22.07.2008

Тест газовых амортизаторов на ВАЗ-2110

Амортизатор. Многое ли он привносит в копилку управляемости или же плавности хода автомобиля? Особенно если авто отечественного производства, а стоимость комплекта из четырех амортизаторов не превышает 200 вечнозеленых у.е.? Честно говоря, до окончания проведенного нами теста ответить на этот вопрос затруднялись не только мы.

Не жестко и мягко - отзывы об амортизаторах после теста.

Амортизатор. Многое ли он привносит в копилку управляемости или же плавности хода автомобиля? Особенно если авто отечественного производства, а стоимость комплекта из четырех амортизаторов не превышает 200 вечнозеленых у.е.? Честно говоря, до окончания проведенного нами теста ответить на этот вопрос затруднялись не только мы.


Все автолюбители — люди разные. Одни ценят в своем автомобиле комфорт, другие — управляемость, а третьи — и то и другое. Но, всегда чего то не хватает, кому первого, а кому второго. Так что для многих становится актуален следующий вопрос: как улучшить управляемость и плавность хода автомобиля, затратив на это относительно небольшие средства? Ответ на него, пожалуй, только один: подобрать подходящий именно вам комплект амортизаторов. Но как купить именно то, что нужно? Ведь на прилавках представлены различные амортизаторы, а на ценниках, кроме стоимости и страны-производителя, нет никакой информации. Войдя на время в роль владельцев отечественных «десяток», мы решили расставить все точки над «i», проведя тест пяти комплектов амортизаторов с газовым подпором стоимостью до 200 долларов.


Весь тест условно был поделен на два больших этапа. Первый — определение скоростных характеристик амортизаторов на испытательном стенде. Второй — ходовые испытания, направленные на определения характера управляемости автомобиля. К первому этапу испытаний мы приступили непосредственно после того, как на прилавках различных магазинов автозапчастей Москвы купили пять комплектов амортизаторов. В наши руки попали следующие амортизаторы: KAYABA EXL-G, BILSHTEIN B4 GAS, MONROE GAS, FINWHALE Dinamic, СААЗ Спорт.


Этап первый — стендовые испытания амортизаторов

Как уже говорились, все купленные амортизаторы мы первым делом решили водрузить на испытательный стенд. А он их хорошенько потрясет и, немного подумав, выдаст большое количество графиков и другой различной информации, обработав которые мы и получим скоростные характеристики амортизаторов. Узнать, что собой представляет стенд для снятия скоростных характеристик амортизаторов, вы можете взглянув на фото.

Следует заметить, что скоростные характеристики амортизаторов не позволяют полностью судить о поведении в реальных условиях автомобиля, оснащенного тем или иным комплектом. Это сложная задача даже для специалистов в области автомобильного шасси. Единственное, что мы можем сделать, так это дать прогноз относительно плавности хода и управляемости. Именно поэтому при разработке амортизаторов любая уважающая себя компания использует стендовые испытания в совокупности с ходовыми.

Кстати, то, о чем нам говорили специалисты на стендовых испытаниях по поводу «прогнозирования по характеристикам», мы осознали до конца лишь во время ходовых испытаний. Как говорится, чтобы понять, надо гонять.

Перед тем как перейти непосредственно к обсуждению скоростных характеристик и особенностей каждого амортизатора, обратимся к теории. Каждый амортизатор работает в двух режимах — дроссельном и клапанном. Дроссельный режим работы характерен для небольших скоростей движения штока — примерно до 0,1 м/с. Поэтому именно дроссельный режим влияет на управляемость автомобиля, так как при маневрировании скорость штока практически не превышает указанных нами скоростей.

С ростом скорости штока, например при езде по большим неровностям на немалой скорости, дроссели перестают справляться с тем количеством рабочей жидкости, которое пытается через них пройти. Поэтому, чтобы амортизатор не заклинивало при большой скорости перемещения штока, в поршне предусмотрены специальные клапаны. Их открытие происходит при скорости выше 0,1 м/с (характерный изгиб скоростной характеристики при ходе отбоя) и обусловливает переход работы амортизатора в клапанный режим, который отвечает в первую очередь за плавность хода автомобиля.

Этап второй — ходовые испытания амортизаторов

Ходовые испытания, которые мы провели на территории Дмитровского автополигона, помогли нам в полной мере раскрыть «характер» каждого комплекта амортизаторов. Испытание было разбито на две стадии. Первая была посвящена определению свойства управляемости автомобиля, оснащенного тем или иным комплектом амортизаторов, и включала в себя выполнение маневров «лосиный тест» и «поворот». Эксперт совершал серию заездов, в течение которых фиксировались предельные скорости выполнения маневров и давались комментарии об управляемости. На второй стадии испытания проводилась оценка плавности хода.

В качестве «агрегатоносителя» использовали седан ВАЗ-21102 с пробегом 26 000 километров.

Результаты теста амортизаторов и отзывы

Все полученные результаты можно четко разделить на две группы. Первая — результаты стендовых испытаний, которые позволили дать прогноз поведения каждого комплекта в реальной жизни. Вторая — это конкретные цифры, полученные измерительной аппаратурой, и отзывы экспертов.



KAYABA EXL-G, амортизаторы газовые, тест

Стендовые испытания

Рассматривая скоростную характеристику теста амортизаторов Kayaba EXL-G, ничего необычного мы не заметили.

Жесткость передних амортизаторов при дроссельном режиме чуть больше, чем задних,— это говорит отом, что управляемость автомобиля должна быть вполне сносной. Скомфортом же все наоборот: вероятны некоторые проблемы, так как при скорости штока 0,3м/с на графике наблюдаются слишком большие усилия на сжатие, особенно узадних амортизаторов, которые, по словам специалистов, вбольшей степени ответственны за плавность хода.

Ходовые испытания

«Десятка» на амортизаторах Kayaba EXL-G заметно жестче, чем на стандартном варианте. Иесли смелкими неровностями иасфальтовыми стыками автомобиль более-менее справляется, то средние икрупные выбоины чувствуешь всем позвоночником. Такое поведение явно намекало на то, что амортизаторы «отыграются» при проверке на управляемость.

Ипоначалу ожидания вполне оправдывались: «десятка» как будто бы вся подобралась— реакции на отклонения руля были достаточно быстры иточны, вповоротах крены кузова были минимальны.

Но на свои места все расставили результаты испытаний. На «лосином» тесте машина на амортизаторах Kayaba EXL-G показала слабые результаты: предельная скорость выполнения маневра— 60,5км/ч, после чего автомобиль переходил вскольжение. Такая же ситуация ивповороте радиусом 35метров. На скорости 61,5км/ч «десятка» отклоняется от изначально выбранной траектории, ииспытателю приходится бороться со сносом передней оси вплоть до предельной скорости— 73,8км/ч.

Конечно, недостаточная поворачиваемость все-таки более предпочтительна для неопытного водителя, ведь снос передней оси неплохо подавляется небольшим сбросом скорости, однако совершенно непонятно, для чего идти на такие жертвы сплавностью хода.

Резюме

Машина на амортизаторах Kayaba EXL-G явно придерживается псевдоспортивного стиля, однако результаты испытаний низкие, да иплавность хода высокой оценки не заслуживает. Хотя среакциями на отклонение руля все впорядке.

BILSTEIN B4 GAS, амортизаторы газовые, тест

Стендовые испытания

Первое, на что мы обратили внимание, анализируя тестовуюскоростную характеристику, — жесткость задних амортизаторов BILSTEIN B4 GAS на сжатие намного больше, чем упередних. Вывод напрашивается сам: заносов задней оси не миновать. Вызывает опасение иплавность хода, так как жесткость задних амортизаторов на ходе сжатия достигает больших значений, хотя передние имеют вполне приемлемые значения той же величины.

Ходовые испытания

«Хоть на машину стала похожа»,— первое, что обронил испытатель, выйдя из автомобиля. Идействительно, «десятка» после установки амортизаторов BILSTEIN B4 GAS преобразилась, словно Золушка на балу. Реакции на отклонения рулевого колеса стали острее— машина стала намного охотнее входить ввираж, нежели на стандартных амортизаторах, акрены кузова перестали достигать пугающих величин.

Охорошей управляемости красноречиво свидетельствует имаксимальная скорость, при которой еще возможно объехать внезапно возникшего лося,— 63,5км/ч. Достижению же более высокой скорости выполнения маневра помешал резко развивающийся занос. Причем скоростной предел, которого достиг испытатель при выполнении маневра «поворот», составил ни много ни мало 74,7км/ч.

Но здесь не все так гладко, как кажется. Следует особо обратить внимание на то, что отклонение от изначально выбранной траектории начинается уже при 60,6км/ч, ана 67,2км/ч машина резко срывается взанос, который может напугать неподготовленного водителя. Еще один подвох заключается втом, что быстро иточно парировать развивающийся занос мешает большое усилие на рулевом колесе.

Плавность хода нашей редакционной «десятки» на амортизаторах BILSTEIN B4 GAS заслуживает удовлетворительной оценки: если мелкие неровности «проглатываются» без остатка, то средние икрупные, лишь немного сглаживаясь, норовят вытрясти из пассажиров всю душу.

Резюме

Bilstein— игрок честный: отсут-ствие плавности хода он слихвой искупает неплохой управляемостью. Но надо быть на чеку: превышение скорости вповороте вызывает резкий занос задней оси, справиться скоторым неподготовленному водителю не так просто.

MONROE GAS, амортизаторы газовые, тест

Стендовые испытания

Посмотрев на скоростную характеристику амортизаторов MONROE GAS, сразу замечаешь много интересного. Во-первых, передние имеют самое большое усилие на ходе сжатия при высокой скорости штока, вто время как задние— одно из самых малых усилий. Чего таким образом пытались достигнуть создатели, удастся выяснить при ходовых испытаниях. Во-вторых, при малой скорости движения штока задние амортизаторы имеют большее усилие на сжатие, нежели передние. Так что, судя по всему, автомобиль на этих амортизаторах будет проявлять склонность кизбыточной поворачиваемости.

Ходовые испытания

Все вокружающем мире постепенно меняется. Вот изменилось инаше настроение— спраздничного на будничное. Авиной тому стал «флегматичный» комплект MONROE GAS, которым заменили «азартный» Bilstein B4 GAS.

Поведение автомобиля кардинально изменилось: он словно поправился на сотню-другую килограммов. Поэтому реагировать на какие-либо события ему стало довольно проблематично (как любому толстяку). «Десятка» отзывалась на отклонения рулевого колеса со значительным запаздыванием, да икрениться ктому же стала совсем нешуточно.

Всвою очередь, «размазанные» реакции стали причиной того, что пределом для объезда внезапно возникшего препятствия стала скорость 58,4км/ч. Следовательно, отом, чтобы быстро «прохватить» по извилистым дорожкам, придется забыть. Но если связка поворотов для этого комплекта проблема, то один поворот— задача вполне решаемая, очем говорят ирезультаты испытания. Так, поворот радиусом 35метров автомобиль проходил спредельной скоростью 75,5км/ч— это, несомненно, высокий результат. Но удивляет другое. Снижение курсовой устойчивости происходит на скорости 65,3км/ч, авзанос «средней тяжести» автомобиль срывается при 69км/ч— самые высокие результаты внашем тесте.

По плавности хода амортизаторы MONROE GAS вчем-то похожи на Bilstein B4 GAS: мелкие неровности практически не воспринимаются, авот средние икрупные трясут.

Резюме

Амортизаторы MONROE GAS скорее всего разрабатывались для того, чтобы вы просто ездили на своем автомобиле. Некомфортном иплохо управляемом.

FINWHALE Dinamic, амортизаторы газовые, тест

Стендовые испытания

Взглянув на скоростные характеристики, мы сразу же поняли, кто скорее всего станет чемпионом нашего теста по плавности хода. Управляемость укомплекта амортизаторов FINWHALE Dinamic идеальной не будет— слишком малые значения усилия сжатия при небольшой скорости движения штока. Но издесь есть интересные вещи. Жесткость на сжатие передних амортизаторов больше, чем задних, соответственно, автомобиль будет проявлять либо нейтральную, либо недостаточную поворачиваемость.

Ходовые испытания

Машина, оснащенная амортизаторами FINWHALE Dinamic, словно пуховая перина, пытается смягчить абсолютно все, что только возможно. Анаходясь за рулем, вы словно на время забываете об одной из наших национальных проблем— плохой дороге. Мелкие неровности становятся неощутимыми, средние едва заметны, акрупные значительно сглажены. Единственное, что досаждает, так это крены даже впологих поворотах ираскачка на волнах асфальта, усиливающаяся сростом скорости.

Что касается управляемости, то здесь FINWHALE Dinamic приготовил множество приятных сюрпризов. На «лосином» тесте «десятка» показала рекордную среди участников теста предельную скорость— 64,4км/ч. Интересно идругое. Первое— задержка реакции на отклонения рулевого колеса заметно больше, чем того ожидаешь, поэтому приходится корректировать траекторию впроцессе входа ввираж. Второе— сростом скорости, реакции на отклонения рулевого колеса только обостряются, хотя действительно острыми назвать их уж никак нельзя. Третье— возникающие при выполнении «лосиного» теста заносы были значительно растянуты во времени илегко подвергались коррекции, что особо важно для неподготовленного водителя.

Комплект от FINWHALE Dinamic удивил ипри выполнении маневра «поворот»— такие же высокие показатели предельной скорости (75,2км/ч). Но уход от первоначально выбранной траектории начинается на скорости 63,4км/ч. Асамое интересное начинается на скорости 72,9км/ч, так как именно сэтого момента начинает проявляться нейтральная поворачиваемость иавтомобиль норовит пройти поворот вбоковом скольжении.

Резюме

Первое слово, которое приходит на ум при упоминании FINWHALE Dinamic,— плавность. Плавность хода иреакций на отклонение рулевого колеса. Ауж потом появляются воспоминания опрогнозируемом ипонятном поведении тестовой «десятки».

СААЗ Спорт, амортизаторы газовые, тест

Стендовые испытания

Поведение автомобиля на амортизаторах СААЗСпорт предположить можно. Результаты стендовых испытаний показывают, что автомобиль, скорее всего, будет склонен кзаносу: жесткость задних амортизаторов на ходе сжатия заметно больше, чем передних. Слишком большое усилие на отбой как передних, так изадних амортизаторов может привести ктому, что крутой поворот автомобиль будет проходить на двух колесах. По плавности хода данный комплект будет уступать, видимо, только Finwhale Dinamic, что отчетливо видно на скоростной характеристике (уСААЗСпорт лишь немного выше усилия сжатия при высокой скорости движения штока).

Ходовые испытания

Забегая немного вперед скажем, что этот комплект амортизаторов, пытается дать каждому водителю то что тот хочет. Одни будут ценить сносную управляемость, адругие — неплохую плавность хода.

Действительно, управляемость «десятки» на амортизаторах от СААЗ неплоха. Она напоминает коктейль, состоящий всего из двух, правда, необычных компонентов— «остроты» Bilstein B4 Gas и«вялости» Finwhale Dinamic. Поэтому на отклонение рулевого колеса автомобиль отвечает адекватной реакцией инебольшими кренами кузова. Вподтверждение наших слов— результаты испытаний. При выполнении «лосиного» теста автомобиль резковато уходил взанос, поэтому максимум, что удалось выжать,— 62,5км/ч.

Интересно, что при выполнении маневра «поворот» автомобиль вел себя уже достаточно предсказуемо, отсюда ивысокий результат— 75,7км/ч. Причем отклонение от выбранной траектории начинается на 64,1км/ч, апри 68,1км/ч автомобиль очень плавно, не пугая водителя, отправляется вслабый илегко корректируемый занос.

Плавность хода, как иуправляемость, волнений не вызывает. Амортизаторы, правда, не полностью «глотают» неровности (вотличие от Finwhale Dinamic), акак бы скругляют исглаживают их. Причем размер их не важен— будь то дорожный стык или крупная выбоина, они одинаково подвергнутся необходимой коррекции, ана кузов передадутся лишь небольшие толчки. Будто бы под колесами вовсе не асфальтовое полотно, арезиновый коврик.

Резюме

Комплект амортизаторов СААЗ Спорт скроен по принципу разумной достаточности. Кприемлемой плавности хода вы получаете неплохую, асамое главное «понятную» ипрогнозируемую управляемость.

 

 
Более ранние публикации по амортизаторам:

Статьи по теме