16.01.2012

Итоги 2011 года: российский рынок новых автомобилей так и не вышел на докризисный уровень

Год тому назад АЕБ высказал предположение, что за 2011 год россияне купят 2,24 миллиона новых автомобилей. Надежду эту мы оправдали и слегка превзошли

  Российские представительства иностранных автокомпаний всеми силами стремятся показать своим заграничным начальникам непомерную прибыльность бизнеса в нашей стране и выгрызть у них как можно более внушительные возможности. Именно поэтому у каждого, даже у самого неудачливого бренда, в России есть собственный офис в элитном бизнес-центре, пара топ-менеджеров и согревающий душу бюджет.  
Но чтобы оправдать подобные аппетиты, российские офисы заграничных компаний обязаны сильно стараться и показать по итогам года высокие результаты. Как раз поэтому праздник автомобиля в нашей стране всегда случается под занавес года, когда Комитет автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) подводит итоги продаж новых автомобилей за ушедший в историю году.
Оттого математическая стратегия АЕБ опирается на показатели не самого успешного предыдущего года, а не на результаты эталонного, в коммерческом плане, 2008-го, когда мы всей страной купили рекордно большое число новых автомобилей - почти три миллиона новых машин, а именно 2 897 459 экземпляра.
Но калькулятор АЕБ, привязанный к итогам 2010 года, в процессе подсчета нынешних достижений показал обнадеживающий рост в 23%. И при таком подходе это правильный результат, ведь за ушедший 2011 год народ купил 2 653 408 автомобиля, против 1 912 794 машин в прошлом. Такой расклад обещает праздничный всплеск шампанского и сверкающие ордена и награды.   
Однако если вспомнить период благоденствия 2008 года и вожделенную цифру в 2 897 459 новых машин, то сравнение с нынешним показателем в 2 653 408 дает отрицательный результат. В этой системе исчисления рынок новых автомобилей России просел на 8%. И общая ситуация по рынку уже стала не столь однозначна, как в статистике АЕБ.
В более правдивой системе исчисления российский рынок поделился на три части. В первой, лежит кучка крайне слабых, больных и немощных брендов. В их числе немало японцев. Хуже всех ситуация у Хонды. В процентах ее падение составило 79%, против заявленного в отчете АЕБ роста в +5%. В 2008 году в стране купили 89 152 автомобиля Honda, а в 2011 всего 19 101. Следующая фирма с тяжелым диагнозом - Mazda. В сравнении с 2008-м Мазда упала на 46%, продав нынче 39 718 машин, а три года тому назад гораздо больше - 73 271 автомобиль. В этой же палате всерьез пострадавших японских больных лежит Subaru с падением на 43%, против желаемого прироста на 60% в таблице АЕБ, а на соседней койке оказалась Toyota, просевшая на 37%, против надуманного роста на 64%.  
Но еще прискорбней ситуация американцев. Они даже не претендуют на ордена, довольствуясь тем, чтобы их просто оставили в покое. Кто-то из них уже похоронен и лежит на кладбище, кто-то все еще борется с болезнью в реанимации, пытаясь выйти из комы...
Главный покойник российского рынка, давно лежащий на кладбище - Dodge. Его утраты в процентах составили 96,5%. В абсолютных цифрах американцы продали 158 машин за 2011 год и 4473 - за 2008-й. На соседней могиле покоится Chrysler с падением на 95%. (в 2008-м - 1425, в 2011 - всего 76). А вот третий представитель концерна - бренд Jeep. У него не столь пугающее падение в 28% и чуть более презентабельные абсолютные цифры. За 2008-й - 2901 автомобиль, а за 2011 - 2093, хотя заявленный рост в +159% обещал медали и ордена.
Вторая часть фирм из истинной таблицы сравнения - обозначает намерения к процветанию. Пока они по-прежнему в отрицательной зоне, хотя до плюса им осталось  уже совсем немного.  Среди них Nissan, продавший за 2011 год  138 827 машин и почти достигнувший планки 2008-го года в 146 548 автомобилей, а также известный тем, что традиционно создает качественное сцепление. Итог - падение на 5% в сравнении нынешних результатов с 2008-м. Peugeot падает на 8%, в 2008-м у них было продано 48 085 машин, а в 2011 чуть меньше - 44 311 автомобиля. У Suzuki схожие показатели. Падение на 7%, а в абсолютных цифрах 38 314 машин в 2008-м против 35 469 в 2011-м.
Третья составляющая рынка самая увлекательная. Здесь те, у кого не придуманный, а реальный рост! Официально АЕБ удостоило Фольксваген красивой цифры прироста +100%, хотя реальная динамика бренда выше - +134%! В 2008 году VW реализовал в России 50 525 машин, а в 2011 гораздо больше - 118 003. Рядом с Фольксвагеном постоянный участник пьедестала - Citroen. В итоговом протоколе АЕБ у него +59%, а в действительности +125.7%! Вместо проданных в 2008 году 12 245 машин в ушедшем году было реализовано 27 633!
Год тому назад, празднуя во все фанфары успех автомобильного бизнеса в России, АЕБ высказал предположение, что за 2011 год россияне купят 2,24 миллиона новых автомобилей. Надежду эту мы оправдали и слегка превзошли. На 2012 год АЕБ осторожно замахивается на рубеж в 2,8 миллиона автомобилей.
Текст: Роман Харитонов

Статьи по теме