28.07.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 7

SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны.  

 

Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.

 

День 7

26 Июня • Ляличи - Почеп

 

 

 

Седьмой день путешествия «Сокровенная Россия, 35000 км открытий со SKODA» можно с полным основанием назвать Брянским.

 

 

Увы и увы, страшная война, которая прокатилась по этим местам сначала на Восток, а потом и на Запад, забрала в небытие не только отдельные архитектурные памятники, но целые поселки и города. Древние поселения, названия которых уходят в глубь веков, выглядят как молодые рабочие поселки – от довоенной застройки ничего не осталось.

 

А вот усадьбу Ляличи, основанную екатерининским фаворитом графом Завадовским, не пощадило банальное время. Творение великого Джакомо Кваренги вызывало зависть даже у питерской элиты. Беда только в том, что после смерти графа в 1812 году все последующие владельцы занимались лишь целенаправленным уничтожением реликвии – перестраивая дворец и уничтожая потихоньку многочисленные бессмысленные, но весьма милые дворовые и парковые постройки.

 

 

Однако доконали жемчужину зодчества XVIII века уже наши современники. Сейчас это уходящее великолепие никому не нужно. Агония его была страшна, судя по остаткам чугунных батарей и баскетбольному кольцу, притороченным к стенам одного из залов. Но былое величие ощущается даже сейчас – истинные аристократы даже в нищете и старости остаются аристократами: выдают осанка и манеры. Вот так же и с их домами…

 

 

А вот произносишь название города Почеп, и оно отзывается и сегодня эхом войны, эхом страшной традегии. Город, известный с 1447 года, с 1903 года входил в черту оседлости – то есть там могли постоянно проживать и заниматься бизнесом иудеи. Уже к 1915 году там жило более 3.5 тысяч евреев–иудеев, это – более трети населения. В 1920 был организован еврейский рабочий комитет профсоюзов и рабочих организаций (вскоре был распущен горсоветом). В том же году открылась еврейская школа. В 1926 в Почепе работали еврейская школа 1-й ступени, библиотека.

 

22 августа 1941 Почеп оккупировали части вермахта. С января по март 1942 в Почепе было убито более 1800 евреев.Всю зиму узники обоих гетто выполняли самую тяжёлую физическую работу в городе. А 15 и 16 марта 1942 года 1846 человек были расстреляны в противотанковом рву вблизи консервного завода. Некоторые смогли бежать, но большинство узников погибли от рук фашистских палачей. В основном это были евреи, но среди них было и много русских.

 

После 1945 на братской могиле был установлен памятник с надписью на иврите. По переписи 2002 года, в Почепе проживало 13 евреев.

 

 

И еще одна военная история. Она связана в городом Локоть. Здесь было организовано марионеточное показное Локотское самоуправление. Формально, признаком Локотского самоуправления являлось то, что вся полнота власти на местах принадлежала здесь не немецким комендатурам, а органам местного самоуправления. Любым немецким органам власти опять же формально запрещалось вмешиваться во внутренние дела «Локотской волости».

 

Локотский округ превышал по размерам Бельгию, имел статус национального образования и собственные вооружённые силы — Русскую освободительную народную армию (РОНА) — объединение, созданное по образу народной милиции и состоявшее из 14 батальонов (по разным данным, от 12 до 20 тысяч человек), 36 полевых орудий в артдивизионе, два танка КВ, три танка БТ, четыре танка Т-34, несколько танков других марок в составе танкового батальона; около 20 автомашин, а также 15 миномётов.

 

О том, насколько «независимой» и «патриотичной» была локотская администрация, можно судить хотя бы по тому что именно здесь действовала садистка Антонина Макарова. Именно ее история легла в основу популярного сериала «Палач». «Тонька-пулеметчица» расстреляла за свою недолгую службу на коллаборационистов более 1500 человек. После войны она жила в Брянске по чужим документам и под чужой фамилией, но правосудие ее настигло в 1976 году. Она была арестована, а двумя годами позже приговорена к высшей мере наказания – расстрелу.

 

Вот такой невеселый вышел день… Но, что делать, если страшная война разделила облик и историю западных областей нашей страны на До и После.



Комментарии

comment_form