30.09.2019 Почему важна достаточная глубина протектора шины и ее связь с аквапланированием

Добрый день, дорогие друзья. Многие из вас, с целью экономии денег, ездят на покрышках до самого последнего момента, пока они полностью не станут лысой. Многие даже не задумываются о важности глубины рисунка шины автомобиля. Многие скажут: «А что не так, корт еще не лезет, шишек или порезов нет, значит еще можно один сезон откатать». Но они забывают, что одна покрышка может себя по-разному вести на разном дорожном покрытии, на сухом или мокром асфальте, например. Это все напрямую влияет на вашу безопасность и других участников движения.

Давайте попробуем разобраться, чем так важна глубина протектора шины, почему нельзя допускать ее уменьшения до минимального допустимого значения. Попробую объяснить, и на видео показать, что такое аквапланирование и как себя ведет автомобиль на мокром асфальте на «лысых» покрышках.

Что такое глубина протектора, ее минимальное значение по ПДД

Под глубиной протектора подразумевают высоту специального резинового рисунка протектора на поверхности автомобильной покрышки. Почему специального? – Потому что он в своей структуре имеет борозды, вырезы, так называемые «ламели», специально разработанные под определенные эксплутационные условия и нагрузки. Они помогают «выдавливать» из пятна контакта шины воду, снег и грязь. Тем самым, увеличивая сцепные свойства резины с дорожным покрытием и улучшая управляемость авто.

По мере износа этот рисунок «стирается». Глубина его уменьшается, что негативно сказывается на качестве сцепления колеса с поверхностью дороги. Чем меньше это значение, тем меньше размер пятна контакта. Особенно это сильно заметно при езде на мокром асфальте или подтаявшем снеге. Соответственно, управляемость машины падает, что влечет за собой ДТП. Ниже на картинке схематически изображено размер пятна контакта шины при езде по воде или снеге с уменьшением глубины протектора.

Размер пятна контакта шины в зависимости от глубины протектора

Поэтому, правилами дорожного движения установлены ограничения на эксплуатацию автомобиля с минимальным значением глубины рисунка шины. Эти ограничения каются не только легкового транспорта, но и мопедов, мотоциклов, грузовиков и автобусов. В таблице ниже указаны требования ПДД к глубине протектора покрышки.

Требования к глубине протектора шин транспортных средств по ПДД

Кроме этого, к автомобильным шинам предъявляются и другие требования, по их форме, состоянию корта и т.д., нарушения которые приведет к штрафу или запрету на эксплуатацию авто. Чтобы этого не допустить, рекомендуется самостоятельно измерять глубину протектора, тем более способов это сделать подручными средствами достаточно, например:

  1. При помощи штангенциркуля
  2. Если его нет, то с помощью монеты можно узнать остаточную глубину рисунка
  3. Китайскими глубиномерами с АлиЭкспресс
  4. По индикаторам износа

Эти все способы подробно описаны в статье, по ссылке выше. Рекомендую ознакомиться.

Что такое аквапланирование и как износ резины влияет управляемость автомобилем

Аквапланирование – это явление проявляется при езде по дороге, покрытой слоем воды. Если автомобиль едет с маленькой скоростью, то ламели покрышки успевают выводить воду из-под пятна контакта шины. При увеличении скорости они уже не успевают справляться со своими обязанностями. Перед колесом начинает образовываться водяной вал, который, по мере увеличения скорости или продолжительному движению по воде, врезается вглубь колеса, как бы «вклиниваясь» под него.

что такое аквапланирование и слэшпланинг

Если глубина протектора маленькая, то водяной клин полностью поднимает колесо над дорогой, оно начинает «планировать», лететь над асфальтом. Поэтому этот эффект и называется аквапланирование. В этот момент полностью теряется контакт покрышки с дорожным покрытием, автомобиль становится неуправляемым. Если глубина рисунка шины находится в пределах допусках, чем она больше, тем лучше, то ламели успевают «выталкивать» лишнюю воду, не допуская образования водяного клина под колесом.

Подобный эффект наблюдается при движении по талому снегу. Он называется слэшпленинг – планирование скольжением. То есть, планирование колесо по скользкой поверхности. В данном случае ламели с большим износом протектора не успевают выталкивать снежную «кашу» из-под покрышки, что приводит к уменьшению пятна контакта и потери управляемости машиной.

Чтобы минимизировать эффект от этих явлений, нужно контролировать остаточную глубину протектора. Помните, чем она больше, тем лучше «слушается» вас автомобиль на мокрой или заснеженной дороге.

Вывод

Зная, чем опасно ездить на «лысых» скатах, я думаю, многие автовладельцы пересмотрят свое отношение к состоянию покрышек. Не стоит экономить на покупке новой резины, если глубина вашей шины уже на грани полного износа. Это не сэкономит больших денег для вас, но сбережет здоровье вам и вашим пассажирам.

Всем удачи на дорогах!



Комментарии

comment_form