11.08.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 39

SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны. 

Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.

28 Июля • Березовский – Билимбай

День 39

Весь тридцать девятый день нашего путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» мы продолжали колесить по Уралу и выполнили намеченную на этот день программу-минимум.

 

Начали мы с посещения города Березовский. Город этот, ничем не примечательный, так и остался бы на карте маленькой точкой, если бы не открытие, сделанное здесь в 1745 году, когда тут были обнаружены несметные запасы золота. Ерофею Маркову поступил заказ на поиски дымчатого хрусталя, но нашел он не его, а камушки с малыми золотыми знаками (это вкрапления золота, несколько небольших крупиночек). И уже тогда он задумался, а вдруг это золото. Впоследствии это подтвердилось, и с тех пор (это 1745 год), у нас в России ведется промышленная добыча золота.

 

Это событие оказалось знаковым не только для Урала, но и для всей русской экономики. Россия вдруг из державы, которая все время нуждалась, превратилась в державу, которая вдруг стала обладателем крупнейшего золотого запаса в мире. При этом крайне важно отметить, что в отличие от анархии, царившей позже в период американской «золотой лихорадки», в России все с самого начала было жестко структурировано, регламентировано и поставлено под контроль государства.

 

Уже в 1860 году Березовский «завод» насчитывал больше 50 приисков, а численность населения города Березовскго превосходила, скажем Красноярск. Березовские музейщики – большие молодцы. Они умудрились вдали от культурных столиц с модными музейными технологиями, создать современную экспозицию, дающую исчерпывающее представление о том, как и какими трудами добывалось богатство страны – будете вдруг в Березовском – обязательно загляните. Чего стоят только блуждающие тени шахтеров в реконструкции подземных приисков. Да и все пять залов прилично начинены мультимедийкой.

 

 

Дальше нас ждал еще один уральский город на букву Б – Билимбай. Прежде всего он знаменит своими строгановскими чугунно-литейными заводами. Впрочем, Строгановы знамениты не только тем, что постоянно расширяли и переоснащали производство. В 1800 году завод давал уже 200 тысяч пудов чугуна в год. Хозяева строили для рабочих больницы, жилье, школы.

 

В 1837 году в Билимбае на средства Строгановых был построен огромный белокаменный Свято-Троицкий храм. Возвел его крепостной архитектор Строгановых Андрей Воронихин. Помимо художественных достоинств храма, помимо росписи, в которой вместе со строгановскими крепостными художниками принимали участие ученики самого Карла Брюллова, нам он интересен тем, что стал родиной первого советского реактивного самолета.

 

Именно сюда, в Билимбай, был эвакуирован во время войны завод 293, занимавшийся реактивной машиной. Лабораторию разметили в храме. По сути тут менее, чем за полгода была создана фанерно-тканевая ракета, теоретически способная разгоняться до 800 километров в час. Назвали самолет БИ-1, по именам конструкторов, Березняка и Исаева.

 

Это был перехватчик, который должен максимально быстро взмыть на большую высоту, уничтожить самолет противника и сесть, как планер, без работающего двигателя. Григорий Бахчиванджи, замечательный советский летчик-испытатель, герой, поднял первый раз самолет в небо в 1942 году. Первый полет длился три с небольшим минуты, завершился успешно. Потом было еще несколько полетов, но один из них закончился трагедией.

 

Почему опытнейший пилот потерял контроль над машиной, которая вдруг сорвалась в пике и ударилась в землю, сегодня уже неизвестно. Однако, если верить расчетам экспертов, в том последнем полете Бахчиванджи сумел приблизиться к тем самым заявленным 800 километрам в час... Вокруг этой реактивной программы уже выросла масса легенд. По одной из версий, самолет взлетал с замерзшего озера в Билимбае. Учитывая, что первый полет состоялся поздней весной - 15 мая 1942 года, это уже сомнительно.

 

Из сохранившихся документов мы знаем, что все испытательные полеты БИ-1 проходили со свердловского аэродрома Кольцово. Но как бы то ни было, родился удивительный, опередивший время самолет, именно в Билимбае и совершенно оправдано то, что его макет тут хотели поставить на постамент. Однако, пока памятник существует только на плакатах, а сам макет валяется на крыше то-ли гаража, то ли ларька...

 

Но мы едем дальше. Вопреки ожиданиям, мы не пересекаем Урал, а возвращаемся обратно в европейскую часть России, и дальше нас ждут Удмуртия, нас ждет Татарстан и снова Поволжье.

 

 



Комментарии

comment_form