27.04.2021

«Соллерс Инжиниринг» – повышение локализации неизбежно

Эксперт компании ООО «Соллерс Инжиниринг» описывает этапы локализации автокомпонентов необходимых для успешной реализации правительственной программы.

По данным Минпромторга, в 2019 году доля российских электронных комплектующих в автомобилестроении, судостроении, авиации, сельхозтехнике и машиностроении, по данным ведомства, составляла 20% (126 млрд руб.) от общего объема в 630 млрд руб.

 

Жизненный цикл любого изделия состоит из следующих этапов: концепции, научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы и производства.

 

Основная масса конечных изделий автомобильной электроники (например, контролер кузовной электроники машины и мультимедийная система) производится за рубежом. В России тоже осуществляется изготовление таких компонентов, но их доля в общем объеме производимых авто не так велика, и к тому же они ориентированы исключительно на российские автомобильные платформы, объемы производства которых год за годом уменьшаются ввиду их устаревания.

 

При этом разработка всех производимых в РФ и за рубежом конечных изделий автомобильной электроники также базируется на зарубежных субкомпонентах: микронтроллерах, кварцевых резонаторах, источниках питания, драйверах управления нагрузками, трансиверах передачи данных мультиплексных сетей, варисторах, диодах, дисплеях, пассивных компонентах и пр.

 

Импорт компонентов в Россию постоянно растет. Это связано с тем, что автомобильные платформы также разрабатываются и производятся в основном за рубежом и в большем количестве, чем отечественные. При этом мировые производители, выпуская в нескольких странах внешне разные автомобили на базе единой платформы и стремясь увеличить объем производства авто на ней (что экономически целесообразно), используют компоненты (в том числе изделия автомобильной электроники) от глобальных поставщиков. Их выбор происходит еще на этапе проектирования.

«Соллерс Инжиниринг» – повышение локализации автокомпонентов неизбежно 

На фоне таких тенденций правительство РФ предпринимает протекционистские меры, направленные на локализацию разработки и производства автокомпонентов и, в частности, электроники. Однако на рынке РФ присутствует множество автопроизводителей с недостаточно большими объемами производства, что зачастую делает экономически нецелесообразными разработку и производство в РФ компонентов автомобильной электроники: их дешевле импортировать. Например, на разработку и валидацию контроллера системы управления ДВС требуются инвестиции в объеме до 2 млн евро. Окупаемость таких вложений возможна при объемах производства легковых автомобилей от 150 тыс. штук в год, что на рынке РФ может достичь не каждый автопроизводитель.  

 

Казалось бы, выхода из этого замкнутого круга нет? Но не все так плохо, когда есть план действий. Его цель – максимальная локализация компонентов автомобильной электроники через наращивание объемов производства и разработки с последующим внедрением электронных субкомпонентов российской разработки и производства.

 

На первом этапе нужно стимулировать 100%-ное контрактное производство автомобильных электронных компонентов для внутреннего рынка. Пусть разработка и валидация какое-то время остаются за рубежом, и электронные субкомпоненты также будут зарубежными. Российские поставщики должны доказать свою состоятельность в соотношении цены и качества.

 

Второй этап – развитие и выход на глобальный рынок. Нужно стимулировать контрактное производство автомобильных электронных компонентов для экспорта, то есть для глобальных автомобильных платформ. Теперь наши поставщики должны доказать свою состоятельность в плане соотношения цены и качества не только на российском, но и на зарубежном рынках.

 

Михаил Гурьянов, генеральный директор ООО «Соллерс Инжиниринг», кандидат технических наук

Михаил Гурьянов, генеральный директор ООО «Соллерс Инжиниринг», кандидат технических наук.

Третий этап – становление, достижение максимальных объемов производства. Необходимо стимулировать участие российских поставщиков в тендерах на поставку автомобильных электронных компонентов собственной разработки и валидации на глобальные автомобильные платформы, производимые в РФ и других странах. На этом этапе электронные субкомпоненты пока остаются зарубежными, но разработка и валидация будут уже российскими.

 

Наконец, на четвертом этапе должны произойти максимальная локализация и закрепление на глобальном рынке. Электронные субкомпоненты в большинстве своем заменяются отечественными.

 

Таким образом, электронные субкомпоненты должны производиться под сформированный рынок сбыта, в нашем случае этому послужат этапы 1-3. Одновременно с этим необходимо начать работу по разработке и освоению в производстве электронных субкомпонентов отечественного производства – поставщики РФ вправе их применить.

 

Недавно Минпромторг предложил решить задачу импортозамещения в области отраслевой электроники с помощью управления сквозными проектами. Как объяснил глава радиоэлектронного департамента Минпромторга Василий Шпак, планируется комплекс мероприятий, включающий разработку и организацию производства радиоэлектронной продукции, в том числе создание встроенного программного обеспечения (ПО), адаптация существующего ПО и вывод продукции на рынок. Производители компонентов объединятся по специализации в консорциумы и заключат соглашения с министерствами. В результате будут согласованы дорожные карты по профильным сферам деятельности, включая продуктовые сегменты, министерства поспособствуют тому, чтобы данные продуктовые линейки через систему сквозных проектов внедрялись в соответствующие отрасли.

 

Предложение Минпромторга вполне целесообразно. Нужно создать консорциум по локализации компонентов и субкомпонентов автомобильной электроники, основанный на идее достижения максимальных объемов производства двух глубоко синхронизированных направлений – разработки и производства конечных компонентов автомобильной электроники (этапы 1-4 плана выше), а также разработки и производства субкомпонентов автомобильной электроники (для реализации этапа 4).

 

По сути, этапы предложенного плана – это этапы жизненного цикла изделий (концепция, НИР, ОКР, производство) в обратном порядке. Ровно такой путь в разных отраслях промышленности постоянно проделывает Китай. Возможно, когда-то этот план будет работать у нас в прямом порядке, а остальной мир будет нас догонять. Так уже случалось в истории нашей страны, что бы ни говорили скептики.

«Соллерс Инжиниринг» – повышение локализации автокомпонентов неизбежно

По нашим прогнозам, первый этап может быть реализован в срок от четырех месяцев до года. Наряду со вторым этапом он предполагает передачу российскому поставщику контрактной сборки документации и программного обеспечения («прошивки») на производимый компонент, оборудование проверки в конце линии сборки, а также документации на оснастку корпусных деталей. Необходимо преодолеть боязнь разработчика (зарубежного партнера) в части передачи конфиденциальной информации, иначе это может затормозить процесс локализации автокомпонентов. 

 

На мой взгляд, имеющиеся протекционистские меры со стороны государства (например, постановление правительства №719) вполне достаточны в качестве тактических шагов для выполнения первых двух этапов, но для реализации третьего и четвертого желательно иметь стратегический план. 

Михаил Гурьянов, генеральный директор ООО «Соллерс Инжиниринг», кандидат технических наук.


Статьи по теме
Картинка


Современные свечи зажигания

Бензин, огонь и выхлопные трубы — приблизительно так в четырех словах можно описать сферу работы свечи зажигания. Но для того, чтобы понять, какие нагрузки испытывает самая обыкновенная свеча при работе, этих слов будет явно недостаточно.

Картинка


Alfa Romeo разработает восьмицилиндровый мотор

Компания Alfa Romeo приступила к разработке восьмицилиндрового бензинового двигателя, который будет оснащен механизмом газораспределения MultiAir, разработанным родительским концерном Fiat.

Картинка


Volkswagen избавляется от инея

Volkswagen Group объявил, что в сотрудничестве с институтом Франхофера (Fraunhofer Institute) разработаны противоинеевые лобовые стекла

Картинка


Трансмиссии Allison работают на тяжелых автопоездах

Компании Gulf Transport и Powertrans оснащают автоматическими трансмиссиями Allison специальную технику, используемую на перевозках руды в австралийском горнопромышленном центре Пилбара

Картинка


Volvo позаботится о пенсионерах

Шведский концерн решил поддержать «старичков» и объявил специальную программу обслуживания «Доступный сервис» для подержанных автомобилей Volvo.

Картинка


Wulf Gaertner Autoparts расширяет ассортимент

Ремонтные комплекты Wulf Gaertner Autoparts теперь доступны и для автомобилей Mercedes-Benz ACTROS (04/96–10/02), ATEGO (01/98–10/04) и AXOR 2 (10/04–).

Лампы OSRAM против китайцев.

Мы продолжаем серию статей, посвященных тестированию светодиодных автомобильных ламп в цоколе T10. В этом тесте сравниваем продукцию брендов: Auxito, Qujuzawa, Maxgtrs и OSRAM.

Continental исполняется 150 лет

Концерн Continental празднует в 2021 году 150-летие со дня основания. Игра «Marble Adventure» позволит ознакомиться с достижениями Continental в игровой форме.

Сводный обзор корпусных сабвуферов УРАЛ

Обзор корпусных сабвуферов УРАЛ. Подробный тест четырех самых популярных моделей бренда.

Maxgtrs 3030 SMD T10 – светодиодная лампа Т10, тест

Представляем подробный тест автомобильной лампы для установки в габаритные огни Maxgtrs 3030 SMD T10. Измеряем температуру, яркость и ток потребления.

Qujuzawa 168 2825 T10 W5W – светодиодная лампа Т10, тест

Представляем подробный тест автомобильной лампы для установки в габаритные огни Qujuzawa 168 2825 T10 W5W. Измеряем температуру, яркость и ток потребления.

Auxito 194 168 W5W – светодиодная лампа под патрон Т10, тест

Представляем подробный тест автомобильной лампы для установки в габаритные огни Auxito 194 168 W5W. Измеряем температуру, яркость и ток потребления.

Автотуризм и антидождь

Рассказываем, как повысить безопасность в автопутешествии за счет доступного всем средства «Антидождь». Обсуждаем способы нанесения и результат.

Держи кондиционер чистым!

Рассказываем, как содержать кондиционер автомобиля в чистоте и что делать если вы вдруг столкнулись с запахом из воздуховодов. Видеоинструкция.

Гараж – оборудуем с умом

Рассказываем, как правильно и удобно оборудовать гараж. На что нужно обратить внимание и как выбрать лучшие решения.