01.09.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 63

SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны. 

Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.

21 Августа • Иркутск

День 63

Шестьдесят третий день путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA». Мы доехали до Иркутска. На что в основном обращают внимание туристы в этом замечательном сибирском городе? Прежде всего – это на так называемый 130-й квартал, деревянный новодел, настоящий сибирский ля рус. Не хватает только бородатых мужиков с балалайками и с медведями на цепях. Среди туристических топ-10 – совершенно замечательный памятник инженерного искусства – ледокольный пароход Ангара, который пробивал почти круглогодичную паромную переправу, когда ещё не сомкнулся Транссиб, благодаря Кругобайкальской железной дороге. Разумеется, это и памятник Колчаку и совершенно фантастические деревянные домики, которые даже получили своё название – Иркутское барокко, где лепнина заменялась деревянной резьбой.

 

Но мы с вами обращаем внимание на те достопримечательности, которые никогда не были на вершине хит-парадов. Для начала мы заехали на улицу Рабочего Штаба, где до революции было иркутское промышленное предместье, и где находится храм Покрова Божией Матери. Его строительство началось в 1724-ом году. Вернее правильней сказать, что в храм был превращен жилой дом очень зажиточного иркутского купца Лычагова. Ермолай Лычагов завещал строение городу. Непонятно, почему он не сумел построить храм с нуля, но так или иначе, его особняк, полудеревянный-полукаменный, несмотря на то, что здание выглядит стопроцентно каменным, было переделано под церковь. Доминантой являлась мощная колокольня, которая была сооружена над всем строением. Она не сохранилась. Храм благополучно существовал до 1934 года, то есть 110 лет, пока не был закрыт в богоборческие времена как и многие другие храмы. Здесь организовали авторемонтные мастерские. В конце войны и в первые послевоенные годы в этих стенах собирали автомобили из американских комплектующих, поступающих по ленд-лизу, в частности здесь делали грузовые Студебекеры, и только сейчас в храм возвращается духовная жизнь.

 

Ну и, что очень важно, с этим храмом очень тесно связана судьба замечательно иркутянина, большого русского патриота, мецената Павла Пономарёва. Этот человек, еще будучи маленьким, ходил в эту церковь, молился здесь, а сам жил неподалёку. Сын ремесленника, правда, преуспевающего, владельца мыловарённой фабрики и свечного заводика, он с детства не любил учиться, а все потому что отец заставлял – считалось престижным, чтобы сын простого человека, не дворянина, получил приличное образование. Но эта палочная система сыграла злую шутку и начался обратный рефлекс, отторжение. Павел потом компенсировал недостаток своего образования. Зато в 15 лет он уже прекрасно овладел купеческим делом, начал вести собственную предпринимательскую деятельность – торговать свечами и мылом, а вскоре занялся и чайным бизнесом, и вскоре добился заметных успехов, открыт филиал своей компании в Китае. По некоторым данным, до половины всего чая, поступавшего в Россию, шло через пономаревскую компанию. Он даже отсылал чай ко двору его императорского величества – императрице Марии, лично слал подарки с разными сортами китайского чая. Он стал изучать китайский язык, изучал другие иностранные языки, много читал и в результате превратился в совершенно удивительную разностороннюю личность. Он вышел на такой уровень, что власти доверили купцу дипломатическую миссию, и он долгое время успешно совмещал деятельность предпринимателя и дипсужбу в Китае. Кстати, именно благодаря ему пошлины на китайский чай были снижены для России с 14% до 4%.

 

Похоронен Павел Пономарёв здесь, за храмом. Другое дело, что на его месте была поставлена красивая нарядная часовня, которая потом была уничтожена вместе с закрытием церкви, а сейчас здесь стоит простой деревянный крест. А между тем, этот человек достоин гораздо большего, и дело не только в его финансовых, коммерческих успехах и дипломатические достижениях. Павел Пономарёв – это человек, который очень сильно двинул образование в Сибири. Он потратил миллион рублей на строительство училищ, школ и Иркутского Технологического Университета. Благодаря Пономарёву, только в городе появилось несколько учебных заведений, шесть училищ появились в иркутских сёлах, где о системном образовании до тех пор никто не слышал в принципе.

 

А дальше мы отправляемся в центр Иркутска, чтобы рассказать вам ещё одну очень занимательную историю. Многие туристы, попав на пересечение улиц Канадзавы и Марата, видят диковинный памятник, который в народе называется «Выпавшее яйцо», фотографируются около него, читают табличку про японо-российскую или российско-японскую дружбу и уходят… Обидно, что люди не вдаются в историю, благодаря которой, собственно говоря, этот монумент и появился.

 

Памятник, изготовленный в Японии и переданный в дар Иркутску, увидел свет в 1994 году, а события, благодаря которым он появился, произошли за 200 с лишним лет до этого, в 1783 году, когда около Алеутских островов потерпело крушение японское рыболовное судно «Синсемару». Экипаж бы погиб, и никто не узнал бы о его печальной участи, если бы не русские моряки, которые подобрали японцев, фактически спасли их. Их привезли в Иркутск, где весь экипаж в полном составе провёл три года и жил счастливо – кормили людей, поили, им был предоставлен и кров и стол. Через три года японцы получили возможность уехать на родину. Интересно, что это был первый пример длительных серьезных отношений, контактов между русскими и японцами. Фактически это была народная дипломатия поневоле, а капитан судна Дайкокуя Кодаю, можно сказать, стал неким послом-волонтером. И это при том, что официальных дипотношений между Россией и Японией не было. Когда спустя 20 лет Николай Резанов, командор, о котором мы рассказывали вам, будучи в Красноярске, просидел полгода с дипломатической миссией в Японии, и не добившись аудиенции у императора – уехал ни с чем. Отношения налажены не были. А вот на народном уровне все получалось. Впрочем и сегодня подобные вещи происходят. История движется по спирали.

 

В этом смысле конструкция памятника характерна – две абсолютно симметричные половинки символизируют два равноправных сильных дружественных народа, а яйцо, которое образовалось на вершине, на стыке этих двух половинок – это символ уже совместных зарождающихся перспектив. Повторюсь, памятник находится на пересечении, улиц Марата и Канадзавы. Канадзава – это японский город, побратим Иркутска.

 

Но независимо от того, зачем люди приезжают в Иркутск – искать ли сокровенное, довольствоваться ли достопримечательностями из списка Википедии, в любом случае, они поедут на Байкал, потому что Иркутск и Байкал уже понятия в сознании многих синонимичные. Оказаться в Иркутске и не поехать на самое большое пресное озеро планеты, наверное, красивейшее озеро, было бы просто преступлением. Ну а тем более нам оно вообще по пути. Так что едем дальше. Нас ждёт Байкал.

 

 



Комментарии

comment_form