03.08.2021 SKODA 1100 OHC 1957 года: с мечтой о Ле-Мане

Разработка двухместного спортивного автомобиля началась весной 1956 года. Цель была поставлена предельно четко: модель должна была обеспечить успех заводской команды SKODA в престижной 24-часовой гонке в Ле-Мане, в которой чешский бренд выступал до этого лишь единожды – в 1950 году. В основе новой конструкции была пространственная рама, сваренная из тонкостенных труб. В этом состояло ключевое отличие от предшествующих моделей SKODA SPORT и SUPERSPORT, базировавшихся на усиленном шасси серийной модели SKODA 1101. Для улучшения управляемости немалое внимание было уделено оптимальному распределению массы по осям – с водителем массой 75 кг практически получились идеальные 50:50. Для лучшей развесовки сцепление, 5-ступенчатая коробка передач и главная передача размещались у задней оси единым блоком.

 

Двигатель SKODA 1100 OHC – продольно расположенный рядный четырехцилиндровый агрегат с двойной системой зажигания (двумя магнето) и двумя распределительными валами в головке блока цилиндров (блок – алюминиевый). При рабочем объеме 1 089 см3 мотор выдавал впечатляющую по тем временам мощность 92 л.с. при 7 700 об/мин. Таким образом, с литра рабочего объема «снимали» почти 85 л.с. Максимальные обороты двигателя достигали 8 500 в мин. Мотор работал на высокооктановом авиационном топливе, которое подавалось в камеры сгорания через пару карбюраторов производства чехословацкой компании Jikov. Позднее их заменили итальянскими карбюраторами Weber. Из Италии были и 15-дюймовые спицованные колесные диски.

 

Для достижения лучшей управляемости автомобиль получил независимые подвески спереди и сзади. Рулевое управление отличалось точностью откликов, а сам трехспицевый руль быстро снимался, чтобы водителю было проще занять место в кабине.

 

Благодаря использованию армированного стеклопластика автомобиль длиной 3 880 мм, шириной 1 430 мм и высотой 964 мм весил всего 583 кг. Это обусловило впечатляющую динамику разгона и позволило SKODA 1100 OHC развивать максимальную скорость до 200 км/ч (или до 190 км/ч – при использовании более короткой главной передачи). В достижении выдающего показателя – все-таки мощность мотора была менее 100 л.с. – немалую роль играла хорошая аэродинамика кузова. Над ней подработал дизайнер Ярослав Киндл (Jaroslav Kindl).

 

Сочетание практичности и элегантности нашло отражение в подъемных фарах, которым оснащался первый вариант SKODA 1100 OHC. Позднее светотехника была заменена на более традиционную для гонок: второй экземпляр имел две жестко закрепленные фары, спрятанные за аэродинамическими защитными стеклами.

 

Успех не заставил себя ждать: в конце июня 1958 года SKODA 1100 OHC одержала победу в гонке, проведенной на трассе, проложенной прямо по улицам города Млада-Болеслав. Премьерную гонку выиграл опытный заводской гонщик Мирослав Фусек (Miroslav Fousek). В последующие годы за рулем 1100 OHC также выступали Вацлав Бобек старший (Václav Bobek), Вацлав Чижковский (Václav sanitized_by_modx& #268ísanitized_by_modx& #382kovský), Йозеф Виднер (Josef Vidner) и Ярослав Бобек (Jaroslav Bobek). Пилоты SKODA добивались в конце 1950-х и 60-х годах успехов не только на родине, но и в других соцстранах. Правда, планы принять участие в знаменитом 24-часовом марафоне в Ле-Мане не сбылись: автопроизводителю, целиком и полностью зависевшему от государства, непросто было доказать необходимость выступлений на Западе.

 

Помимо двух автомобилей с открытыми стеклопластиковыми кузовами, сделанных в конце 1957 года – начале 1958 года, чешский автопроизводитель выпустил в 1959 году два более просторных варианта – купе с кузовами из листового алюминия. Примечательно, что максимальная скорость цельнометаллических машин была не меньше, чем у открытых версий.

 

Оба экземпляра SKODA 1100 OHC с закрытым кузовом впоследствии попали в частные руки и пострадали в авариях. Однако ключевые оригинальные компоненты, включая раму, шасси и двигатель, не пропали и сейчас используются специалистами музея SKODA для воссоздания купе серии 1100 OHC.

 

А обе версии SKODA 1100 OHC с открытым кузовом сохранились в своем первозданном виде до наших дней. Один из экземпляров хранится в музее SKODA и регулярно принимает участие в традиционных автомобильных мероприятиях не только в Чехии, но и за рубежом. Второй автомобиль принадлежит импортеру SKODA в Великобритании. Он преимущественно используется в промо-мероприятиях на территории Соединенного Королевства. Автомобили чешской марки там очень популярны.



Комментарии

comment_form