15.05.2012

Встреча 78-го Праздника Севера в Ловозере

Рано утром на своем тестовом Suzuki Jimny мы отправились смотреть открытие Праздника Севера в Ловозеро – главный поселок саамов Мурманской области. Больше всего мне хотелось увидеть оленьи гонки. Оказалось, что это не единственное, что стоит посмотреть.

Рано утром мы сели в наш тестовый Suzuki Jimny и отправились в Ловозеро - «столицу» кольских саамов. Расположена она в 180-ти километрах от Мурманска. Утро погодой не баловало: вьюжило, было холодно. Кстати о печке тестового Джимника - она хороша. Маленький салон даже в мороз прогревается быстро, и стекла салона не украшают филигранные узоры Дедушки Мороза.

Дорога местами хорошая, местами средненькая, а местами плохая. В одном месте не заметили «неровность» - размыв через всю дорогу, соорудивший поперек асфальтовый «валик» -  и налетели на него. Подвеска отработала хорошо: чувствуется, что у машины очень большой запас ресурса на этот счет. Дальше мы старались не экспериментировать с возможностями подвески и более внимательно относиться к возможным «неровностям» в распадках.

Дорога на Ловозеро из Мурманска зимой

Утро погодой не баловало: было пасмурно, достаточно холодно и даже вьюжило. Дорога оставляла желать лучшего и радоваться возможности в любой момент подключить полный привод.

В Ловозере погода смилостивилась над нами и нашим Suzuki Jimny

Когда мы доехали до Ловозера - а это 180 километров от Мурманска - Арктика решила смилостивиться и умерила свой нрав: на горизонте показались Ловозерские тундры, освещенные ярким солнцем.

Въезд в Ловозеро

Правда, само Ловозеро оставалось под сенью рваных туч.

Наконец, мы приехали в Ловозеро. Тут мы встретимся со своими друзьями на Сузуки Джимни - они станут нашими проводниками по празднику и местным красотам. Приехать мы успели вовремя, нам как раз хватило времени найти место для парковки и немного оглядеться, как на сцене началось представление, открывающее 78-й Праздник Севера и День Оленевода.

Сторожилы говорят, что оно традиционное для празднования Севера в Ловозере. Но ничего удивительного в этом нет - также как сказка «Морозко» или былины про Илью Муромца, сюжет волшебной истории должен повторяться в нужный момент в нужном месте. История, которую рассказывает представление - это театрализованная постановка мифа о сотворении земли и саамов. Главную роль в мифе играют Солнце и Олени.

78-й Праздник Севера в Ловозере: встреча солнца

Солнце - очень важный элемент жизни всех северных народов. Если уж русские через тысячу лет от Крещения Руси до сих пор празднуют Масленицу с блинами, весельем и гулянием, то живущие испокон веков в куда более суровых условиях саамы с искренней радостью встречают солнце и приход лета. Происходит это в равноденствие и практически всегда попадается на пост - а саамы православны. Но радость прихода весны после Полярной ночи все равно настолько велика, что каждый раз это событие празднуется от души.

78-й Праздник Севера в Ловозере: встреча солнца

На сцене разыгрывается сказ о том, каким себе представляли сотворение мира саамы. Вначале было солнце и олени...

Мяндаш - чудесный олень-оборотень, прародитель саамов

Мяндаш - чудесный олень-оборотень, прародитель саамов. Он обладает чудесным свойством в веже быть человеком, а вне ее пределов - оленем. Мяндаш научил людей искусству охоты, дал им лук, запретил охотиться на важенок (самок оленей, особенно беременных и кормящих).

Интересно, что в мифологии саамов предусмотрен Конец Света. Возможно, благодаря этому факту, крещение этого народа прошло легче - идея об Апокалипсисе не была им чужда никогда.

Как бы ни комментировали представление утомленные повторяющимся год от года действом некоторые местные скептики, оно интересно. И, в отличие от вчерашнего вымученного, но зато следующего всем новым модным веяниям, представления на сцене Мурманска, совершенно не отдает вымученностью. Да, кстати, и люди вокруг повеселее, хотя от северян вообще дождаться улыбок сложно - серьезные это люди.

Кроме саамов и поморов, уже многие столетия существующих друг с другом в этом суровом крае бок о бок, на Кольском полуострове есть ненцы и коми-ижемцы.

Кроме саамов и поморов, уже многие столетия существующих друг с другом в этом суровом крае бок о бок, на Кольском полуострове есть ненцы и коми-ижемцы. Последние попали на Кольский полуостров из Печорского уезда в 1880-х годах, после падежа и мора в Ижемско-Печорском крае.

«Пришлые» северяне сильно отличаются от саамов - придя из более сурового климата, хотя и с юга, они более склонны к «цивилизации». Если саамы - это нация экстремалов-одиночек, то ненцы и коми более склонны «управлять» природой, нежели «жить в ней». Например, если саамы используют вольный выпас оленей, а в качестве передвижения берут всего одного, то упряжки юго-восточных соседей из четырех оленей уже куда более грузоподъемны, требуют большей работы по дрессировке животных и другой подход к выпасу.

Выступление хоровых коллективов в Ловозере на Празднике Севера

Вслед за традиционным представлением началось выступление хоровых коллективов. Один за другим выходят на сцену певцы из разных городов и поселков не только Мурманской области, но и других областей России. Поют здорово, душевно, а наряды - одни краше другого. Все же знали наши предки толк в красивых нарядах.

Зимний футбол в Ловозере на Празднике Севера

А под задорные песни мальчишки гоняют футбол, и никакой снег им не помеха.

Тем временем приближается старт оленьих гонок. Перед стартом можно подойти к оленям, поглядеть на них вблизи, погладить их, что я и делаю.

Олени в Ловозере на Празднике Севера 2012

Начинаются оленьи гонки. Перед стартом можно подойти и поглядеть на оленей вблизи.

Тут меня ожидал сюрприз. Эти милые и очаровательные с виду животные на самом деле оказались достаточно своенравными и очень-очень пугливыми. Вспугнутая вроде бы небольшая упряжка (кстати, это не саамская - изначально саамы пользовались одним оленем и кережей) производит серьезное впечатление. Чтобы олени не смогли унестись, их путают о сани так, что они бегают вокруг них, пока не успокоятся.

Кережа на Празднике Севера 2012 в Ловозере

А вот и керёжа - лодка-сани - в ожидании старта. Ее форма позволяет не только форсировать небольшие водные препятствия и ехать по размякшему болоту, но и благодаря узкому носику держать ее очень близко к оленю, что облегчает передвижение по труднопроходимым местам. Минусом такой конструкции является ее малая грузоподъемность. Но саамы всегда были известны тем, что это удивительный народ потомственных экстремалов-одиночек.

В Ловозере можно на оленях и покататься

Тут же можно и покататься на оленях. В упряжке из четырех оленей много силы, и на санях может разместиться много человек.

Соревнования по беговым лыжам в Ловозере на 78-м Празднике Севера

Пока идет приготовление к оленьим гонкам, неподалеку уже вовсю соревнуются лыжники совершенно разных возрастов - от детей до стариков. Борьба за первое место нешуточная, и после финиша сил не остается.

Судейский снегоход Буран на соревнованиях по оленьим гонкам в Ловозере

Если олени соревнующихся то и дело фыркают, «делают» испуганные глаза и всячески показывают свой нрав, то у судей «оленьи силы» сосредоточены под капотом снегоходов - они послушны и ведут себя примерно, но «фыркают» далеко не столь благозвучно и выглядят не так красиво.

Я долго не могла понять, откуда взялось такое ровное огромное пространство, пока рядом скучающий в ожидании старта ребенок не прокатал ногами в снегу дыру - мы стоим на льду! Это же то ли озеро замерзшее, то ли болото! А местами торчащие из снега прутики - вершины карликовых березок, вмерзших в лед!

Старт оленьих гонок в Ловозере на Празднике Севера

Наконец, гонка началась.

Как оказалось, управлять такой упряжкой далеко не такое простое дело, как показывают в мультфильмах. Ожидая, что оленья упряжка, это нечто навроде северной «тройки с бубенцами», я была совершенно неправа. Управлять тройкой намного проще! А лошади - это смирные и послушные овечки!

Управление оленьей упряжкой сложнее чем "тройкой"!

Олени то и дело норовят куда-нибудь завернуть, чего-нибудь испугаться, и понести незадачливого наездника. А правила соревнований строги - за трассу нельзя выйти совсем, только с внешней стороны можно отклониться от траектории не более чем на 10 метров.

Одна за другой выходят на старт упряжки. Периодически случаются задержки и сходы со старта.

На заднем плане - школа-интернат для саамов в Ловозере, а слева - дом в виде куваксы, походного жилища саамов.

На заднем плане - школа-интернат для саамов, а слева - дом в виде куваксы, походного жилища саамов. Постоянным же, «зимним» жилищем была вежа. Но сейчас вместо нее сейчас саамы предпочитают использовать дом с удобствами и центральным отоплением, что неудивительно в таком климате, где больше полугода царит зима.

Саамская вежа в музее Ревды

Кстати, в музее Ревды, куда мы попадем позже, бережно хранится настоящая вежа, в которой прожили не одно столетие люди.

Поскольку идет не показательный выезд оленей «на публику», а реальные соревнования, длятся они долго. Через пару часов я начинаю замерзать, и возвращаюсь обратно на площадь.

Хоровые коллективы на Празднике Севера в Ловозере

На площади все еще поют зажигательные песни.

Хоровые коллективы на Празднике Севера в Ловозере

Музыка, которую я слышала на старте соревнований, была не фонограммой, а настоящим «живым» выступлением!

Рядом со сценой развернулась ярмарка, где местные художники и мастера представляют свои работы. Удержаться от того, чтобы скупить всё сложно - многие представляют действительно высокохудожественные произведения искусства.

Дух здесь совсем другой, чем вчера в Мурманске - официоза оказалось минимум, а вот реального праздника и соответствующего ему веселья куда больше. Но на пятый час после начала праздника понимаю, что пора бы и в тепло.

Сузуки Джимни на Празднике Севера 2012 в Ловозере

Мои друзья тоже уже изрядно замерзли, да и наши Джимники рвутся в бой. Разглядывая сверкающие на горизонте Ловозёрские тундры решаем, что наш путь будет лежать именно туда.

На Suzuki Jimny путешествовала  Наталья Парамонова 

 78-й Праздник Севера.

Часть первая: 78-й Праздник Севера. Навстречу зиме на Suzuki Jimny.

Часть вторая: Встреча 78-го Праздника Севера в Ловозер

Часть третья: Эх, прокачу! Тестируем Suzuki Jimny на снегу и льду.

Часть четвертая:  Вдоль отрогов древних Хибин на Suzuki Jimny

Автоматическая мойка - стоит ли доверять работу роботам?

Тест-драйвы автомобилей Сузуки портала Автодела:

Suzuki Grand Vitara - динамичное решение для пригорода

Suzuki SX4 - настоящая «столичная штучка»

Suzuki Splash - машина, в которую можно влюбиться

Сузуки Свифт - японский Мини Купер?

Путешествуем  с Автоделами на автомобилях Сузуки:

Suzuki Splash: Где провести выходные зимой? - В Дубне!

Suzuki SX4 NAV со встроенной навигационной системой Bosch Тест-драйв Suzuki SX4: осенняя разведка Смоленщины 

Suzuki Swift: Зимние путешествия - блажь или отличный отдых?

 


Статьи по теме
Картинка


Suzuki SX4 – настоящая «столичная штучка»

Тест-драйв элегантной японской красотки Suzuki SX4 GLX (NAV) в комплектации со встроенным навигатором Bosch.

Картинка


Дилерский центр Suzuki открылся в Калиниграде

13 февраля 2012 года в Калининграде открылся очередной, 59-й по счету, российский дилер SUZUKI - «Юки Моторс», в котором представлен весь модельный ряд автомобилей компании. Новый центр позволит клиентам обслуживать свой автомобиль, не выезжая за пределы региона.

Картинка


Suzuki делает ставку на кроссоверы

Компания Suzuki рассчитывает укрепить свои позиции на автомобильном рынке России за счет вывода новой модели кроссовера – New SX4.

Картинка


Объявлена дата российской премьеры Suzuki New SX4

Компания Suzuki объявила дату выхода на российский рынок нового Suzuki SX4. Продажи обновленного кроссовера начнутся 16 декабря 2013 года.

Картинка


СITROEN C1 в «Книге рекордов России»

Сitroen C1 признан самым экономичным автомобилем в России. Заявка № 14.070 "Рекорд расхода топлива одним автомобилем в смешанном цикле" - 5,332 литра бензина на 100 километров, признана официальным рекордом России.

Картинка


Тест-драйв Peugeot 508: отбрасывая скромность

Peugeot 508 обновился. Посмотрим, удалась ли французам работа над ошибками на тест-драйве Автодел.

Predictive Powertrain Control (PPC) - 10 вопросов и ответов

Predictive Powertrain Control (PPC) - 10 вопросов и ответов о системе предусмотрительного управления силовой линией от грузового подразделения Mercedes-Benz

Сравнительный тест видеорегистраторов, совмещенных с радар-детектором, лето-2020

Представляем сравнительный тест самых популярных сигнатурных комбинированных видеорегистраторов. В него вошли модели Neoline X-COP 9300c, Mio MiVue i95, Sho-me Combo mini WiFi и Silverstone F1 Hybrid S-Bot.

Топливный насос: как не заплатить дважды?

Как определить неполадки в работе топливного насоса и к каким последствиям они могут привести?

Рейтинг универсальных смазок по проникающей способности

Представляем рейтинг универсальных смазок, составленный по их проникающим свойствам. В него вошли семь самых популярных составов.

Тестируем «Урал» AS-D12A Red Hurricane DUAL – активный корпусной сабвуфер

На нашем тесте просто бомба – двухдифузорный активный сабвуфер «Урал» AS-D12A Red Hurricane DUAL. Мощный и при этом музыкальный. Подробности читайте в тесте.

Subini SV-800 – комбинированный видеорегистратор с радар-детектором, тест

Видеофиксация происходящего в салоне автомобиля важна для тех, кто регулярно возит пассажиров, и устройства, имеющие такой функционал, всегда востребованы. Рассматриваемый в нашем тесте Subini SV-800 – это не просто регистратор, а полноценное комбо-устройство.

ТО своими руками

ТО своими руками. Рассказываем, как самостоятельно провести техническое обслуживание автомобиля, а так же, обращаем внимание, на те особенности которые следует избегать.

Сезонное обслуживание - замена масла

Весна в разгаре, а это значит, что пришла пора пройти сезонное техобслуживание. Для тех, кто еще не успел провести весенний «автосубботник», специалисты Total составили краткий чек-лист, как подготовиться к теплому сезону.

Как остановить коррозию?

Самая основная проблема, которая волнует автовладельцев: что делать, если автомобиль начал цвести? Как быть, если по нему поползли безобразные пятна ржавчины, которые, по мнению многих, уже ничем нельзя остановить? Рассказываем, что делать в этом случае.