15.02.2018

Все о чип-тюнинге: Допинг для двигателя

Чип-тюнинг — способ сделать автомобиль динамичнее. Для этого в блоках управления двигателя меняют параметры работы мотора. Мастера чип-тюнинга обещают рост мощности, крутящего момента, а иногда снижение расхода топлива без потери в ресурсе. Так ли это на самом деле и какие способы чип-тюнинга есть, читайте в этом материале.

Чип-тюнинг — способ сделать автомобиль динамичнее. Для этого в блоках управления двигателя меняют параметры работы мотора. Мастера чип-тюнинга обещают рост мощности, крутящего момента, а иногда снижение расхода топлива без потери в ресурсе. Так ли это на самом деле и какие способы чип-тюнинга есть, читайте в этом материале. 

 

 

Идея чип-тюнинга

 

Переход на электронные блоки управления стал отправной точкой для массового развития чип-тюнинга. ЭБУ работают по написанному программному обеспечению. И если переписать софт, изменятся и рабочие параметры двигателя.

Все о чип-тюнинге: Допинг для двигателя

Мастера чип-тюнинга обещают рост мощности, крутящего момента, а иногда снижение расхода топлива без потери ресурса

В тоже время производители применяют единую конструкцию цилиндро-поршневой группы на двигателях одной линейки. Поэтому габаритные характеристики моторов получаются схожими. Это, возможно, потому что с завода автопроизводители усредняют параметры силовых агрегатов, чтобы уложиться в экологические стандарты и сэкономить за счет эффекта масштаба производства. Стратегии унификации сегодня следуют все. При этом мощность разных модификаций варьируется в зависимости от индекса двигателя. Хотя здесь все не так просто.

В немецком Интернете уже много лет висит запись безымянного инженера BMW, который объясняет, что габаритное сходство деталей мотора это не повод считать одинаковыми двигатели машин с разными индексами, даже если на первый взгляд разница между ними только в мощности и моменте.

Все о чип-тюнинге: Допинг для двигателя

Несмотря на общую конечную цель — сделать машину быстрее, подход к чип-тюнингу может быть разным

Мнение безымянного инженера-двигателиста BMW.

По материалам: https://aftershock.news/?q=node/570073

 

Мнение, что производитель ограничивает параметры двигателей только лишь электроникой — заблуждение. С точки зрения термодинамики, модульные двигатели более низкой мощности могут работать с производительностью и крутящим моментом более мощных модификаций за счет увеличения давления наддува и количества топлива. Однако стойкость их деталей к нагрузкам сильно ниже. Несмотря на одинаковые геометрические параметры, рецептура приготовления один из тех же компонентов для разных модификаций — разная.

 

Например, для двигателей средней и высокой мощности используют поршни с повышенным содержанием меди (1,2% и 2% соответственно) и хрома. Медь эффективнее отводит тепло от рабочей поверхности поршня к юбке. Добавление хрома делает поршень стойким к более высокой температуре и давлению. У маломощных модификаций поршни проще.

 

Способы производства и последующей обработки мощных версий дороже, чем у базовых. При больших масштабах производства такая экономия помогает производителю зарабатывать. При этом на рынок запчастей отправляется только самая стойкая и дорогая модификация, поэтому каталожный номер запчасти обычно один от версии к версии. Это связано с тем, что экономия на разных модификация съедается складскими и каталожными издержками. Условно, из 20 двигателей замену поршней переживет только один.

 

Так или иначе, если залить мощную прошивку в базовую модификацию, железо мотора окажется не готовым к возросшим нагрузкам. Сколько после этого проживет двигатель однозначно ответить нельзя. Все зависит от эксплуатации: на малых нагрузках может и ничего не случиться. Но если все время крутить маломощный мотор после чип-тюнинга, рано или поздно железо не выдержит.

Все о чип-тюнинге: Допинг для двигателя

 Когда-то производители разрабатывали двигатели индивидуально почти под каждую модель, а сегодня правит унификация и модульность

Несмотря на общую конечную цель — сделать машину быстрее, подход к чип-тюнингу может быть разным. Все зависит от типа мотора, а главное конкретной модели автомобиля и двигателя. Что это: турбомотор или атмосферник? Есть ли у этого двигателя более мощная заводская прошивка?

 

Все о чип-тюнинге: Допинг для двигателя

 В алюминиевый сплав добавляют медь, чтобы эффективнее отводить тепло от рабочей поверхности поршня

 

 

Дамир Назмутдинов — совладелец компании  

 

На атмосферных двигателях качественные калибровки не снижают ресурса вообще. Один из их главных параметров — УОЗ (угол опережения зажигания). Если углы не задраны, то в двигателе не будет детонации даже в жару с включенным кондиционером в режиме газ в пол. Самое опасное это детонация или обедненная смесь. Тюнинг калибруется минимум под 95ый бензин.

 

На турбомоторах всё зависит от цели, которая стоит перед калибровщиком и задачами, которые преследует клиент. Есть лайтовые прошивки, которые без снижения ресурса увеличивают мощность и крутящий момент на 15-20% без снижения ресурса. Тюнинг например на Тигуан бензин 2.0 от APR или Revo увеличивает его мощность в среднем на 100 л.с. Естественно в этом случае сохранение ресурса мотора не стоит на первом месте.

 

Атмосферный мотор

Все о чип-тюнинге: Допинг для двигателя

Чип-тюнинг атмосферника позволит прибавить 5-10% мощности

 

Выжать из атмосферника кратное увеличение мощности не удастся. После чип-тюнинга прибавка составит 5-10%. Результат зависит от конкретного модели автомобиля и конкретной прошивки. В ходе чипования безнаддувного двигателя упор делается на крутящий момент, эластичность и подхват мотора со средних оборотов. На гражданских машинах эконом- и среднего класса часто это важнее, нежели пиковый прирост мощности.

 

Вынужденный чип-тюнинг

Иногда чип-тюнинг делают не ради прибавки мощности, а по необходимости. Например, у атмосферных моторов Hyundai-Kia последних лет есть проблема с осыпанием керамических частиц катализатора в двигатель. Лечение — в превентивном удалении катализатора, но это требует перепрошивки двигателя под стандарты Евро-2 вместо Евро-4. Это тоже чип-тюнинг.

 

Турбомотор

Все о чип-тюнинге: Допинг для двигателя

Чем больше давление турбины, тем больше мощность

 

Потенциал турбомотора в приросте производительности гораздо богаче атмосферников. Все просто: чем больше давление турбины, тем больше мощность. При чип-тюнинге в разумных пределах можно увеличить производительность на 20-30%. Естественным ограничителем здесь выступает железо двигателя. С ростом давления возрастает силовая и температурная нагрузка на детали мотора и нагнетателя. Если разогнать турбину до немыслимого давления, оставив стандартные детали мотора, то двигатель и нагнетатель окажутся нежизнеспособными.

 

Все современные двигатели, вписывающиеся в нормы Евро-5, Евро-6, работают на стехиометрической горючей смеси, в которой окислителя (воздуха) ровно столько, сколько необходимо для полного окисления горючего. С точки зрения экологии, в этом только "плюсы" — снижаются выбросы, двигатель дожигает максимум топлива, но для самого двигателя это не самый благоприятный режим работы. В режимах полной нагрузки на современном турбированном двигателе, стехиометрическая смесь поднимает температуру в камере сгорания, что лишь усиливает детонацию и фактически снижает мощность. Возвращение смеси к более консервативным значениям поднимает мощность и лучше охлаждает камеру сгорания, что позволяет, например, безопасно поднять давление наддува.

 

 

“Экономичные” прошивки и чип-тюнинг при переходе на другой вид топлива

Все о чип-тюнинге: Допинг для двигателя

Чип-тюнинг может использоваться  при переходе с бензина на газ

 

Вариант чип-тюнинга для экономных — это полная противоположность варианта прошивки ради улучшения динамики автомобиля. Перепрограммирование позволяет  значительно уменьшить расход топлива, однако, отдача от мотора при этом ухудшится. Производители иногда сами намеренно дефорсируют отдачу двигателя для конкретного рынка. А ещё мощность в тех паспорте не всегда соответствует действительности.

Все о чип-тюнинге: Допинг для двигателя

Чип-тюнинг может использоваться  при переходе с бензина на газ. При этом рабочие параметры топливной системы оптимальным образом настраиваются под новый вид горючего.

 

Переход на метан требует повышения углов опережения зажигания минимум на 12-13 градусов. Делается это либо с помощью установки вариатора (прибор автоматически повышающий УОЗ), либо установкой двухрежимной прошивки (две топливной карты, с УОЗ под бензин и метан), но такие прошивки есть на ограниченный список моделей (например Солярис). Стандартные бензиновые УОЗ на метане приведут к прогоранию клапанов и ухудшению динамики.

 

Для перехода на пропан изменения прошивки ЭБУ не требуются. Главное здесь  установить точные и быстрые форсунки (такие дороже самых доступных версий). В остальном чип тюнинг автомобиля на пропане аналогичен бензиновым двигателям.

 

Работа автоматических и роботизированных КПП также регулируется дополнительными электронными блоками. Если проблема не в техническом состоянии, то толчки при переключениях передач решаются изменением настроек топливоподачи двигателя (то есть после чип тюнинга двигателя коробка работает плавнее). Реже нужна перепрошивка коробки, в если есть есть недочеты в заводском программном обеспечении управления АКПП.

 

Кто разрабатывает тюнинг прошивки

Все о чип-тюнинге: Допинг для двигателя

Прошивки бывают заводские и индивидуальные

 

Прошивки делятся на два типа: заводские и тюнинговые. Первые разрабатываются автопроизводителями или их придворными компаниями (например, Volvo Polestar, Nismo). Вторые — крупными частными мастерскими (например, Revo, разрабатывает прошивки для автомобилей концерна  Volkswagen) или отдельными мастерами.

 

 

Мировые бренды, такие как Mugen и Revo, занимаются тюнингом только определенных марок авто, и их подход сильно отличается от непрофессионалов. Как только появляется новый двигатель, такие компании приобретают автомобиль с данным мотором и отправляют его на доработку своим инженерам-программистам. На создание тюнинг прошивок уходят месяцы. При этом разрабатываются сразу несколько версий, и каждая из них проходит испытания в различных ситуациях: трассовый режим с частично открытым дросселем, городской режим (газ-тормоз), испытание на выносливость и трековый режим, когда все системы работают на пределе своих возможностей. Если компания уверена в прошивке, в дилерских центрах клиентам (при их согласии) предлагают испытать бета-версию. Предложение распространяют в нескольких странах мира, чтобы испытать тюнинг в различных  климатический условиях, c разным качеством топлива. Если после прохождения определенного времени и пробега на этих автомобилях проблемы не обнаруживаются, прошивка появляется в общем доступе.

 

Все о чип-тюнинге: Допинг для двигателя

Качественные калибровки это и крупные конторы и отдельные авторы (калибровщики).

 

Критерии качественной калибровки — опыт и работа в мощном профессиональном программном обеспечении. Это свойственно как известным конторам, так и отдельным известным авторам (разработчикам).

 

Иногда, ради улучшения динамики, некомпетентные специалисты отключают системы, отвечающие за сохранность мотора: датчик переизбытка давления турбины и датчики детонации. Следы заметают путем отключения индикаторов на приборной панели, сигнализирующих о неисправностях в работе двигателя. Адекватные калибровщики такими способами не калибруют. Некачественный тюнинг это когда не изучая и не высчитывания логику топливоподачи “специалист” наугад начинает менять калибровки или карты в простейшем и ограниченном редакторе прошивок.

Все о чип-тюнинге: Допинг для двигателя

 

Основной алгоритм при работе с автомобилем — считывание идентификатора (или самой серийной прошивки). Со снятыми показателями дальше возможно два сценария:

 

  1. Тюнинг под эту машину уже есть в наличии у чип-ступдии. Его не нужно заказывать в главном офисе (у разработчика). Готовая прошивка именно на основе данной программы закачивается в ЭБУ.
  2. Если готовой прошивки под эту машину нет в наличии, считанная прошивка или её идентификатор отправляется разработчику (по сути производителю) и он присылает либо готовый софт, либо разработанный по эту машину с нуля.  

 

Плохо, когда сам мастер калибрует прошивку. То есть он её считывает (или если это невозможно находит заводскую прошивку с таким же идентификатором) и сам начинает менять в ней настройки как правило в редакторе прошивок с ограниченными возможностями.

 

Все о чип-тюнинге: Допинг для двигателя 

Проблемы с гарантией после чип-тюнинга во многом зависят от модели автомобиля

 

Если после процедуры чип-тюнинга возникают проблемы с мотором и коробкой, то вероятность отказа в гарантийном ремонте возрастает. Однако, если направиться с гарантийным случаем по другим агрегатам, детали должны заменить. Впрочем, даже в случае с проблемами двигателя шанс починить машину по гарантии есть. Все, опять-таки зависит, от марки и модели автомобиля.

 

Во рамках диагностики в дилерском центре, делается простая проверка контрольных сумм (ключей). Если эти ключи не совпадают, то в гарантии двигателя, коробки передач и выхлопной системы отказывают. Но для этого нужно оборудование, программное обеспечение, а главное узкие специалисты, которые есть не всегда.

 

При этом на многие модели разработчики выпускают тюнинг с полным копированием контрольных ключей серийной прошивки. В этом случае дилер совсем не сможет  определить изменение калибровок.

 

У дорогих премиальных моделей все изменения фиксируются на серверах и в случае возникновения проблемы с двигателем дилер может отказать в гарантии, со сыылкой на информацию об измененных калибровках.

 

Что если делать чип-тюнинг у дилера?

 В то же время дилерские центры сами предлагают чип-тюнинг. Иногда дилеры сотрудничают с сервисами по чип тюнингу для улучшения работы двигателей автомобилей на тест драйве или по партнерскому соглашению, рекомендуя их услуги своим клиентам. Если с машиной после чип-тюнинга возникают проблемы, то прежде чем подключать дилерское оборудование, официалы ставят сначала серийную прошивку, чтобы дальнейший процесс шел согласно официальному регламенту и правилам (требованиям) от конкретного производителя.

 

В сухом остатке

 Чип-тюнинг это способ настроить автомобиль под себя. Задачи могут быть разные и в зависимости от преследуемых целей перекалибровка имеет как плюсы, так и минусы. Как бы там ни было, проведение чип-тюнинга это всегда компромисс между экономичностью, ресурсом, мощностью двигателя и токсичностью выхлопа.

 

Авторы: Данияр Набиуллин, Роман Харитонов.


Отзывы и комментарии

2018.03.07 08:56:02

Автор похоже совсем не разбирается в теме. Я вот чиповал себе ваз 2112 в главном офисе адакта в НН (тут есть контакты https://adact2.ru/about/c/chip-tuning-nizhnii-novgorod) и машинку реально не узнать после чипа. Теперь бодрая тяга на низаз, подрыв начиная от 3000 оборотов. Отсечка сейчас на 6.5. Педалька отзывчивая, чувствуется неплохой запас даже на пятой. Ездить стало гораздо веселее)) По расходу кстати без изменений при том что стиль езды стал динамичнее у меня. В общем советую друзья делать чип. Не верите мне- зайдите на Драйв там полно положительных отзывов и от владельцев девяток и других моделей.



Добавить комментарий

Если у Вас возникли проблемы с распознаванием текста, кликните на него и попробуйте еще раз
Введите код, изображенный на картинке
с соблюдением регистра
 
Статьи по теме
Картинка


Новые возможности автостайлинга для профессионалов и любителей

22 апреля впервые в компании «3М Россия» стартовала новая специальная программа семинаров для профессионалов тюнинга и любителей - «Школа автостайлинга». Мероприятие проводилось при поддержке партнера компании 3М – GS Glass.

Картинка


Тюнинг Лада Приора своими руками

Любой серийный легковой автомобиль является неизбежным продуктом множества компромиссов. Конструкторам приходится решать взаимоисключающие задачи...

Картинка


Финал российского чемпионата RRC-2013 завершился скандалом

1 октября известный бренд смазочных материалов Texaco организовал встречу гонщиков по итогам сорванного финала Russian Racing Championship-2013 в классах Туринг и Туринг-Лайт.

Картинка


Volkswagen Amarok и Дарио Дорта примут участие в соревновании Runspiral 2013

Марка Volkswagen Коммерческие автомобили предоставила в распоряжение спортсмена Дарио Дорта автомобиль Volkswagen Amarok для участия в благотворительном спортивном мероприятии Runspiral 2013.

Картинка


Иногда они возвращаются

Три болида компании Opel, принимавшие участие в гонке 1914 года, вновь вышли на трассу спустя 100 лет.

Картинка


Первый заезд Acura TLX GT

Acura TLX GT готовится к дебюту на конкуре Pirelli World Challenge. Заезды пройдут в эти выходные на трассе Mid-Ohio Sports Car Course.

Hyundai Sonata: «чувственная спортивность» восьмого поколения

Презентация восьмого поколения Hyundai Sonata и нового проекта по онлайн-бронированию автомобилей прошла в учебном центре Hyundai Training Academy.

Pioneer представляет обновлённую линейку головных устройств 1DIN

Pioneer представляет линейку новых головных устройств, открывающих максимально удобный доступ к современным цифровым технологиям в автомобиле. Обновленный модельный ряд 2019/2020 года представлен восемью моделями, поддерживающими проводное и беспроводное подключение смартфонов на базе Android и iOS.

Стартовый бустер. Особенности выбора модели.

Какие особенности нужно учитывать при выборе стартового бустера на Li-on аккумуляторах? Разбираем на примерах от чего зависит пусковой ток. Рассматриваем примеры на основе моделей ПускАч.

Тестируем Mio MiVue i95 – комбо регистратор + радар-детектор

Изучаем как работает MiVue i95 – новый комбинированный регистратор от Mio. Смотрим качество съемки и эффективность радар-детектора. Видео.

Тестируем PIONEER SPH-DA130DAB – мультимедийный ресивер

Можно выделить две главные особенности PIONEER SPH-DA130DAB. Первая – возможность воспроизведения видео с Ютуб на экране магнитолы. Вторая - акустический процессор с автоматической настройкой эквалайзера и задержек под салон автомобиля.

Тестируем светодиодные противотуманные фары 90 мм

Сравнительный тест противотуманных фар LED: Pandora FL-03, OSRAM LEDriving F1 LED FOG 201, MTF Light ECE R19 и Valeo 047401. Сравнивается яркость свечения, световое пятно и удобство использования противотуманных фар на дороге. Видео.

Самостоятельная замена рычага на Ford Focus 2

Хочу показать замену заднего рычага на Ford Focus 2 хэтчбек с двигателем 1.4, 2008 года выпуска. Менял рычаг из-за стука во время движения, который дают разбитые сайлентблоки в рычаге.

Необычные факты о свечах зажигания NGK

В сети можно найти сотни статей о необычных моделях автомобилей, о мощных двигателях и о кастомных решениях для тюнинга. А ведь автомобиль — это не только силовой агрегат и красивые диски, в нем важна каждая деталь.

Снимаем наклейку «Ш» правильно!

Рассказываем, как удалить наклейку «Ш» (шипы) без шума и пыли, точнее без клея и грызи на стекле.