27.09.2013 Русский след в истории PEUGEOT

В 20-е и 30-е годы на предприятиях PEUGEOT во Франции работало немало наших соотечественников. Согласно имеющейся статистике, в первые годы после революции Россию были вынуждены покинуть свыше миллиона человек. Часть из них оказалась во Франции. По приводимым историками данным, в 1921 году в стране насчитывалось более 65 тысяч русских беженцев, большая часть которых нашла прибежище в Париже и его окрестностях. Многие из этих людей оказались лишенными каких-либо средств к существованию. Бывшие солдаты, офицеры, врачи, предприниматели и юристы искали любую работу, которая могла бы прокормить их самих и их семьи.

В тоже время тяжелая промышленность Франции попала в весьма сложное положение: из-за огромных потерь мужского населения на фронтах Первой мировой войны рабочих рук катастрофически не хватало. В связи с этим правительство разрешило целому ряду частных и государственных компаний принимать на работу иностранцев. Требовались мужчины трудоспособного возраста, готовые обучаться рабочим специальностям и работать на производстве. Взамен они со временем могли получить французское гражданство. По мере того, как информация об этом распространялась по всем европейским странам, во Францию потянулись тысячи новых русских эмигрантов.

Со временем там образовалась большая русская диаспора. Многие из тех, кто приехал раньше, старались помогать вновь прибывшим, выпуская справочные пособия на русском языке, в которых рассказывалось об особенностях жизни в стране, ее истории, законах, обычаях, местах, где можно найти работу.

В одном из таких справочников, выпущенных в Париже в 1929 году, были перечислены крупные автомобильные заводы и фабрики, куда наиболее охотно принимали русских рабочих и где к тому времени уже работало значительное их количество. В этом списке были и предприятия PEUGEOT в Клиши и Левалуа-Перре. Трудились наши соотечественники и на заводу в Сошо. Там русские рабочие даже организовали национальный оркестр с гитарами, бубнами, домбрами и балалайками.

Русские рабочие по тогдашним меркам были хорошо образованы, законопослушны, добросовестны и относились к работе весьма серьезно. Участия в забастовках избегали, в политических партиях не состояли. Разумеется, работа на автомобильных предприятиях в то время была очень тяжелой, но она дала многим русским эмигрантам возможность не только выжить, но и натурализоваться в стране, встать на ноги, а со временем сменить профессию и целиком интегрироваться во французское общество. Некоторые из наших соотечественников, работая на заводах, подтверждали свои российские дипломы, оканчивали университеты и в итоге смогли восстановить свой социальный статус, обретя в Франции вторую родину.

Ну а в автомобилях, выходивших из ворот заводов PEUGEOT в тот период, была толика труда и наших соотечественников.

 

 



Комментарии

comment_form