21.01.2014 Антиблокировочная система — устройство и принцип работы
Скользкое дорожное покрытие — один из серьезнейших источников аварийных ситуаций. На льду, грязи, слякоти автомобиль намного сложнее контролировать из-за проскальзывания колес, которые не могут осуществить достаточное сцепление опорной площади и дороги. Это легко приводит к авариям, после которых водителю придется взять в руки каталог запчастей для своей «Киа»
Именно в такой ситуации на помощь водителю приходит антиблокировочная, или ABS-система, на порядок упрощающая процесс торможения на льду и других поверхностях с пониженным трением. Эффективность антиблокировки неоднократно подтверждалась тестами; фактически, при наличии ABS-системы водитель со средним навыком вождения сможет эффективнее и быстрее затормозить, нежели автомобилист-профессионал при помощи одних лишь тормозных колодок.
Конструкция антиблокировочной системы достаточно проста:
- датчики, расположенные на каждом из колес и фиксирующие скорость их вращения;
- блок управления, на который поступают данные, и который обеспечивает корректировку скорости по встроенным алгоритмам;
- насос (нагнетает давление в тормозах после стравливания до исходного уровня);клапаны (узлы, позволяющие стравливать давление в различных линиях, связанных с тормозами; как правило, имеют 3 рабочих позиции).
Алгоритмы, по которым работают те или иные ABS-системы, могут отличаться друг от друга, однако общий принцип остается единым.
Блок управления постоянно отслеживает данные с датчиков. Любые изменения скорости, не вписывающиеся в нормативы, фиксируются (в первую очередь это касается резкого снижения скорости, которое предшествует блокировке отдельного колеса). В этом случае антиблокировочная система начнет понижать давление на тормоза, вплоть до момента начала ускорения колеса; потом давление в тормозной системе снова повышается. Смена режимов осуществляется максимально быстро, что исключает резкое изменение скорости. В итоге происходит торможение колес на скорости, соответствующей скорости всего автомобиля, при этом удерживаясь на пограничном с блокировкой положении. В целом ABS обеспечивает максимальное тормозное усилие.
Определить работу антиблокировочной системы можно по своеобразной пульсации тормозной педали; это связано с цикличной работой клапанов (частота открытия-закрытия может доходить до 15 циклов в секунду).
Основные виды ABS-систем:
- четырехканальная система, 4 датчика (наиболее продвинутая версия);
- трехканальная система, 3 датчика (применяется в основном на небольших грузовиках);
- одноканальная система, 1 датчик.