02.03.2017

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

С 24 по 26 февраля в Карелии проходил этап Кубка мира 2017 года по ралли-рейдам – баха «Россия – Северный Лес». Подводим итоги этого интереснейшего соревнования.

 24- 26 февраля внимание всех любителей и профессионалов автоспорта было приковано к карельским городам Сортавала и Вяртсиля где прошел первый этап Кубка мира 2017 года по ралли-рейдам – баха «Россия – Северный Лес». Этот снежно-ледовый ралли-рейд в своем роде уникальный, потому как это единственный зимний этап Кубка мира. Скажите, где, как не в России проводить зимние автогонки? Вероятно, именно так подумали организаторы в уже далеком нам 2003 году, кода гонка была проведена впервые. Тогда, в 2003м, соревнование прошло как этап Кубка и этап Чемпионата России.

 Как выяснилось позже, нам по плечу оказались не только зимние автогонки зимой, но и зимние Олимпийские игры в вечно-летнем Сочи. Олимпийские игры наша страна принимала пока только дважды, а баха «Россия – Северный Лес» проводится на территории России в тринадцатый раз! Кто уже успел вычесть в уме 2003 из 2017ти вероятно потянулись за калькулятором проверять правильность своих навыков математики. Спешим вас успокоить, ошибки в подсчетах нет, так как в 2011 и 2012 годах гонка не проводилась, по финансовым причинам.

 К радости болельщиков и профессионалов автоспорта в 2013 году гонка прошла в статусе кандидата на включение в календарь Кубка мира по ралли-рейдам. С 2014 года баха «Россия – Северный Лес» является этапом Кубка мира.

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

Из Букваря Автоспорта

 Ралли-рейды - автомобильные соревнования, проходящие по бездорожью и дорогам общего пользования. Задача каждого экипажа, состоящего из двух (в классе грузовиков – трех) человек - пилота и штурмана, как можно быстрее по времени, с максимально возможной скоростью, пройти скоростные участки по определенному дорожной книгой (так называемой Легендой) маршруту и с несколькими обязательными контрольными точками.

 Родиной ралли-рейдов по праву считается Франция, где на протяжении многих лет первого января от Эйфелевой башни стартовала самая известная из ралли-рейдов гонка: «ПАРИЖ-ДАКАР» Несмотря на то, что в России этот вид автоспорта развивается недавно (официально Чемпионат России проводится с 1999 года), на этапах, а их 4-6 в году, собирается до 80 экипажей.

 В зависимости от длительности соревнований по времени и по протяженности маршрута внедорожные ралли, именно так правильно называются такие соревнования в мире, подразделяются на три вида: баха, ралли-рейд и марафон.

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

БАХА - соревнование с испанским названием баха (Baja), (название происходит от одноименной местности в Южной части Калифорнии - по одной из версий, именно там впервые был проведен короткий ралли-рейд) проводится обычно в течение 1-3 дней. Поскольку это самый короткий по времени вид ралли-рейдов, протяженность маршрута бахи составляет не более 1200 км. Бахи обычно проводятся по дистанции, замкнутой в круг, что позволяет использовать только один сервисный парк для обслуживания и ремонта гоночной техники. Но дистанция спецучастков при этом повторяется два или три раза.

 Второе по длительности соревнование так и называется - ралли-рейд, протяженность его маршрута - не более 6500 км, а длительность гонки не превышает 10 дней.

 И, наконец, самый долгий по времени вид внедорожных гонок - марафон проводится в линейном формате и может продолжаться до 30 дней с общей протяженностью маршрута от 6500 км. Попавший в книгу рекордов Гиннеса марафон “ПАРИЖ-МОСКВА-ПЕКИН” 1992 года стартовал в Париже первого сентября и, пройдя по территории многих стран Европы и Азии, финишировал через 30 дней в Пекине. Протяженность маршрута составила 17 600км.  

 

Спецприз от Чагина (КАМАЗ Мастер)

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

Во время открытия бахи "Россия - Северный Лес" на стартовом подиуме первого этапа Кубка Мира по ралли-рейдам директор ралли-марафона "Шелковый Путь" Владимир Чагин объявил о специальном призе - абсолютный победитель гонки, показавший лучшее время на трассе, получит право на участие в ралли-марафоне из Москвы в Пекин без оплаты стартового взноса. В прошлом году подобный приз был учрежден также накануне старта гонки и обладателями его стал финский экипаж Тони и Тапио Лауронен. В этом году лучшее время также показали представители Финляндии. Победителем стал финский экипаж Йоуни Мати Ампуйа и Маркку Антеро Хурскайнен. Ралли марафон «Шелковый Путь 2017» пройдет в июле этого года по маршруту Москва – Сиань, по территории России, Казахстана и Китая.

 

Участники

 С каждым годом баха «Россия – Северный Лес» становится интереснее, как для зрителей, так и для спортсменов. Подтверждает это и статистика экипажей на страте. Год от года растет как общее число участников так и их география.

 В этом году на участие были заявлены 34 экипажа из 13 стран, но за день до старта стало известно, что три экипажа из Туниса, Литвы, Польши и России в гонке принять участие не смогут. Таким образом, Хатем Ачур/Хитем Кличи (Тунис), Бенедиктас Ванагас/Себастьян Разводовский (Литва/Польша) и Иван Сидорок/Сергей Додонов (Нижний Новгород/Москва) в соревнования участия не принимали.

 24 февраля стартовую отметку пересек 31 экипаж из 10 стран мира: Белоруссии, Казахстана, Катара, Латвии, Польши, Саудовской Аравии, Словакии, Туркменистана, Финляндии, Франции, Чехии и конечно России.

 Возглавляют список участников четыре экипажа из листа приоритета FIA. За команду G-Energy Team выступал звёздный экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова. Этот дуэт, сложился несколько лет назад, а месяц назад выиграл марафон Africa Eco Race и является обладателем Кубка мира по ралли-рейдам.

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

Владимир Чагин и Руслан Мисиков приветствуют экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова на официальном старте гонки

 Напарником Васильева по команде стал Александр Терентьев, выступающий в экипаже с Алексеем Беркутом. Этот экипаж стал в прошлом году победителем бахи «Россия» в зачёте Production.

 Третьй экипаж G-Energy Team - финский дуэт, традиционно выступающий в чемпионате России по ралли-рейдам: Йоуни Ампуйя и Маркку Хурскайнен. Финны уже выигрывали «Северный Лес» в зачёте чемпионата России в 2015 году.

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

 Команда Suprotec в нынешнем сезоне также была представлена очень и очень сильными пилотами. Прототипы G-ForceBars пилотировали Борис Гадасин (штурман – Дан Щемель), Андрей Новиков (штурман – Владимир Новиков) и Андрей Рудской (штурман – Евгений Загороднюк). Автомобиль G-ForceProto предыдущего поколения пилотировал на трассу Роман Брискиндов с Игорем Петенко, а на специально подготовленной Ниве Супротек на «Северном Лесе» выступал Александр Потапов и Алексей Кузьмич. Автомобили для SuprotecRacing готовит команда G-ForceMotorsport – единственный в мире частный производитель, на равных соревнующийся с заводскими командами.

 Кроме наших соотечественников в борьбе за Кубок мира по ралли-рейдам приняли участие чех Мирослав Заплетал с штурманом Мареком Сикорой. Также в Карелию приехали финны Тапио и Тони Лауронены, выигравшие её в прошлом году в зачёте чемпионата России.

 Также в списке участников в зачёте Кубка мира – поляки Арон Домзала и Марцин Лукашевски, звезда литовского автоспорта Бенедиктас Ванагас, катарец Абдулла Адел Хуссейн (тоже, кстати, гонщик листа приоритета FIA), ещё один пилот из Саудовской Аравии – Язир Сеайдани, казахстанец Марат Абыкаев, туркменский спортсмен Шамырат Гурбанов, француз Жан-Поль Ван Бомен.

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

Кроме уже упомянутых пилотов из России за очки в Кубке мира боролись Виктор Хорошавцев, Владимир Фролов, Алексей Титов.

В зачёте чемпионата России также есть хорошо известные участники: три экипажа (в том числе и звезду российского ралли-кросса Татьяну Елисееву) выставляла на старт команда Газ Рейд Спорт, приезжали на «Северный Лес» и опытнейшие экипажи из Белгорода, Москвы, Волгограда, Нижнего Новгорода. Не пропустил баху «Россия» и её постоянный участник, латвийский пилот Алдис Вилцанс.

 Неподдельный интерес болельщиц вызвал приезд «настоящего аравийского принца»: Язир Сейдан из Саудовской Аравии действительно является арабским шейхом. А для соперников он интересен как неоднократный призёр этапов мировой кубковой серии.

 Недооценивать спортсменов из южных стран, не так хорошо знакомых со снегом и льдом, было бы ошибкой, которую опытные российские экипажи учитывают.

 

2017: А снег не знал и падал … 

Такого снегопада, такого снегопада

Давно не помнят здешние места.

А снег не знал и падал,

А снег не знал и падал,

Земля была прекрасна, прекрасна и чиста.

 

 Эти строчки из песни восьмидесятых очень точно описывают февральскую Карелию этого года. Дело в том, что за день до старта и в день стартовых мероприятий в Карелии, как и во многих уголках России, шел мощный снегопад. Он, наравне с организаторами, внес свою лепту в ход соревнований, сделав зимнюю трассу по-русски снежной, красивой и местами коварной.

 Коварство трассы заключалось в том, что зима в целом – малоснежная. Брустверы по краям трассы небольшие и рыхлые. Поэтому ошибка в пилотировании с большой долей вероятности означала сход за границу трассы с последующей потерей времени на вызволение автомобиля из снежного плена.

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги 

Коварные зимние трассы не давали расслабиться ни на секунду

 

Конфигурация спецучастков карельской бахи, известной своим уникальным рельефом и узкими трёхмерными трассами, требовала от экипажей большого мастерства.

 Руководитель гонки «Россия –северный лес 2017» испанец Хорди Парро охарактеризовал карельскую трассу так: «Конечно, трасса принципиально отличается от других этапов Кубка мира. Сложнее подготовка трассы: необходимо расчищать снег. Но для меня как для руководителя гонки отличий нет: просто надо планировать всё с учётом безопасности и правильно проводить гонку. Хотя погодные условия совсем другие, организация соревнования одинакова что здесь, что в пустыне.

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

 Для пилотов самая большая сложность, конечно, снег и лёд. Я сам из тёплой страны – из Испании – и мы непривычны к таким трассам. Для маршалов тоже будет непросто провести в таких условиях весь день. Но что касается самого процесса проведения гонки, всё идёт отлично, и никаких проблем не будет».

 Торжественный старт гонки и пролог состоялся 24 февраля в г. Сортавала, который находится недалеко от границы с Финляндией. Маршрут скоростных участков длиной более 200 км пролегал по заповедным местам Сортавальского и Суоярвского районов Карелии. По сравнению с 2016 годом конфигурация трассы претерпела изменения, а всего за время соревнований гонщики преодолели более 450 км.

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

Автомобили перед стартом в г.Сортавала

У уносят меня три гоночных дня…

 В этом году баха включала в себя три гоночных дня: пролог и два спецучастка. Первый день (пролог) состоял из кольцевой трассы протяженностью около четырех километров. По результатам заездов экипажей определялась их позиция на старте последующих спецучастков.

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

На карте представлены схемы трасс всех спецучастков бахи

 В ралли – рейдах все участники стартуют один за другим, через промежуток времени. Поэтому здесь вы не увидите таких битв, какие происходят при одновременном старте, например, в формуле-1. Но именно в зимней, снежно-ледовой гонке стартовая позиция очень и очень важна и вот почему.

 Проход каждого автомобиля по трассе меняет её: снежная каша «взбивается» колесами и чем больше проехало экипажей, тем более видоизменяется покрытие. Таким образом, в зависимости от погодных условий, легче преодолевать трассу либо в числе первых, либо наоборот пропустив нескольких соперников перед собой. Спортсмены, показавшие на прологе лучшее время, первыми выбирают позицию для старта на следующий гоночный день.
 Для зрителей этот этап стал самым зрелищным: трасса, изобилующая поворотами, проходила вокруг сервисного парка и хорошо просматривалась. А для полного погружения в атмосферу ралли-рейдов в перерывах между заездами экипажей, можно было понаблюдать за работой команд до и после прохождения трассы.

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

По словам многих пилотов, пролог был настолько насыщен рулежкой, что это трамплин большинство проскочили даже не заметив.

 По итогам пролога стартовые позиции на второй день распределились следующим образом:

  1. Тапио Лауронен
  2. Владимир Васильев
  3. Андрей Новиков
  4. Арон Домжала
  5. Мирослав Заплетал
  6. Владимир Фролов
  7. Жан-Поль Ван-Боэм
  8. Марцин Лукашевски
  9. Виктор Хорошавцев
  10. Александр Тереньтьев

 

 Второй этап, который прошел 25 февраля, включил в себя два спецучастка протяженностью 103 и 124 километра соответственно. Здесь уже не было такой концентрации автомобилей на квадратный километр, зато именно здесь началась серьезная борьба за призовые места. А как известно борьба, да еще в условиях русского зимнего леса, увы, не может обойтись без потерь.

 Развороты и вылеты с трассы скорректировали и список участников, и геометрию некоторых автомобилей. Вылетели с трассы спортсмен из Катара Абдулла Адель Хуссейн, опытнейший латвийский гонщик Алдис Вилцанс, перевернулся французский экипаж Жана-Поля Ван Боэмена, с оторванной дверью добрался до финиша скоростного участка обладатель Кубка Главы Республики Карелия – Андрей Рудской.

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

 Не обошлось и без технических проблем: с самого утра неполадки в системе зажигания (в Карелии ночью было около -15 градусов) лишили возможности стартовать поляка Марчина Лукашевского, испытали проблемы с двигателем Александр Потапов и звезда мирового автоспорта – петербуржец Борис Гадасин.

 На снежно-ледовой трассе сложно составить конкуренцию опытнейшим финским экипажам: по результатам субботних 240 «боевых» километров финны лидировали на каждом спецучастке дня: и в зачёте Кубка мира – Тапио Лауронен, и в зачёте чемпионата России – Йоуни Ампуйя.

Однако, последние километры заключительного спецучастка дня лидер этапа Кубка Мира приехал в сервис парк с неисправной коробкой передач - уложиться в отведенный норматив команде не удалось и Тони Лауронен оформил технический сход. Лидером гонки к началу третьего дня состязаний стал россиянин Владимир Васильев из команды G-Energy Team. На второе место переместился польский пилот Арон Домзала, а на «бронзу» в мировом зачёте - Андрей Новиков.

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

 Заключительный день состоял из одного, самого протяженного спецучастка – 178км. На момент старта в зачёте Кубка мира лидировал экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова. Столь опытный экипаж занимающий лидирующую позицию явно не внушал оптимизма соперникам.

 Однако за 50 километров до финиша поломка рейки спровоцировала вылет автомобиля с трассы с последующей серией переворотов через крышу. Поставить автомобиль на колёса удалось далеко не сразу и только с помощью соперников. Андрей и Владимир Новиковы из команды G-Force, как и все боролись за время, но остановились и попытались помочь вернуть BMW X3 на трассу. Владимир Фролов и Алексей Шапошников из команды ATT Racing также не бросили своих коллег в трудной ситуации.

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

В итоге общими усилиями автомобиль вернули на трассу, после чего Васильев и Жильцов продолжили движение своим ходом. Согласитесь, это блестящий пример благородных принципов взаимовыручки и высокий уровень спортивной культуры среди автогонщиков.

 Как видите далеко не все экипажи добрались до финиша. Практически каждый столкнулся с теми или иными трудностями. Особо примечательно, что даже именитые титулованные команды не «щелкали» километры спецучастков как орешки с карельского кедра, а методично боролись за каждый пройденный километр, за каждую секунду в зачет времени. Это, безусловно, говорит о высоком уровне бахи «Россия- Сереный Лес 2017». А значит организаторы на отлично выполнили свою работу, а мы, любители автоспорта, смогли насладиться динамичным ярким, уникальным состязанием мирового масштаба, на фоне красивейшего карельского леса.

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

Автомобиль G-Energy после ухода с трассы выглядел заметно уставшим

Бойцы невидимого фронта

 Каждое мероприятие, в том числе и спортивное, состоит из двух частей: одну, наиболее красочную, видит зритель, а вторая, как правило, скрыта от большинства. Открытие и пресс-конференции, спецучастки трасс, яркий красивый финиш и церемония награждения – все это мы видим с экранов мониторов и телевизоров. Про то, что же происходит «за кулисами», в боксах команд, нам известно куда меньше. А ведь любая гонка – это не только экипаж и автомобиль. Это и механики, и техники, и координаторы и конечно инженеры - это команда, от слаженности работы которой зависит успех как отдельного этапа, так и лидерство на протяжении серии или чемпионата.

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

 Каждая команда, нацеленная на развитие и победы не только в текущих этапах, но и в будущем, так или иначе ведет исследовательскую работу, анализирует статистику ярких побед и досадных промахов.

 В спорте выход из строя любого узла или даже одной детали может стоить команде победы. А как понять насколько надежен тот или иной агрегат именно сейчас? Насколько на него повлияла работа в условиях русской зимы или жара палящего солнца пустыни? Таких вопросов у команд очень и очень много. И если некоторые узлы подвески и кузова (хотя далеко не все) можно оценить визуально, то большинство систем, одна из которых – двигатель, требует специального оборудования для оценки.
 Команда G-energy Team взяла на вооружение очень интересный метод оценки состояния двигателя через оценку масла. Не секрет, что химический состав масла в процессе работы двигателя меняется. Зная исходный состав и состав после прохождения спецучастка можно провести их сравнение, а проводя такие измерения постоянно в ходе гонки можно спрогнозировать разрушение деталей или неполадки в работе систем. Например, можно вычислить неправильную работу топливных форсунок, и оперативно их поменять.

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

Портативный Ик-тестер FluidScan

 Для таких исследований в арсенале спецов команды есть мобильная мини-лаборатория. В ее основе два измерителя спектрохимического анализа масла. Один из них работает в ИК-диапазоне, второй же, по сути, портативный рентген. Этот тандем в опытных руках способен за минуты сделать экспресс-тест масла, и выдать точный состав на текущий момент. Причем весь процесс не привязан к огромной лаборатории, а может быть выполнен одним человеком буквально за столом. Таким образом, зная химический состав деталей двигателя, можно отследить их разрушение на начальных стадиях и сработать на опережение. Разумеется, стационарная лаборатория сможет дать еще более точные результаты и знаков после запятой будет больше, но это, как говорится, уже совсем другая история.

Баха «Россия – Северный Лес» 2017 - итоги

Портативный рентгеновский спектрометр Spectro

Нельзя забывать и про то что спорт – это прекрасный полигон для обкатки новых технологий. Где, как не на гоночной трассе за считанные дни (а в некоторых дисциплинах вообще за часы) автомобиль подвергается максимальным нагрузкам, которые быстро выявляют все слабые стороны новинок. Поэтому проверку боем проходит и само масло.
Справедливо отметить, что благодаря в том числе и этой работе команда G-energy Team в этом году заняла первое место в командном зачете бахи «Россия – Северный Лес».

Для спортсменов такая практика уже каждодневная реальность, а нам, простым автолюбителям, остается только мечтать, чтобы подобные тесты взяли на вооружение автомобильные дилеры при прохождении планового тех обслуживания. Согласитесь, проводя подобные исследования можно значительно повысить надежность гражданских автомобилей, которая за последние годы у многих производителей оставляет желать лучшего.

Автор Антон Иванов.


Статьи по теме