01.09.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 51

SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны. 

Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.

9 Августа • Иня – Мыюта

День 51

Пятьдесят первый день путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» мы провели на Чуйском тракте. И начали мы его неподалеку от слияния Катуни и Чуи.

 

Здесь, на высоком берегу Катуни, еще читается полузаросшая колея – это старая, историческая часть тракта – по ней не ездят уже давно. Конкретно в этом месте движение прекратилось в 1970 году. Уже давно Чуйский тракт из «дороги смерти» стал одной из самых комфортных и безопасных дорог России, при том, что все дивные, неповторимые, вызывающие восторг и остановку дыхания пейзажи сохранились в неприкосновенности.

 

Чуйский тракт известен путешественникам прежде всего по двум точкам – это Сростки, родина Василия Макаровича Шукшина, куда заезжает всякий, кто путешествует из Бийска в Кош-Агач или дальше в Монголию, и, конечно – это Манжерок, воспетый в 1966 году Эдитой Пьехой, после того как там состоялся фестиваль Советско-Монгольской дружбы. С тех пор Манжерок стал меккой рафтеров, да и просто туристов, которые предпочитают недорогой отдых среди шикарной природы и ландшафтов.

 

Однако нам бы хотелось обратить ваше внимание ещё на две достопримечательности, мимо которых проезжают путешествующие по Чуйскому тракту, не обращая на них внимание. Одна из них – это знаменитый Цаплинский мост, к которому мы и приехали.

 

Те, кто видели фотографии этого объекта, сразу говорят о том, что у них возникают ассоциации со знаменитыми Золотыми Воротами в Сан-Франциско, что мол, студент Цаплин подсмотрел у американцев проект, и реализовал его здесь в миниатюре на Чуйском тракте. На самом деле всё было с точностью до наоборот. Нет, я не берусь утверждать, что американцы подсмотрели проект у Цаплина, но, когда студент Автодорожного института приехал сюда, на Чуйский тракт, воодушевленный великой стройкой, великой реконструкцией дороги, то он сразу понял, что здесь нужно создать нечто необычное. И вот, буквально за два года появился проект, не имевший аналогов – двухцепной подвесной мост. А в 1936-м году он был построен.

 

 

Движение по Цаплинскому было открыто за два года до американского моста. Так что, кто был первый – вот вам ответ на вопрос. Другое дело, что строили Цаплинский мост, в отличие от американского, без применения каких-либо современных технологий. Все механизация – заключенный с лопатой. Лагерь стоял на высоком берегу Катуни, и оттуда сидельцы спускались вниз, на работу. Им было обещано, что в случае, если они в срок завершат строительство моста, они получат досрочное освобождение. И люди работали за свободу и летом, и зимой…

 

Прямо на льду Катуни, при помощи задних мостов грузовиков наматывали тросы, на которых и держится все конструкция - поддомкрачивали машину, включали передачу, и свободно вращающийся задний мост превращался в станок для намотки тросов. Вот так работала смекалка, причем Цаплин руководил постройкой своего детища лично. Мост был построен в срок, и начальство обещание выполнило – людям свободу дали. Другое дело, что не все смогли ей воспользоваться – к сожалению, один из грузовиков, который увозил уже освободившихся людей в новую жизнь, буквально через несколько километров отсюда сорвался в пропасть. Двадцать с лишним человек погибли.

 

Тема строительства Чуйского тракта и заключенных, увы, неразрывно связаны между собой. По дороге сюда мы проезжали еще одно место – село Мыюта. Сегодня оно ничем не примечательно, разве что там есть небольшой краеведческий музей. Будете проезжать мимо, загляните. Однако, обратите внимание еще на старую заброшенную ферму, которая находится буквально в километре не доезжая села, внизу, в речной долине.

 

Подъехать к ней можно только на серьезном внедорожнике, там есть брод, но даже сверху хорошо просматривается это запустение. А ведь на месте этих сараев постройки 70-х годов, раньше стояли бараки, в которых жили не просто заключенные, а женщины. Их было 500, на десятки тысяч мужчин, которые строили Чуйский тракт. Но, по воспоминаниям современников, именно женщины отличались большим усердием в работе. Они иногда прокладывали по 300 метров дороги в день. Ни один мужик такого совершить не мог. А водители, которые ездили тогда по строившемуся Чуйскому тракту, вспоминают, что все они были сплошь красавицы. Сегодня сохранилось лишь два барака, которые были переоборудованы под коровники после того, как лагеря были закрыты, а дорога построена. Всего же на тракте было 6 лагерей. Число погибших на стройке никто не считал, да и невозможно это было – если человек умирал, это старались скрывать как можно дольше. За тело, закопанное в дорожное полотно, еще долго можно было получать продуктовую пайку.

 

 

Так что, когда будете путешествовать по тракту, не забывайте, какой ценой появилась эта дорога. Но, разумеется, стоит помнить и о том, что описанные выше события – лишь короткий период из двух тысячелетий истории дороги. Стоит подумать и о том, что фантастические пейзажи за это время почти не и изменились, и то, что видите вы, видели путники еще до Рождества Христова. Чего стоят только потрясающие перевалы, а их два: Семинский и Чике-Таман. Еще это масса святых мест, таинственные писаницы и знаменитая Чуйская степь, которая по перепадам температур лишь едва уступает знаменитой Оймяконской впадине.

 

 

Впрочем, о Чуйском тракте можно рассказывать бесконечно, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Приезжайте сюда, посмотрите на все это великолепие своими глазами. А мы едем дальше! Нас ждет Горно-Алтайск и его окрестности.



Комментарии

comment_form