25.09.2012

Сезонная замена масла в двигателе

Каждый сезон замена масла в двигателе вызывает массу вопросов даже у опытных автомобилистов, поэтому журнал «АвтоДела» обратился к специалистам концерна TOTAL с вопросами. Представляем ответы технического специалиста ООО «ТОТАЛ ВОСТОК» Романа Корчагина.

В России принято, что зима всегда наступает внезапно, несмотря на все предупреждения календаря и прогнозы метеорологов. Опытные водители, не понаслышке знакомые с особенностями эксплуатации автомобиля зимой, заблаговременно готовятся к смене сезона. Меняют жидкость в омывателе, вовремя «переобувают» автомобиль с летнее резины на зимнюю, а также не забывают о сердце своего железного коня, и меняют моторное масло в двигателе.

При этом много вопросов и обсуждений возникает по поводу сезонной замены масел.

- Нужна ли она на современных двигателях?
- Какое масло на какое можно менять?
- Использовать ли промывку двигателя при этом или нет?
- И Как сделать автомобиль экономичнее и экологичнее просто заменой масла?

Все это вопросы серьезно волнуют российских автовладельцев.

Для того чтобы внести ясность в умы и предоставить возможность осуществить сознательного выбора журнал «АвтоДела» обратился к специалистам концерна TOTAL с вопросами. Представляем ответы технического специалиста ООО «ТОТАЛ ВОСТОК» Романа Корчагина.

1. Россия - северная страна с ярко выраженными сезонными колебаниями температур. Ранее по всем техническим требованиям к обслуживанию автомобилей необходимо было произвести сезонную замену масла, особенно перед зимним сезоном. Сейчас многие автолюбители считают, что на температурные колебания обращать не стоит, и меняют масло строго по пробегу. Скажите, по мнению специалистов TOTAL, как лучше менять масло: по сезону или же пользователям современных масел это не актуально?

Начиная с 90-х годов прошлого века в моторных и трансмиссионных маслах применяются полимерные загустители, которые позволили получить смазочные материалы, устойчивые как к отрицательным, так и положительным температурам. В инструкции по эксплуатации большинства производимых в настоящее время автомобилей прописан рекомендованный диапазон температур, в котором допускается применение тех или иных смазочных материалов. Поэтому в первую очередь мы рекомендуем следовать требованиям автоконцерна и инструкции по эксплуатации.

2. Идет много дискуссий про различия в свойствах моторных масел, синтезированных из легких углеводородов, и масел, изготовленных по гидрокрекинговой технологии. В частности, существует мнение, что эти масла имеют разные смазывающие свойства и по-разному сопротивляются окислению.  Так ли это?

Это действительно так. В настоящее время существует 5 групп базовых масел по классификации API, имеющих очень большие отличия по смазывающим свойствам, способности к растворению присадок, стойкости к окислению. Кроме того, еще существуют  тысячи смазочных композиций, получаемых путем смешения этих групп масел. Именно поэтому крупные нефтяные компании имеют отдельные исследовательские центры, занимающиеся вопросами получения наилучшего сочетания противоизносных и других свойств масла.

3. Один из вопросов, который волнует многих автолюбителей, - стоит или нет использовать пятиминутные промывки перед заменой масла, или при использовании современных масел это не нужно?

К сожалению 5-ти минутные промывки настолько прочно заняли свои позиции на рынке, что такого рода вопросы задаются постоянно. Мы категорически против применения любых промывочных средств, если история применения автомобиля известна владельцу. Т.е. если автомобиль всегда эксплуатировался одним владельцем, и/или он знает, как и на каком смазочном материале ранее эксплуатировался автомобиль, то никаких промывок не требуется. Сливаем старое масло, заливаем новое, с таким же уровнем свойств. Если же история автомобиля Вам не известна (например, после покупки автомобиля с пробегом), было бы нелишним провести промывку. Однако применение высокощелочных моющих составов (в народе - «пятиминуток») все-таки не лучшее решение. Если есть желание или необходимость выполнить промывку - лучше воспользоваться для этих целей моторным маслом, на котором вы обычно эксплуатируете автомобиль.

4. Если производитель рекомендует использовать в двигателе масло вязкостью 10W40, возможно ли зимой перейти на масло менее вязкое, например 5W40? Не навредит ли это двигателю?

Данные масла будут отличаться по способности обеспечить проворачивание коленчатого вала при запуске - чем меньше число перед буквой W, тем при более низкой температуре сможет провернуться коленчатый вал, и как следствие при более низкой температуре вы сможете запустить двигатель. А вот индекс 40 говорит что при 100 градусах оба масла будут находиться в пределах от 12,5 до 16,3 мм2/с. Реальная разница в вязкости масла при 100 градусах Цельсия будет невелика, а точнее - ничтожна. Так что такая замена никак не может навредить двигателю.

5. Сейчас многие производители вводят новые масла с пониженной высокотемпературной вязкостью. Если производитель автомобиля рекомендует использовать масло вязкость  5W40, возможно ли перейти на масло с вязкостью 5W30? И даст ли это экономию топлива, как утверждается во многих рекламных проспектах?

Основополагающей классификацией в отношении высокотемпературной вязкости будет являться ACEA. Масла ACEA A3/B3/B4 - позиционируются как масла с нормальной высокотемпературной вязкостью, масла A1/B1 и А5/В5 - как маловязкие масла. Масла, отличающиеся по данным классификациям, и будут оказывать влияние на экономию топлива. К примеру, масло А имеет вязкость по SAE 5W-30 и ACEA A5/В5 - оно является энергосберегающим, т.к. при высоких температурах данное масло будет более жидким, следовательно меньше энергии насоса будет тратиться на перекачивание масла. А масло Б, имеющее вязкость SAE 5W-30 и АСЕА А3/В4, - не является энергосберегающим. Но в любом случае - первостепенное значение играет рекомендация производителя техники, так как при конструировании двигателя инженеры выполняют расчет всех зазоров в двигателе и дают точную рекомендацию: масла с какой вязкостью обеспечат наибольший ресурс и эксплуатацию без износа.

6. Для зимних условий эксплуатации характерным явлением является холодный пуск двигателя, когда идет повышенный износ поршневой группы из-за сухого трения. Какие технологии используются в концерне TOTAL при производстве масла, для того чтобы снизить повышенный износ двигателя при холодном пуске?

В настоящее время для производства масел TOTAL используется запатентованный пакет присадок, состоящий из комплекса противоизносных и противозадирных присадок.  Однако поделиться его составом мы не можем т.к. данный вопрос относится к ноу-хау компании.

7. Какие моторные масла концерна TOTAL вы рекомендуете для российских автолюбителей этой зимой, и чем они лучше продуктов других марок?

Как уже неоднократно было отмечено ранее, мы рекомендуем выбирать масло в строгом соответствии с рекомендациями производителя. Гамма моторных масел TOTAL включает продукты, соответствующие на сегодняшний день требованиям всех крупнейших автопроизводителей и самым последним международным стандартам. На сайте www.total-lub.ru появился удобный инструмент по подбору смазочных масел по марке автомобиля. Он позволяет найти то масло в линейке TOTAL, которое выполняет требования конкретного автопроизводителя к конкретной модели автомобиля.

Если говорить о маслах с максимальными эксплуатационными характеристиками, то сейчас на вершине технологической гаммы TOTAL находятся масла серии QUARTZ INEO. Это продукты, произведенные по малозольной технологии, предназначенные для продления срока службы каталитических систем нейтрализации выхлопных газов. В составе масел TOTAL QUARTZ INEO используется запатентованная формула, позволяющая существенно снизить износ и добиться хороших результатов по экономии топлива.

Технический специалист ООО «ТОТАЛ ВОСТОК» Роман Корчагин

Технический специалист ООО «ТОТАЛ ВОСТОК» Роман Корчагин


Статьи по теме