11.02.2011

Увеличение клиренса (лифтинг) Нивы, как способ самовыражения

Лифт, а иначе говоря, увеличение клиренса («подъем» машины) не простое баловство, а весьма насущный вопрос для внедорожника. Ведь запас расстояния от днища до земли во многом определяет проходимость.

Среди массы автолюбителей ярко выделяются несколько групп, для которых автомобиль не просто средство передвижения. Для таких людей машина не является ни утилитарной, ни статусной вещью. Автомобиль есть образ жизни, воплощение личности. Некое Альтер-эго. Одна из таких групп - джиперы. Для них кайф не в преодолении наибольшего расстояния за наименьшее время, им неважно, за сколько секунд машина набирает сотню, сколько киловатт выдает на-гора музыкальная система и из чьей кожи обивка салона. Зато важнее всего способность преодолеть брод почти по крышу в воде, переползти болото или глинистое месиво, не зависнуть при диагональном вывешивании. Большинство из них некогда были вполне обыкновенными автовладельцами. Но в определенный момент каждый из них решил впервые попробовать свои силы в преодолении бездорожья. И, если после первого опыта не появится стойкое неприятие к комьям грязи из под колес, болотной воде под педалями и порой даже стоянию «на ушах», то велика вероятность, что через месяц-другой придет понимание: с машиной нужно работать. Чтобы из серийного внедорожника сделать действительно авто, которому и море по колено, и горы по плечо, придется основательно поднатужиться. Лебедка, кенгурятники, усиленные элементы подвески и, конечно же, лифтинг. Вот на последнем мы и остановимся поподробнее.

Разновидности лифтинга

Лифт, а иначе говоря, увеличение клиренса («подъем» машины) не простое баловство, а весьма насущный вопрос для внедорожника. Ведь запас расстояния от днища до земли во многом определяет проходимость. Все варианты лифтинга можно разделить на две большие группы в зависимости от основополагающей концепции:

- Body, т.е. кузовной

- Suspension, ориентированный на подвеску.

Кузовной лифт относительно проще и безопаснее. Во-первых, практически не изменяется центр тяжести автомобиля, а значит и управляемость меняется не очень сильно. Во-вторых, даже простая металлическая шайба может быть использована в качестве проставки.

В качестве самого простого варианта такого лифтинга для «Нивы» можно привести следующее решение:

- металлические проставки под пружины передней и задней подвески

- пружины передней подвески от автомобиля семейства «Волга»

- задние амортизаторы с увеличенным ходом штока (например от «ГАЗели»).

Естественно, такое решение самое примитивное, и результат будет соответствующий. Единственным плюсом можно считать неизменность центра тяжести автомобиля. В остальном - сплошные минусы, например, такие как предельные рабочие углы в ШРУСах, что неизбежно приведет к снижению их ресурса. Да и пыльники будут постоянно в растянутом состоянии.

Начните с колес

Поэтому для достижения максимального эффекта при минимальном снижении ресурса подвески и трансмиссии все-таки предпочтительно начинать с установки колес большего размера, и только потом при необходимости вносить изменения в элементы подвески.

Но при установке больших колес возникает две проблемы. Первая связана с размером колесных арок, в которые новая резина может просто не влезть. Решение, в общем-то, простое: взять в руки болгарку, и, уподобясь скульптору, отсечь все лишнее. Вторая проблема заключается в том, что при повороте передние колеса большего размера будут цеплять за кузов. Простейший вариант - поставить колесные диски с увеличенным вылетом. Но, решив, таким образом, одну проблему, мы тут же создадим новую, ибо изменится распределение нагрузки на ступичные подшипники. Соответственно и их ресурс основательно сократится, правда при этом расширяется база автомобиля, повышая тем самым устойчивость к опрокидыванию.

И нельзя не упомянуть про еще один нюанс. Выбирая новые колеса, не стоит забывать, что у силового агрегата есть определенный предел по мощности и крутящему моменту, и если увлечься, то можно попасть в ситуацию, когда ваш железный конь не сможет тронуться с места даже на пониженной передаче. Как подсказывает опыт, предельным значением следует считать увеличение размера колес на 25% от первоначального размера, а все что больше можно отнести уже к стадии бессмысленного фанатизма.

Две Нивы, с увеличенным клиренсом и со стандартной подвеской

Вариант лифтинга Нивы

Одним из наиболее заслуживающих внимание можно считать следующий вариант лифтинга (на примере автомобиля «Нива»).

В передней подвеске поднимаются нижние площадки пружин передней подвески, путем установки соответствующих проставок. Проставки устанавливаются именно под площадку, а не под сами пружины чтобы сохранить угол наклона пружин. При этом возрастет нагрузка на верхние рычаги передней подвески. Во избежание их преждевременного выхода из строя возросшую нагрузку компенсируют (разгружают рычаги), устанавливая между ними и шаровыми дополнительные проставки.

Нива передняя подвеска после тюнинга

После этих работ рулевые тяги начнут упираться в стабилизатор. Поэтому придется менять местами рычаги поворотных кулаков и переворачивать наконечники рулевых тяг.

Но и это еще не все. Требуется также заменить амортизаторы, пружины, РТИ, пыльники внутренних ШРУСов и перерегулировать отбойники пружин.

Для задней подвески устанавливают новые чашки задних пружин и кронштейны крепления амортизаторов (для переноса вверх точек крепления амортизаторов). Но эти изменения требуют удлинения верхних штанг заднего моста. А в случае, если планируется менять величину лифта, то можно сделать их регулируемыми. Реактивные тяги требуют усиления, а вот тягу Панара придется заменить на регулируемую и навестить пост развал-схождения, т.к. при подъеме мост смещается в сторону.

Нива задняя подвеска после тюнинга

В общем и целом процесс лифтовки на этом можно считать законченным, а в качестве последнего штриха установить колеса увеличенного размера.

Но стоит помнить, что, несмотря на практически не изменившееся положение центра тяжести, в любом случае поведение машины станет другим. Поэтому при первых поездках следует быть крайне осторожным, увеличивая нагрузку постепенно. И уж тем более стоит забыть про скоростное движение. Как говориться «или-или»: нельзя «поднять» проходимость машины, сохранив при этом ее скоростные качества.

В материале использовались иллюстрации с сайтов: exp4x4.ru, masterniva.ru, nivapower.ru

Дмитрий Евлоев, г.Воронеж.

Статья написана на конкурс читательских работ на призы SMART.

Другие материалы конкурса. 


Статьи по теме