23.07.2008

Автомобильные шипы

Выбор резины на зиму — важный вопрос для жителей крупных городов, особенно для Москвы, с большим количеством автомобилей и сильным движением. Каждый год появляются все новые модели шин с улучшенными показателями. Сегодня магазины предлагают автовладельцам большое количество марок и типов зимних покрышек — с симметричным и асимметричным рисунком протектора, разной размерности и высоты профиля и т.д.

ВЫПУСКАЕМ КОГТИ


Осень подходит к концу, и уже наступило время, чтобы «переобуть» вашего железного коня. Ну а то, как он будет «подкован», зависит только от вас, точнее, от ваших кошелька, опыта и предпочтения. Выбор резины на зиму — важный вопрос для жителей крупных городов, особенно для Москвы, с большим количеством автомобилей и сильным движением.
Каждый год появляются все новые модели шин с улучшенными показателями. Сегодня магазины предлагают автовладельцам большое количество марок и типов зимних покрышек — с симметричным и асимметричным рисунком протектора, разной размерности и высоты профиля и т.д.
Зимние (SNOW или MUD+SNOW (M+S)) обеспечивают максимальное сцепление с дорогой при движении по снегу, грязи и льду. Делятся на шипованные и нешипованные, а по рисунку протектора — на европейский и скандинавский типы. Скандинавский тип больше подходит для российских дорог: эти шины более морозостойкие и обладают большим числом ромбовидных шашек. Протектор зимних шин имеет характерный рисунок, обеспечивающий отвод снега из зоны пятна контакта, и отличается высокими сцепными свойствами. В такой резине применяют специальные вещества, позволяющие сохранять ее свойства даже при очень низких температурах. Но улучшение сцепных свойств сопровождается снижением управляемости на сухой дороге из-за повышенного внутреннего трения, а также более высоким уровнем шума при движении и довольно быстрым износом протектора.
Всесезонные (ALL SEASON) сочетают удовлетворительные сцепные свойства как на мокрой или заснеженной, так и сухой дороге с достаточной управляемостью. Всесезонная шина была впервые представлена маркой GoodYear в 1977 году.
Всесезонные скоростные созданы специально для тех водителей, кому требуются улучшенные скоростные характеристики при эксплуатации автомобиля круглый год, включая движение по льду и снегу. По замыслу всесезонка способна обеспечить хороший уровень безопасности зимой и достаточный комфорт летом. Большинство производителей рекомендует такие покрышки для использования в тех регионах, где зима довольно теплая (температура около нуля). В Москве же, например, зимы в целом холодные и разница температур довольно большая, поэтому в большинстве случаев лучше использовать именно шипованную резину.
Хотя некоторые автолюбители предпочитают ездить весь год на всесезонной резине, большинство опытных водителей и специалистов рекомендует приобретать покрышки, предназначенные для эксплуатации исключительно в зимнее время года, так как они способны обеспечить максимальную безопасность.
Прежде чем покупать покрышку с надписью «M+S», следует сначала посмотреть на ее протектор, так как данная отметка встречается на некоторых абсолютно летних шинах, что совсем необоснованно. Все зимние шины обязательно должны иметь множество крохотных прорезей прямой, волнистой или лома-нной формы. Также перед покупкой загляните в руководство по эксплуатации автомобиля — там указаны рекомендуемые размерности шин. Приобретайте шины в проверенном месте, поскольку очень легко поддаться желанию сэкономить и купить подделку.


Ставить ли шипы?

Шипы — один из самых лучших способов обеспечить наибольшую безопасность на дороге зимой. Наиболее эффективны они на мокром льду и на заснеженных дорогах с большим движением, когда утрамбованный машинами снег начинает подтаивать и превращается в лед.

На рыхлом снегу, сухой и мокрой дороге шипованная резина ведет себя чуть хуже, чем нешипованная, так как из-за шипов снижается коэффициент сцепления с дорогой, а значит увеличивается тормозной путь. Если вы точно знаете, что эксплуатироваться автомобиль будет исключительно в городе, использование шипованной резины, возможно, будет не всегда оправданно: в центре города дороги все-таки чистят, и лед там появляется не так уж часто, а на асфальте тормозной путь автомобиля на шипованной резине увеличивается и снижается его реакция. Поэтому иные автовладельцы (в основном жители крупных городов) «шипы» вообще не ставят, так как они необходимы прежде всего для загородных дорог, которые часто покрыты льдом.

Некоторые водители (уверенные в своих силах) отдают предпочтение покрышкам без шипов еще и потому, что шумят они меньше, и управление автомобилем, после того как выпавший снег подтает и превратится в кашу, получше. Да и на мокром асфальте показатели покрышек без шипов выше, чем с шипами. Ну а тем, кто предпочитает высокие перегрузки и любит погонять «с ветерком», о шиповке лучше вообще не думать. Если часто «летать» на шипах, в скором времени все они останутся на дороге, а за ними и сама резина (вылетая из своих гнезд, шипы вырывают за собой и куски протектора), после чего такие шины можно сразу выбрасывать.

Если для водителей шипованные покрышки представляют собой определенную гарантию безопасности, то дорожные службы воспринимают их как источник разрушения дорожного покрытия. Основной довод противников шипов — нарушение экологии: они разрушают дорогу, в воздух выбрасывается пыль от асфальта, а также значительно повышается уровень шума. Ну и, как уже было сказано, плохое поведение шипованной резины на асфальте. С другой стороны, при таком количестве вредных веществ, которое выбрасывается в воздух фабриками и заводами, асфальтобетонная пыль кажется каплей в море, а ведь использование шипов позволяет предотвратить аварии и спасти жизни. (Кстати, в некоторых государствах в целях сохранения дорог скорость движения автомашин на шипованной резине ограничена.) Вдобавок шипы разрушают ледяную поверхность и оставляют за собой дорогу, благоприятную для нешипованных шин.

Польза шипов может обнаружиться даже в том случае, когда въезд во двор или на парковку представляет собой горку. Если вы недавно сели за руль, с шипами вы будете чув-ствовать себя более уверенно, а улучшенное сцепление позволит исправить случайные ошибки вождения.

Резина

Профиль зимних покрышек должен быть уже профиля резины, которая стоит летом. Чем меньше ширина покрышки, тем давление, которое она оказывает на поверхность, больше. При одинаковом рисунке протектора широкая скользит с гораздо большей охотой, чем узкая, и хуже управляется на дороге с песком. Вообще, к зимним шинам надо относиться более бережливо, ведь они гораздо мягче своих летних собратьев. Существуют шины с мягким протектором для суровых зим и с более жестким — для более теплых. При нашем климате, когда среди главных факторов — сцепные свойства на льду и на снегу, доводов в пользу шин, предназначенных для Центральной Европы, довольно мало. Те нагрузки, которые преодолевают на сухом асфальте летние шины, зимние выдерживают с трудом (так как они мягче, а соответ-
ственно, менее износоустойчивы). В состав последних входят вещества, позволяющие шине быть эластичной даже в сильный мороз, так что покрышки на зиму следует выбирать из более мягких сортов резины. Жесткая резина на сильном морозе еще сильнее твердеет, быстрее изнашивается и теряет свои свойства. Однако если сделать состав резины слишком мягким, шина хоть и будет показывать очень хорошие результаты, но окажется недолговечной.

Выбирая резину, вы должны прежде всего ориентироваться на то, где и в каких условиях она будет использоваться. В районах, где на дорогах много снега, лучше взять резину с глубоким протектором, и чем он будет глубже, тем лучше окажутся проходимость и устойчивость автомобиля. На снегу же о шипах думать не приходится — важнее рисунок протектора, количество и расположение канавок и состав резины протектора. Но, как правило, на дорогах под снегом есть лед, то есть нужны шипы. На асфальтовых же дорогах покрышки с неглубоким протектором будут меньше шуметь, и стабильность авто будет лучше.

История и конструкция

Шипы начали использовать задолго до появления первого автомобиля. Еще в начале прошлого века люди вбивали гвозди в накладки на колесах повозок. Когда же появились пневматические шины, то про шипы пришлось на какое-то время забыть, пока не придумали способ их крепления. Но уже к середине 1950‑х они получили широкое распространение. Технологии производства шипованных шин постоянно совершенствуются. С момента изобретения шипа он претерпел массу изменений. Менялись как форма, так и материал изготовления, и каждая новая модель превосходит по характеристикам предыдущую. Изменялась и сама шина. Сегодня конструкция протектора подразумевает использование многослойной резины разной жесткости. Это позволяет рабочей поверхности шины оставаться мягкой, а в месте, где крепится шип, — жесткой, чтобы он лучше держался. На шипы также воздействуют антигололедные реагенты: они портят резину и окисляют сам шип, который в результате уменьшается в размерах, а также ускоряют износ отверстия под шип, что приводит к его вылетанию.

Шип состоит из корпуса и рабочей твердосплавной вставки, которая закрепляется либо пайкой, либо запрессовкой. Корпус обычно делают из мягкой стали или из алюминиевого сплава, существуют шипы из высокопрочной пластмассы и минералокерамики, но они достаточно дороги и довольно быстро изнашиваются. Все усилия производителей направлены на уменьшение веса и размеров шипа.

По форме их также делят на однофланцевые (так называемые гвоздики) и многофланцевые. Шипы устанавливают в специальные отверстия в протекторе, которые обычно формируют в процессе изготовления шины. Вопрос о количестве шипов давно вызывает много споров. Шипы обычно размещают в плечевых зонах протектора по определенной схеме — так, чтобы в пятне контакта шины с дорогой одновременно находилось от 8 до 12 штук.

Шины могут шиповаться как на заводе-изготовителе, так и у дилера, но самое главное — на каком оборудовании и  какими шипами они зашипованы. Каждая фирма-производитель дает свои рекомендации, какими шипами должна оснащаться конкретная модель шины. Шипы должны стираться равномерно с износом шины. Если шип будет чересчур твердым, то при износе шины он будет торчать и вскоре вылетит; если же он будет слишком мягким, то быстро износится, и от покрышек не будет большого толка. На рынках часто можно встретить шины с дешевыми или же просто некачественными шипами.

Что лежит на прилавках

Сегодня рынок покрышек довольно велик, и какой фирмы покрышки выбрать — зависит от ваших пожеланий и финансовых возможностей. У каждой компании есть как хорошая (дорогая), так и бюджетная линейки. Единственный совет: продукции тайваньской или китайской шинной промышленности пока доверять не стоит.

Эксплуатация

Немаловажно, что для наибольшей безопасности при зимней езде необходимо использовать одинаковые покрышки на всех колесах, поскольку их поведение при любых ситуациях должно быть одинаковым. Многие водители экономят и ставят зимнюю резину только лишь на ведущую ось, что приводит к разному коэффициенту сцепления колес и может вызвать занос. Установив зимние шипованные шины на переднюю ось переднеприводного автомобиля, вы можете столкнуться с тем, что на скользкой дороге при торможении, повороте или просто при сбросе газа автомобиль начнет разворачиваться. Установка зимних шипованных шин на заднюю ось заднеприводного автомобиля чревата тем, что машина будет долго останавливаться на скользкой дороге, потому что при торможении нагрузка на переднюю ось значительно выше, чем на заднюю.

Шипованная резина требует более частой балансировки, чем нешипованная, поскольку часть шипов в процессе эксплуатации вылетает. Наиболее разумным будет заезжать на балансировку раз-два за сезон. Обычно шипованной шины хватает не более чем на четыре сезона. Еще можно посоветовать почаще менять ведущие колеса с ведомыми, тогда шипованные колеса будут изнашиваться равномерно.

Новые шипованные покрышки должны пройти 300—400‑километровую обкатку, во время которой следует ездить на низкой скорости и избегать резких торможений и ускорений. Это необходимо для того, чтобы шипы окончательно встали на свои места и вероятность их вылета уменьшилась.

Если вы меняете колеса, следите за тем, чтобы они сохраняли прежнее направление вращения, то есть менять местами колеса следует только с одной стороны автомобиля.

При использовании шипованной резины следите за давлением в камерах: если долго ездить на приспущенных шипованных колесах, это приведет к износу шипов и их быстрому выпадению. И не пытайтесь устанавливать шипы самостоятельно, так как это довольно сложный процесс, да и среди продающихся отдельно шипов много подделок.

Придерживаясь этих правил, можно абсолютно спокойно наездить более 40—50 тысяч километров на одном комплекте.

Хранение

Как известно, шины теряют свои свойства, если их хранить в несоответствующих условиях или неправильно эксплуатировать. Храниться шины должны в сухом помещении, защищенными от попадания солнечных лучей. Температура хранения — примерно +10—25 градусов при влажности воздуха 50—60%. Покрышки устанавливают на стеллажах в вертикальном положении. Через 2—3 месяца их следует поворачивать, меняя точку опоры. Камеры обычно хранят на вешалках, поворачивая каждые 1—2 месяца во избежание образования складок. При этом в непосредственной близости не должно находиться отопительных приборов. Существуют фирмы, предлагающие услуги по сезонному хранению шин, стоимость их услуг зависит от диаметра шины и от срока хранения. К примеру, полугодовое хранение обойдется в среднем в 3—3,5 тысячи рублей за комплект.

Напоследок

В завершение следует сказать, что совершенных шин не бывает. Выбирая зимние покрышки, ориентируйтесь на свой опыт, предпочтения, место, где вы собираетесь ездить, ну и, конечно, на цену. И помните, что шипы еще не дают вам полной гарантии безопасности. Если у вас стоят шипы, возможно, на скользкой дороге вы сможете остановить ваш автомобиль быстрее того, кто едет сзади, поэтому старайтесь тормозить более плавно.

Ну а большинство водителей все-таки выбирает шипованные покрышки. И хотя в центре города они не особо нужны, нельзя угадать, когда под колесом окажется лед. И пускай даже в девяти случаях из десяти они вам не понадобятся, поверьте, одного случая, когда они вам будут нужны, может хватить на всю жизнь…


Роман БАЯДИН






Статьи по теме