможет.
А зачем им это надо?

Отечественный автопром, к сожалению, никогда не был впереди планеты всей. Все наши автомобили разрабатывались с оглядкой на западные аналоги. Производились они десятилетиями и в конечном итоге безнадежно устарели. Однако иномарки по-прежнему - непозволительная роскошь для многих. На чем же ездить бедному российскому автолюбителю?

На стыке этих противоречий в России начал увеличиваться класс дешевых по европейским меркам автомобилей, цена которых не превышает 9-12 тысяч долларов. А потому европейские и азиатские производители начали предлагать такие автомобили.

Розничная цена в этом классе имеет большое значение. Поэтому автоконцерны ищут любые пути для ее снижения. Возьмем, к примеру, ввозные пошлины на готовый автомобиль - это значительная часть от его стоимости. А пошлина на машинокомплект - набора деталей, из которых можно собрать автомобиль, - значительно меньше. Это и стало главной мотивацией для развертывания на территории России предприятий по сборке иностранных автомобилей.

Конечно, это еще и новые рабочие места, и развитие экономики, и много чего еще, но главная причина появления таких предприятий - цены, их надо удержать на доступном уровне для большинства покупателей.

Колесо истории

Как известно, чтобы уверенно идти вперед, нельзя забывать о прошлом. Поэтому вспомним, чем же в прежние времена занимался завод «Иж-Авто».

Первым автомобилем, сошедшим с конвейера Ижевского автозавода, был «Москвич-408». Состоялось это в декабре 1966 года. На тот момент все детали и комплектующие автомобиля привозили с московского Автозавода имени ленинского комсомола (АЗЛК), что очень символично. История завода началась именно со сборки автомобилей из машинокомплектов. В декабре 1967 года начался выпуск следующей модели - «Москвич-412». Эти автомобили собирались на «малом» автозаводе, вокруг которого возводились стены «большого». К 1971 году все основные цеха «большого» были сданы в эксплуатацию, а выпуск на «малом» был прекращен.

Вскоре завод представил на суд автолюбителей две новые модели автомобилей, полностью разработанные собственным конструкторским бюро. Это были ИЖ-2125 «Комби» с пятиместным пятидверным кузовом и фургон для перевозки грузов ИЖ-2715. Справедливо отметим, что для того времени машины были действительно очень удачны.

Ижевские фургоны и пикапы - ИЖ-2715
и ИЖ-27151 - быстро зарекомендовали себя как рабочие лошадки. «Каблучок» - так в народе прозвали ИЖ-2715, был единственным в то время в СССР грузовым малолитражным автомобилем. Этот автомобиль и сейчас частенько встречается на дорогах провинциальных городов России.

В 1972 году ижевские конструкторы впервые в Советском Союзе разработали вариант полноприводного автомобиля ИЖ-14. К сожалению, в серийное производство модель не пошла, прежде всего по причине слабой унификации с базовым для завода «Москвичом». Также конструкторами автозавода были разработаны переднеприводные автомобили ИЖ-13 и ИЖ-19, которые не пошли в серию по той же причине.

27 октября 1977 года с конвейера Ижевского автозавода сошел миллионный автомобиль.

В 1984 году прошла государственные испытания новая модель ИЖ-2126. В 1991 году производство автомобиля ИЖ-2126 «Орбита» (впоследствии автомобиль получил название «Ода») было поставлено на конвейер. На базе модели выпускались фургоны ИЖ-2717, ИЖ-212612, ИЖ-212614 и пикапы ИЖ-27171, ИЖ-212615. К сожалению, семейство этих автомобилей вышло на рынок слишком поздно, и они не могли удовлетворить потребителей в полной мере, а кризис 1998 года только усугубил ситуацию.

В 2000 году ситуация начала выправляться: после решения ряда проблем завод существенно увеличил объемы производства, и было собрано 24 691 легковой автомобиль (в 1999 году - 9370). Началась подготовка мощностей для перевода производства модели ВАЗ-2106 с конвейера Волжского автозавода в Ижевск.

В 2001 году «ИЖ-Авто» отметил 35‑летие со дня выпуска первого автомобиля. Велась планомерная работа над улучшением качества сборки и комплектующих. В том году было собрано 47 762 автомобиля.

В 2002 году завод продолжил наращивать объемы выпуска, с конвейера сошли 78 000 автомобилей.

Всего с конвейера Ижевского автозавода за всю его историю сошло более 2,3 миллиона автомобилей под этой маркой.

С течением времени модели стали менее востребованы покупателями, и в 2004 году были выпущены последние экземпляры модели «Ода». Хотя по дорогам нашей страны колесят тысячи разнообразных ее модификаций, для завода они уже стали историей.

Что корейцам - прошлое, то нам - будущее?

В 2005 году завод начал сотрудничать с корейской компанией KIA Motors. Правильнее сказать, что именно в 2005 году свет увидел уже результат этого сотрудничества: первые автомобили KIA Spectra, собранные в Ижевске, выехали из ворот автозавода.

Именно «Спектре» суждено было стать первопроходцем в союзе «Иж-Авто» и KIA Motors. Почему именно ей? В этой модели удачно сочетаются доступность, практичность и надежность. Соотношение цена-качество, столь любимое практичными покупателями, выставляло модель в выгодном свете.

Призывающий «перейти на новый уровень» рекламный слоган отчасти очень точен. Для большинства покупателей Spectra - это первый автомобиль после, так скажем, исконно русских автомобилей. И если сравнивать, то словосочетание «новый уровень», действительно, очень точно характеризует покупку. При этом ни для кого не секрет, что автомобиль этот не нов и уже снят с производства в Корее (причем производство было прекращено еще до начала выпуска в Ижевске).

Совместный выпуск автомобилей с корейскими партнерами для Ижевского автозавода также явился переходом на новый уровень: качество автомобилей, сходящих с конвейера, подтверждали как представители из Кореи, так и свои независимые эксперты. Поэтому подход к производству сегодня принципиально иной, нежели ситуация десятилетней давности, когда автомобили доукомплектовывались до рабочего состояния уже владельцем...

В ходе сборки автомобиля его составляющие неоднократно проверяются. Во-первых, в Ижевске существует входной контроль поставляемых деталей и узлов. На разных этапах изготовления проводятся необходимые измерения. Проходя вдоль конвейера, нельзя не заметить, что на каждом участке есть места, куда выставляются отбракованные детали. В случаях, когда это возможно, их восстанавливают (а таких случаев большинство). Полностью собранные автомобили проходят выходной контроль. По его результатам автомобиль отправляется либо на стоянку готовой продукции, либо на доработку выявленных недостатков. Для этого на заводе есть специально обученные бригады мастеров. Один из этапов выходного контроля - прохождение дождевой камеры: каждый автомобиль находится в ней две минуты, после чего производится оценка уплотнений.

Сегодня сборка Spectra в Ижевске представляет собой полный цикл сборки, включая сварку кузова, антикоррозионную обработку и окраску. Подавляющее большинство деталей приходит из Кореи. Двигатели поставляются в полностью собранном виде.

Что касается локализации производства, то сегодня она ограничивается сидениями, шинами и аккумуляторами. В настоящее время практически закончены испытания амортизаторов Скопинского завода. В планах самого ближайшего будущего - поставка их в серийное производство.

Не Spectra единой...

В декабре 2006 года была организована сборка еще одной корейской модели - Rio JB. Ее судьба не так безоблачна, как у Spectra, и вины заводчан в этом нет - просчет был допущен корейскими маркетологами. Цена на эту машину оказалась негуманной, поэтому многие вынуждены были отказаться от ее покупки. Высокая цена была обусловлена высокой стоимостью машинокомплекта, которую назначила корейская сторона. Так, во время посещения нами завода осенью в цехах находилось около десятка автомобилей RIO JB, которые ожидали необходимых комплектующих из Кореи. Ижевцы не стремятся поставить то, что есть, и скорее выкатить автомобиль на продажу.

Вполне возможно, что увиденный нами десяток Rio JB станет последним из выпущенных в Ижевске. Будет ли возобновлено производство модели, зависит от корейцев. Но нерентабельность производства Rio JB совсем не означает, что рынку не нужны новые модели.

В апреле 2007 года на «Иж-Авто» начали собирать внедорожники KIA Sorento. На сегодняшний день это крупноузловая сборка: все детали приходят из Кореи собранными в узлы, кузова окрашены, салон частично собран. В Ижевске проводится «свадьба» рамы и кузова и досборка автомобиля. В планах завода - наладить полный цикл сборки и локализовать производство комплектующих.

Поскольку все предполагаемые цифры по выпуску автомобилей, заявленные в 2005 году, подтвердились временем, надо полагать, что в ближайшем будущем Sorento встанет на один конвейер со Spectra.

Даешь тест-драйв!

На завод были приглашены автовладельцы KIA, то есть прямые потребители продукции KIA Motors в России. Часть гостей ездит именно на автомобилях ижевской сборки, поэтому беседа получилась предметной и взаимно интересной.

Автолюбители задали интересующие и возникшие в ходе поездки вопросы, представители завода с неподдельным интересом вникали в суть проблемы. Надо сказать, что о некоторых вопросах на заводе просто не знали. Это упущение можно адресовать менеджерам и техгруппе автосалонов, торгующих KIA, ведь именно к ним клиенты обращаются в первую очередь при возникновении неполадок.

Цеха завода порадовали своей чистотой и порядком. Рабочие со знанием дела выполняют сборочные операции. Конечно, многие операции выполняются вручную, но при существующих объемах производства такой подход финансово выгоднее. Учитывая, что средняя зарплата на заводе вторая по величине в Ижевске, работать на «ИЖ-Авто» считается выгодным.

Сразу обратил на себя внимание факт неполной загрузки предприятия. Проектная мощность позволяет собирать до 220 тысяч автомобилей в год, а реально собирается только 40 тысяч. Что поделать, рынок сегодня не может принять больше. В планах KIA Motors на 2008 год продавать в России до 100 тысяч автомобилей, 80 % из которых будут произведены в Ижевске.

В план мероприятий был включен и тест-драйв. Энтузиастам была дана возможность проверить амортизаторы СААЗа и сравнить их с корейскими. Вот тут автолюбителей ждал сюрприз, потому как отечественные амортизаторы значительно превзошли импортные!

На грунтовой извилистой дороге, где Spectra с корейскими амортизаторами рыскала и раскачивалась при 60 км/ч, СААЗовские изделия позволяли ехать со скоростью 80‑85 км/ч, причем, управляемость автомобиля была лучше. Надеемся, долговечность скопинской продукции будет не хуже корейской, ибо тогда автолюбители только выиграют.

Kia Spectra

Технические характеристики.

На все «Спектры» устанавливается 16‑клапанный двигатель объемом 1,6 литра мощностью 101 л. с. (при 5500 об./мин; крутящий момент - 145 Н*м при 4500 об./мин).

Трансмиссия либо пятиступенчатая механическая, либо четырехступенчатая автоматическая. Максимальная скорость, которой можно достичь на автомобиле, составляет 180 км/ч (170 км/ч для автомобилей с АКПП). Разгон до 100 км/ч занимает 12,6 с (16 с для автомобилей с АКПП). Паспортный расход топлива составляет в городе - 10,2 л (11,2 л), на трассе - 5,9 л (6,2 л).

Безопасность.

KIA Spectra оснащается двумя фронтальными подушками безопасности. Наличие их даже в самой доступной комплектации делает честь корейскому автопроизводителю. По уровню пассивной безопасности автомобили KIA можно с небольшой натяжкой назвать «хорошистами»: откровенных провалов на краш-тестах у KIA за последние время замечено не было, но и лидирующие позиции достигнуты не были.

Если просмотреть архивы краш-тестов KIA, то станет очевидно, что с каждым новым поколением моделей безопасность значительно повышается. Первый корейский автомобиль, который получил пять звезд (высшая оценка) за пассивную безопасность по методике EuroNCAP, - KIA Ceed. Этот факт говорит о том, что KIA уделяет безопасности своих автомобилей должное внимание.

Но нельзя сбрасывать со счетов и то, что Spectra была разработана давно (по автомобильным меркам) и современные нововведения присутствовать в ней просто не могут.

Цены и комплектация.

Чтобы стать владельцем KIA Spectra не прибегая к кредитным программам, необходимо иметь в распоряжении как минимум 333 тысячи рублей. Именно столько стоит базовая комплектация автомобиля, которая носит индекс НА («стандарт»). Надо сказать, что базовая в случае со «Спектрой» - не значит бедная. Судите сами: гидроусилитель руля, фронтальные подушки безопасности водителя и пассажира, центральный замок, иммобилайзер, четыре электростеклоподъемника, аудиоподготовка (динамики и антенна) - все это входит в стандартную комплектацию.

Кроме того, предлагаются еще две комплектации с МКПП и две с АКПП. Наличие кондиционера, противотуманных фар, обогрева и электроприводов зеркал заднего вида увеличит стоимость на 36 тысяч рублей. Такая комплектация имеет индекс HB («оптимум»). Добавьте к этому ABS и задние дисковые тормоза, и вы получите самую оснащенную Spectra с МКПП. Это комплектация НЕ («оптимум плюс»). Цена такого автомобиля составляет 376 тысяч рублей.

Наиболее доступная версия с АКПП обойдется в 380 тысяч рублей - это Spectra НС («премиум»). Она аналогична комплектации «стандарт», но, кроме различиях в коробках передач, «премиум» оборудована кондиционером.

Самая «нафаршированная» и по понятным причинам наиболее дорогая KIA Spectra предлагает покупателю такие опции, как электропривод и обогрев зеркал заднего вида, противотуманные фары, подогрев передних сидений, окрашенные в цвет кузова дверные ручки и АКПП. Кроме этого, только в топовых комплектациях (их две: с АКПП и МКПП) есть ABS и задние дисковые тормоза. Стоимость такой Spectra составит 400 тысяч рублей.

Отзывы владельцев.

Дабы понять, что представляет собой автомобиль, мы обратились к «коллективному разуму» Интернет-клуба владельцев корейских автомобилей. Этот ресурс можно найти по адресу www.kia-club.ru. Надо отметить, что подобных ресурсов, посвященных автомобилям корейского производителя, в глобальной сети несколько, но именно названный форум является наиболее многочисленным, так как объединяет всех владельцев KIA, «живущих» в сети.

Пролистав многочисленные страницы обсуждений и отзывов, попробуем перечислить часто упоминаемые достоинства и недостатки KIA Spectra, собранных в Ижевске.

В качестве достоинств наиболее часто упоминались просторный салон, «тяговитый» двигатель и хорошая динамика разгона, функциональность салона, удобные сиденья, мощная печка, хорошая обзорность. Многими владельцами отмечалось хорошее соотношение цена-качество. Одиночно упоминались такие достоинства, как система автоматического выключения габаритов, отличная проходимость и небольшие свесы.

В качестве недостатков чаще других отмечались слабоватая шумоизоляция, конструктивное отсутствие ручки открывания багажника, малый ход подвески и шумность ее работы (замечания относятся к корейским амортизаторам, так как отзывов по амортизаторам СААЗ пока нет), наличие «сверчков» в салоне. Также многие высказывали пожелание иметь подлокотник между передними сиденьями, так как в KIA Spectra для его установки достаточно места.

На вопрос о том, если бы сейчас отмотать время назад, купили бы вы KIA Spectra, 80,8 % автовладельцев ответили «да», 6,0 % - нет, 13,2 % не дали однозначного ответа. Отметим, что подавляющее большинство респондентов покупали Spectra новыми.

Гарантия, сервис и обслуживание

Гарантийный период на автомобиль KIA Spectra с момента продажи первому владельцу составляет 3 года или 100 тыс. км пробега, в зависимости от того, что наступит ранее. Гарантия на лакокрасочное покрытие также ограничивается рамками обозначенного гарантийного периода, что по сегодняшним меркам маловато.

Разумеется, как и у любого другого производителя существуют ограничения, на некоторые агрегаты и части, гарантийный срок которых меньше указанного выше срока. Так гарантия на аккумуляторную батарею составляет один год без ограничения пробега. На заправку кондиционера хладогеном срок гарантия также ограничивается одним годом.

Шины не подпадают под гарантийные обязательства KIA вовсе - в случае обнаружения брака автовладельцу придется связываться с поставщиком шин напрямую. В крупных городах это, пожалуй, и не так принципиально, а вот покупателей из регионов могут поджидать сюрпризы. Самым худший из них - это отсутствие представителя шинной компании в регионе и как следствие потеря своего времени на решение этих вопросов.

Межсервисный пробег определен в 15 тысяч км, а расценки на ТО и сервисные работы четко регламентированы официальным дистрибьютором KIA - компанией SOKIA. Сетку работ, входящих в техническое обслуживание, приводим для ознакомления.

Как видно из сетки технического обслуживания Spectra потребует частой по сегодняшним меркам замены ремня ГРМ и роликов. Надо сказать, что ремни можно назвать ахиллесовой пятой многих моделей KIA. Увеличивать пробег без замены ремня, регламентированный производителем, и ездить на свой страх и риск мы настоятельно не рекомендуем. Справедливости ради отметим, что запчасти для Spectra в сравнении с автомобилями-одноклассниками стоят недорого.

Не так давно компания SOKIA расширила действия гарантии, введя дополнительную программу гарантии на автомобили KIA 2008 года выпуска производства Ижевского автозавода. Гарантийный период составит 72 месяца с момента покупки автомобиля первым владельцем или 120 тысяч километров пробега (в зависимости от того, какое условие наступит ранее). Данная гарантия будет распространятся на двигатель и коробку передач. Естественно во время всего гарантийного периода автомобиль должен обслуживаться только на СТО официальных дилеров.

Резюме:
KIA - а почему бы и нет?

Так в чем же заключается «новый уровень», на который нас так активно приглашают перейти рекламные ролики Spectra? Каждый автовладелец отвечает на этот вопрос самостоятельно, подписывая договор о купле-продаже KIA или продолжая поиски автомобилей-«одноклассников» в других салонах.

С нашей точки зрения, Spectra однозначно достойна внимания и имеет достаточное количество плюсов среди автомобилей своей ценовой ниши. Не надо искать в ней итальянского дизайна, немецкой педантичной сборки, японских суперсовременных технологий и российского «качества» (в негативном понимании) - этих составляющих вы в ней не найдете. А вот надежный, неприхотливый автомобиль для поездок на каждый день, в котором можно быть уверенным, получите.

Таблица регламентного технического осмотра KIA SPECTRA

Таблица регламентного технического осмотра KIA SPECTRA

Антон ИВАНОВ

Посещение заводских площадей и испытания машин в тест-драйвах оставили у нас положительные впечатления. Поэтому мы искренне хотим поблагодарить дистрибьютора KIA в России копанию SOKIA за организацию поездки.

 


Статьи по теме