02.08.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 19

SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны.  

 

Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.

 

День 19

8 Июля • Саратов

Путешествие «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со ŠKODA» едет «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!», как говорил Грибоедовский Фамусов своей дочери, суля ей наказание. Возможно, поездка в Саратов выглядела бы ссылкой в начале XIX века, а вот как жили во второй половине XIX века саратовские небедные тетушки и дядюшки, мы посмотрели… В особенности, если дядюшку звали Константин Кондратьевич Рейнеке, и он был самый крупный в России хлебный магнат.

 

Особняк Константина Рейнеке – жемчужина, уж простите за банальность, саратовской архитектуры, ярчайшее воплощение модерна. И, в общем-то, это не удивительно, если учесть, что проектировал и строил этот шедевр не кто иной, как Федор Шехтель. Да-да, тот самый, кому принадлежит авторство вокзала, нескольких станций московского метро… Ну мог себе позволить Рейнеке такого мастера нанять!

 

Чего стоит только решение ассиметричного фасада - обращенного на Соборную улицу – он отодвинут чуть в глубину участка за решетку ограды, словно бегущую слева направо и влекущую за собой взгляд… Но оставим оценку архитектурных достоинств тем, кто, оказавшись в Саратове, не откажет себе в удовольствии побродить вокруг этого уникального сооружения – его можно рассматривать часами, смакуя детали. Обратим внимание лишь на панно над парадным входом - кружащиеся танцовщицы в голубых платьях австрийского художника Штука. Не удивительно, что новая власть сразу присмотрела себе этот домик под партийные нужды – но нет худа без добра, иначе, как знать, насколько бы хорошо сохранилось изысканное жилище хлебного магната… А в 1943 году по инициативе обкома партии здесь была организована специализированная больница закрытого типа для работников партийно-советского актива. В 70-х годах она стала Областной больницей №1. А сегодня здесь - госпиталь ветеранов войн.

 

 

И от излишеств в архитектуре переходим к чистой практике - есть в Саратове и тому примеры. И это тоже история, и это тоже великая архитектура. Ну где еще, кроме Москвы и Иваново, сыщете в России чистый сохранившийся конструктивизм? Правильно, в Саратове.

 

Дом-коммуна. Дом-мечта о новой жизни без богатых и бедных, где все братья, все равны, все счастливы и все общее, вплоть до детей. С прицелом на такие взаимоотношения и строился саратовский дом-коммуна, где в планировке приоритет отдавался не личному пространству – квартирам – а общественному – клубным комнатам, яслям…

 

При этом ни личных кухонь, ни ванн не было – зачем? Ведь есть фабрики-кухни и общественные бани и прачечные! Так что в одном блоке люди жили, а в другом – занимались хозяйством и налаживали быт. Этот дом был одним из шести «опытно-показательных» домов, возведенных в 1929-1932-ом годах в соответствии с постановлением Стройкома РСФСР.

 

Но дом интересен не только самой идеологией, но и архитектурой. Глядя на Дом-коммуну со двора, вы насчитаете как минимум восемь этажей. И вот здесь начинается самое удивительное, поскольку в привычной системе координат этажей в здании всего три. Все дело в оригинальной конструкции – тех самых «жилых ячейках». Как грустно шутят жители дома, если некий вор захочет залезть в квартиру в этом в доме, в первый раз он не поймет, куда и как именно ему пробраться. Двери в квартиры находятся попарно рядом друг с другом. Зайдя в одну из них, вам придется сразу спускаться до жилых комнат вниз, а зайдя в другую – подниматься наверх. Попросту говоря – каждая квартира в доме многоуровневая.

 

Авторами этого чуда были архитектор Соломон Лисагор и инженер Евгений Попов. На момент постройки здания в 29 году оба были весьма молодые люди – их юность прошла в революционные годы. Вполне вероятно, что они искренне верили, что делали доброе и нужное дело, шагали в будущее и помогали сделать этот шаг исповедникам нового быта… Известно, что в 1937 году оба были расстреляны.

 

 

А мы едем дальше! Впереди еще 25 тысяч километров открытий со SKODA.



Комментарии

comment_form