22.07.2008

Тест буксировочных тросов

Формальный, вроде бы, вопрос — что должно быть в каждом автомобиле? Конечно, все помнят стандартный набор: аптечка, знак аварийной остановки, огнетушитель и трос (ну, и еще насос с домкратом). Есть мнение, что для того, чтобы отправиться куда-либо на автомобиле, достаточно иметь водителя, автомобиль и деньги. И во многом это правда. Но трос лучше все-таки иметь.

КАК УТАЩИТЬ АВТОМОБИЛЬ


Формальный, вроде бы, вопрос — что должно быть в каждом автомобиле? Конечно, все помнят стандартный набор: аптечка, знак аварийной остановки, огнетушитель и трос (ну, и еще насос с домкратом). Есть мнение, что для того, чтобы отправиться куда-либо на автомобиле, достаточно иметь водителя, автомобиль и деньги. И во многом это правда. Но трос лучше все-таки иметь. Вот стоите вы на обочине рядом со своим железным конем (или же со своей «любимой машинкой» — у кого что), которая без посторонней помощи сдвинуться с места не может. Стоите, голосуете, и вот останавливается долгожданный спаситель и предлагает цепляться к проушине его машины. И как приятно в этой ситуации иметь трос, в крепости и надежности которого вы уверены. Почти по Высоцкому: «надеемся только на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк», только крюк в нашей истории прикреплен к тросу, и вбивать его никуда не надо. А вот надежность нужна. И если уж не удается прокатиться на машине, то надо, чтобы хотя бы удалось прокатиться на поезде! На автопоезде, конечно. Ну а если вы — человек альтруистичный и склонны приходить на выручку попавшим в беду недотепам-автомобилистам, у которых своего троса нет, то выбрать крепкий качественный трос вам просто необходимо.


Проверка на прочность

Обратив свой взор в сторону прилавков с этим товаром, потребитель обнаружит довольно впечатляющий ассортимент подобных изделий. На выбор представлены тросы, изготовленные из высокопрочного морозоустойчивого авиационного капрона, из морозостойкого корабельного каната, стали и других всевозможных красивых и не очень, кажущихся прочными или, наоборот, жутко хлипкими, дешевых и дорогих материалов. В характеристиках выдерживаемых нагрузок производители вообще обещают небо в алмазах, указывая три, четыре или даже шесть тонн! Однако после проведенных нами испытаний стало складываться впечатление, что сами изготовители этих изделий определяли данный параметр исключительно по внешнему виду, а не опытным путем.

Мы же решили проверить, насколько можно доверять автомобильным буксировочным тросам и можно ли вообще быть уверенным в том, что они не подведут в трудную минуту. Мы собрали побольше тросов в магазинах и отправились в университет имени Н.Э. Баумана, на кафедру прикладной механики, чтобы проверить, какую на самом деле они выдерживают нагрузку, прежде чем порваться. Каждый трос закреплялся на специальной испытательной машине при помощи захватов, которые растягивали его до полного разрушения (разрыва). При этом специальный прибор замерял нагружающую силу, при которой происходил разрыв. Для полноты картины были выполнены испытания на прочность самих тросов без элементов присоединения к автомобилю (железных крюков, скоб, карабинов), а также отдельно, — испытания областей соединения с этими крюками. И надо сказать, что именно места соединений с крюками (особенно если соединение было просто сшивкой двух ветвей ленты) в большинстве случаев были самыми слабыми и рвались в первую очередь. Да и в целом картина совсем не радужная: производители не выполнили и половины того, что обещали. Очень многие образцы «сдались», не дотянув даже до одной тонны, не говоря уже о каких-то трех или даже пяти тоннах...

Возможно, российские производители не особо заморачиваются подобной чепухой, благодаря отсутствию в нашей стране каких-либо ГОСТов или требований, предъявляемых к автомобильным тросам.

Плюс ко всему большинство автовладельцев не уделяет абсолютно никакого внимания автомобильным тросам во время покупки: обычно все ограничивается зрительной оценкой и взглядом на этикетку. Некоторые, к примеру, делают выбор в пользу стального троса только потому, что он из стали, даже не задумываясь, что он запросто может быть в два, а то и в три раза слабее своих синтетических собратьев. К тому же рывки при его использовании чувствуются значительно сильнее, и при этом можно даже повредить автомобиль. При выборе троса предпочтение следует отдавать тому, который оснащен металлическим крюком или карабином — это избавит от надобности вязать сложные узлы. Для продления жизни троса необходимо содержать его в сухом виде, так как в воде нитки гниют и затем рвутся при совсем слабых нагрузках. Многие водители, у которых новый трос провалялся в сырости долгое время, сталкиваются с тем, что при первом же использовании он не выдерживает и пары легких рывков.

Что говорят правила

В Правилах дорожного движения есть отдельная глава, посвященная буксировке механических транспортных средств. Вот некоторые основные пункты.

20.2. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки — нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.

20.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4—6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м.

Некоторые производители автомобильных тросов, видимо, не знакомы с этим пунктом, так как зачастую в магазине можно встретить экземпляры, не соответствующие по длине этим нормам. Слишком короткий трос увеличит риск столкновения, так как буксируемый автомобиль может не успеть вовремя затормозить, ну а длинный могут не заметить другие участники движения, да и большая длина троса будет значительно осложнять прохождение поворотов.

Также в соответствии с Правилами дорожного движения трос должен быть обозначен флажками красного цвета.

20.4. Запрещается буксировка: транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки); двух и более транспортных средств; мотоциклами без бокового прицепа; в гололедицу на гибкой сцепке; транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки.

Также на буксируемом механическом транспортном средстве должна быть включена аварийная световая сигнализация.

Буксировка

При осуществлении буксировки трос лучше всего прикреплять по диагонали (за левую проушину буксирующего транспортного средства и за правую проушину буксируемого) — сила рывков будет не такой сильной. К тому же такой способ крепления позволит водителю буксируемого автомобиля лучше видеть дорогу впереди за тягачом, особенно если у буксируемого автомобиля затонированы стекла.

При прохождении поворотов надо иметь в виду, что буксируемая машина всегда немного его срезает. Следовательно, тягачу нужно выбирать наиболее широкую траекторию.

Что касается буксировки автомобилей, оснащенных автоматической коробкой передач, то здесь не все так гладко, как с механикой. По большому счету «автоматы» лучше вообще не буксировать, по крайней мере обыкновенными тросами, о которых мы говорим. Наиболее безболезненным для автомобилей с АКПП является буксировка методом частичной погрузки, при котором ведущая ось немного поднимается, а сам автомобиль катится на ведомой. Ну а если такой способ недоступен и принято решение буксировать обычным способом, «запрягая» тросом чье-то авто, то в этом случае следует преодолевать небольшие расстояния, поставив рычаг в нейтральное положение. С механикой же все гораздо проще, и таких проблем не возникает.

Водителю буксирующего автомобиля можно посоветовать переключаться на более низкую передачу перед преодолением подъемов — это придаст большей «уверенности» автомобилю. А водителю буксируемого, в свою очередь, нужно следить за постоянным натяжением троса, в противном случае он может попасть под колесо.


Буксировочный трос (ООО «АВТО-ТРОС»).

На вид вполне прочный и красивый трос. Окрашенный в красный цвет, он будет прекрасно заметен остальным участникам движения, что облегчает участь водителя и избавляет его от необходимости вешать красные флажки. Для крепления к автомобилю трос оснащен металлическими крюками с подпружиненными собачками, которые не дадут ему выскочить из проушин при провисании. Этикетка сообщает о длине троса (не менее 4,5 метра), а также о максимальной нагрузке (2,5 тонны). Но вопреки всем обещаниям, трос не выдержал и порвался при нагрузке в 687 кг! Первым делом «сдалось» место сшивки ленты рядом с крюком. Как только нитки порвались, трос вылетел из крюка, который остался болтаться на испытательном приборе. Сама лента, выполненная из морозоустойчивого авиационного капрона, выдержала 770 кг. Вот так вот. Зато она не очень сильно намокает, что идет ей в плюс.

Производство: г. Сергиев Посад.

Средняя стоимость по Москве: 70 рублей.

Компания «Беру».

Материал, использованный для изготовления, — высокопрочный авиационный капрон. Длина троса 5 метров, эксплуатационная прочность (по этикетке) 3500 кг. Самое слабое место — это опять же место сшивки двух ветвей ленты, образующие петлю, благодаря которой держится металлический крюк. С одной стороны сшивка порвалась при нагрузке 616 кг, а с другой — при 777 кг. Лента же порвалась на 1335 кг. А вот к самим крюкам претензий абсолютно никаких, как, впрочем, и ко всем остальным крюкам в тесте.

Производство: Россия.

Средняя стоимость по Москве: 60 рублей.

Компания «Беру».
Ленточный синтетический трос с двумя металлическими крюками по краям для удобства крепления к проушинам автомобилей. Длина 5 метров (соответствует требованиям ПДД). Трос изготовлен из высокопрочного авиационного капрона, эксплуатационная прочность которого, судя по этикетке, должна быть равна 5000 кг. Трос при разрыве распушился на множество мелких прядей, однако это произошло при нагрузке, далекой от 5 тонн. Сама лента не выдержала нагрузку 1162 кг, но места сшивки ленты по краям оказались чуть слабее: сшивка порвалась при 932 кг и 893 кг с каждой стороны соответственно. Этикетка весьма уместно предупреждает о том, что при эксплуатации троса надо избегать резких рывков и попадания его под колеса автомобиля.

Производство: Россия.

Средняя стоимость по Москве: 100 рублей.

Бурлак

Самый толстый, увесистый и яркий автомобильный трос. Он выполнен из морозостойкого корабельного каната. У этого материала есть ряд весьма весомых преимуществ, способных облегчить жизнь автовладельца: он не намокает (в отличие от авиационного капрона), не гниет и почти не теряет прочности со временем. Также он способен вполне неплохо гасить рывки. Производитель вообще дает пожизненную гарантию. Испытуемый состоит из трех синтетических пучков сплетенных лент, которые, в свою очередь, переплетаются между собой. Для наибольшей заметности на дороге эти пучки раскрашены в разные цвета (синий, белый и красный). Длина троса 5,1 метра. Весьма впечатляют огромные металлические скобы, которые прикреплены путем вплетения концов отдельных пучков троса друг в друга. Такой вариант крепления является очень крепким и надежным. К минусам можно отнести его ширину и размеры (будет занимать много места в багажнике, но, впрочем, это меньшее из зол). Обещанная максимальная нагрузка, которой можно подвергунтьтрос, — 3,5 тонны. На самом деле он выдержал 2375 кг, что является просто замечательным результатом. Испытания в областях крепления металлических скоб показали, что метод взаимного вплетения пучков троса оправдал себя полностью: крепления не расплетались, а рвался сам трос.

Производство: Россия, Санкт-Петербург.

Средняя стоимость по Москве: 180 рублей.

Буксировочный трос (ООО «АВТО-ТРОС»).

Вполне приметная синтетика с красной полосой посередине. Максимальная нагрузка, которую он должен выдерживать, согласно этикетке равна 6 тоннам. Длина 4,5 метра. Материал — морозоустойчивый авиационный капрон. Как и большинство тросов, имеет металлические крюки с подпружиненными собачками для облегчения крепления к автомобилю. Довольно неплохой на вид буксировочный трос. Однако какие шесть тонн? Ну имейте же совесть! Первым делом нитки затрещали в месте сшивки: с одной стороны — 630 кг, с другой чуть больше — 756 кг. Отдельно лента выдержала 1274 кг (до шести тонн далеко!), однако крюки для того и нужны, чтобы облегчать работу водителя при креплении троса к автомобилю. А у этого троса при таком креплении первым делом порвется сшивка, а значит все равно придется вязать узлы. Да уж, это самое больное место подавляющего числа автомобильных тросов. Крюки выглядят красиво, но вот держатся они не самым лучшим образом. «Надежный, эргономичный» (как гласит этикетка)... Даже телефончик мобильный и адрес написали. Ну а по-хорошему лучше вообще сразу парочку таких закупить — вдруг один порвется. Так что надежный морозоустойчивый авиационный капрон опять не оправдал своих ожиданий.

Производство: г. Сергиев Посад.

Средняя стоимость по Москве: 80 рублей.

Трос буксировочный (производитель не указан).

Обыкновенный автомобильный желтый трос. Не имеет никаких крюков или других металлических приспособлений, которые послужили бы более легкому креплению к проушине. Однако для этой цели производитель сделал петли путем все той же сшивки ветвей ленты друг с другом. И опять-таки это оказывается самым уязвимым местом: 780 кг. Сам трос показал совсем недалекие от этого результаты, а именно 830 кг. Этикетка же весьма сдержанно гласит: «2,5 тонны, 5 метров». То есть понимай как хочешь, никто не обещал, что он столько выдержит: просто 2,5 тонны... В минус ему также идет еще то, что, будучи светлым и ярким, он практически сразу же приобретает не очень нарядный вид, да и пачкается изрядно.

Производство: Россия.

Средняя стоимость по Москве: 65 рублей.

Буксировочный трос (производитель не указан).

Сразу хочется отметить длину троса, а именно: она абсолютно не отвечает требованиям Правил дорожного движения. В свободном состоянии она равна 1 метру, а в максимально растянутом не достигает и четырех, то есть разрешенного минимума. Так что буксировать на нем небезопасно. А тянется он так хорошо благодаря вплетенным в него нескольким резинкам, которые призваны помочь тросу не попадать под колеса при сокращении дистанции, а также не волочиться по земле и не пачкаться. Плюс ко всему эти резинки делают трос более компактным и удобным при хранении. Но, как и следовало ожидать, порвались они при самых небольших нагрузках. Да и вообще надо сказать, что изделие оказалось самым дряхлым во всем тесте: трос порвался при 544 кг! Зато металлические крюки оказались привязанными намертво: при нагрузках на эти участки рвались не места крепления, а сам трос. Соединение с крюком у этого образца выполнено в виде огона. Для красоты места крепления закрыты резиновыми трубками. Но все-таки надо отдать должное производителям: они хотя бы не стали вешать лапшу на уши несчастным автовладельцам и обещать всяких там шести тонн. Они просто решили вовсе не класть никаких бумажек. Трос продается без этикетки, запакованным в целлофановый пакет. К его плюсам можно отнести то, что он не намокает и особо не загрязняется.

Производство: Китай.

Средняя стоимость по Москве: 78 рублей.

ООО «Авто-Трос».

Оранжевый ленточный трос с двумя крюками для крепления к проушинам автомобиля. Такой цвет делает его довольно приметным для остальных водителей на дороге. Заявленная максимальная нагрузка 5 тонн. Но, правда, порвался он при гораздо меньшей нагрузке. На испытаниях среднее значение силы, при которой происходил разрыв, было равно 681 кг. Примечательно, что этот трос является редким исключением: при тесте рвалась не сшивка, а сама лента. В принципе то, что сшивка достаточно крепкая, было видно сразу, так как место соединения лент было прострочено не только вдоль, но и по диагонали. Материал, из которого выполнен трос, довольно хорошо впитывает влагу, а следовательно, его надо будет просушить после использования.

Производство: Россия.

Средняя стоимость по Москве: 190 рублей.

ООО «Авто-Трос».

Желтенький трос, неплохо намокает. Довольно приметный, однако все же способен сливаться с зимними пейзажами. В принципе довольно похож на предыдущий образец: также есть металлические крюки и сшивка выполнена неплохо. Разница в том, что выдерживаемая нагрузка, по словам производителя, равна 2,5 тонны. Но жизнь показала, что реальные свойства не особо отличаются, более того, этот образец оказался даже немного прочнее. А вот сшивка порвалась при нагрузке 762 кг и 744 кг с обоих концов соответственно. Лента в отдельности сопротивлялась до 956 кг.

Производство: Россия.

Средняя стоимость по Москве: 120 рублей.

Forra

Один из лидеров теста. При первом прикосновении и первом взгляде сразу становится понятно, что трос не из слабых: весьма солидная лента, массивные тяжелые красные металлические крюки с подпружиненными собачками. Особое внимание хотим уделить сшивке: из всех ленточных тросов в этом экземпляре она самая лучшая и надежная. Во время испытаний не было даже и намека на то, что нитки в месте сшивки могут дать слабину. Строчка идет вдоль, поперек и по диагонали, причем по диагонали трос прострочен несколько раз. Достоинством является также упаковка: небольшой синтетический чехол на молнии. В отличие от остальных производителей, которые продают свои изделия в простых целлофановых мешках, эта упаковка позволяет весьма удобно хранить его в автомобиле. Длина троса 5 метров. Написано, что он должен выдержать 5 тонн. Однако испытания показали, что лента выдерживает в среднем 2681 кг. Но за не совсем достоверную информацию, которую сообщили на упаковке, на разработчиков обижаться не следует, так как они сделали вполне приличный трос (сравните с результатами испытаний остальных образцов). К минусам можно отнести способность хорошо намокать. Еще разработчики позаботились и нашили по центру красную полосу шириной во весь трос, чтобы водителю не пришлось вязать красные флажки.

Производство: Россия.

Средняя стоимость по Москве: 450 рублей.

Трос буксировочный (производитель не указан).

Что можно сказать про этот образец? Увидев его в багажнике, не каждый догадается, что это трос. Обыкновенная веревка! Материал — парашютный строп. Ни петель, ни крюков для крепления к автомобилю. Так что его обладателю придется учиться вязать крепкие узлы. Внутри трос состоит из шести силовых многониточных веревок, несколько похожих на шнурки. Снаружи он дополнительно покрыт плетеной тканью. Обещанная стойкость 2,5 тонны. На деле оказалось 1244 кг. Согласитесь, не самый плохой результат. Он несильно намокает и несильно пачкается, зато будет хорошо сливаться с белыми сугробами.

Производство: Россия.

Средняя стоимость по Москве: 205 рублей.

Carpoint

Круглый трехпрядный синтетический синий канат, каждая прядь которого состоит из множества тонких синтетический нитей. Хочется отметить упаковку: двойной прозрачный блистер позволяет тросу компактно храниться. Длина троса 4 метра, диаметр 14 мм. Металлические крюки прикреплены посредством вплетения отдельных прядей троса друг в друга. И опять такой способ вполне себя оправдал: пряди не расплетались, а просто рвались. Изрядно вытянувшись, трос порвался при нагрузке 1611 кг. Хотя заявленная нагрузка 2500 кг, результат все же неплохой.

Производство: Китай.

Средняя стоимость по Москве: 200 рублей.

Saca

Казалось, эта вещь должна быть более серьезной. Круглый стальной трос диаметром 4,5 мм (хотя на упаковке почему-то утверждается, что 6 мм). По краям два металлических крюка, закрепленных посредством алюминиевых втулок. Длины не хватает до минимально допустимой: она у этого троса равна 3,5 метра, что, собственно, и написано на упаковке. Заявленная максимальная нагрузка 3 тонны. На самом же деле результаты оказались куда менее высокими. Средняя нагрузка, при которой происходит разрушение троса, равна 928 кг. К минусам можно отнести плохую способность гасить рывки, а также повышенную по сравнению с другими тросами возможность травмирования. К плюсам — наличие небольшой сумочки для хранения.

Производство: Китай.

Средняя стоимость по Москве: 160 рублей.

 


Статьи по теме