03.07.2020 Триумф в Дурдане: SKODA отмечает 115 лет c победы Laurin & Klement в чемпионате мира по мотогонкам

Уже в 1901 году Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент осознали важность гонок для демонстрации продукции своей новой и быстро растущей компании всему миру. Так, в июне того года мотогонщик Нарцис Подседничек (Narcis Podsednicek), который был опытным механиком и работал в мастерской L&K, финишировал первым в 1 196-километровой гонке из Парижа в Берлин. Более того: он оказался настолько быстрым, что пересек финиш до того, как на него прибыл официальный хронометражист – и вместо того, чтобы получить кубок, заработал дисквалификацию.

Мотоциклы Laurin & Klement очень быстро стали фаворитами в популярных кольцевых и горных гонках тех лет и одержали многочисленные победы как в стране, так и за ее пределами. Они отличались мощностью, скоростью и – что было еще важнее, – исключительной надежностью. Например, в 1903 году все, кроме одного мотоцикла L&K, финишировали в 87 заездах 34 гонок, одержав в общей сложности 32 победы.

Однако главным достижением в этой впечатляющей череде успехов стал неофициальный чемпионат мира под эгидой Международной федерации мотоциклетных клубов, который прошел 25 июня 1905 года в небольшом городе Дурдан, расположенном в 50 км к юго-западу от Парижа. Для главной мотогонки сезона организаторы разметили 54-километровую кольцевую трассу, которую участникам было необходимо проехать пять раз. Она включала и так называемые сектора «нейтрализации»: участки, на которых водителям необходимо было заглушить двигатели и толкать мотоциклы в надежде, что после этого они заведутся снова.

В 1905 году в чемпионате участвовали наиболее сильные национальные команды. Чтобы представлять Австро-Венгрию на мировом уровне, гонщикам Франтишеку Томану и Вацлаву Вондричу необходимо было победить в квалификационных заездах в Пацове (Чехия) на мотоциклах Laurin & Klement. Третьим в их группе был Эдуард Никодем (Eduard Nikodem) на Puch. Великобританию представляли гонщики на Ariel, Matchless и JAP, Францию – Griffon и Peugeot, а Германия отправила на чемпионат три мотоцикла Progress. Жесткий регламент гонки требовал, чтобы не только основные компоненты мотоциклов, но и шины для них были произведены в соответствующей участникам стране. В то время шины служили совсем недолго, а чинили их непосредственно сами гонщики.

Команда Laurin & Klement прибыла на гонку отлично подготовленной. Годом ранее её гонщики прошли испытания на усыпанном гвоздями треке, тем самым специально увеличив вероятность проколов. Именно поэтому Вондрич начал гонку с тяжелой кожаной сумкой на спине, в которой находились все необходимые инструменты и запасные части. За это зрители прозвали чешского гонщика «Странствующим кузнецом» (The Travelling Blacksmith). Несмотря на выросшую массу и высокий центр тяжести, Вордрич на двухцилиндровом L&K CCR быстро догнал победителя прошлой гонки Леона Деместера (Leon Demeester), который и в этом году шел первым. На четвертом круге, после 246 км гонки, уроженец чешской Либени, ныне одного из районов Праги, наконец захватил лидерство. Его результат составил 3 часа 13 минут и 17 секунд – он на 8 минут опередил француза, который уже после финиша был дисквалифицирован за запрещенную регламентом замену колеса. В результате на вторую ступень пьедестала поднялся Франтишек Томан, который принес Laurin & Klement победный «дубль». Всего трое из двенадцати участников той гонки смогли преодолеть дистанцию целиком. А феноменальный успех L&K даже вдохновил известного чешского композитора и дирижера Франтишека Кмоха (Franti
sek Kmoch) написать двухдольный круговой танец «На моторе» (“Na motoru”).

Благодаря триумфу в Дурдане молодой бренд укрепил свою репутацию по всему миру, и производство мотоциклов L&K успешно продолжалось еще несколько лет. Одновременно с этим стала зарождаться и эра автомобилей для компании из Млада-Болеслава. Она началась 29 октября 1905 года с выпуска модели Voiturette A от Laurin & Klement, над которой Вацлав Лаурин и его команда инженеров трудились четыре года.

В 1906 году Вацлав Вондрич стал управляющим филиала L&K в Праге. Из-за туберкулеза ему пришлось положить свой гоночный шлем на полку еще до начала Первой мировой войны. Он оставался руководителем дилерского центра SKODA вплоть до начала 1940-х.



Комментарии

comment_form