29.07.2013

Автомобильный рынок России в 2013-м году

Комитет автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) отчитался о продаже новых автомобилей в РФ за первое полугодие 2013. Что нас ждет: взлет или падение?

Потолок российского рынка новых автомобилей - три миллиона машин в год. К этой рекордной цифре мы приближались дважды: сначала в 2008-м, а потом в ушедшем 2012-м. Оба раза вслед за восхождением на вершину следовало падение.

Плавная стагнация рынка 2008 года началась осенью. К зиме сокращение стало заметнее и из временных трудностей падение спроса стало перерастать во вполне осязаемую проблему, прежде всего, для автопроизводителей и, как следствие, для дилеров. Большинство марок тогда возлагали на Россию большие надежды, отводя на наш рынок немалые квоты широко спектра моделей. В результате, на пороге кризиса практически все бренды располагали чрезмерными запасами автомобилей, которые при падающем спросе грозили омертвлением капитала и потерей прибыли.

Избавляться от затоваренных складов было необходимо. В конце 2008, начале 2009 годов стало ясно, что продать оставшиеся запасы по прежним ценам уже не получится. Тогда по медиа-носителям и пошли рекламные сообщения о спецпредложениях, скидках и подарках. В крупных городах, наряду со скидкой от представительства можно было рассчитывать и на дисконт от дилеров, зубами вырывающих друг у друга клиента в конкурентной борьбе за выполнение плана продаж. Но даже подобные меры помогали несильно. Карнавал скидок и спецпредложений усиливался с каждым месяцем.  Особенно привлекательными были предложения на автомобили сегмента D, E и, конечно, F, хотя в больших городах иногда удавалось найти оглушительные скидки и на более востребованные машины гольф-класса. Ситуация, когда дилеры глумливо пинали клиента в очереди за востребованной моделью, исчезли мгновенно. Теперь уже мы, покупатели, в одностороннем порядке диктовали дилерам новые правила игры.

Широкий набор низких цен и спецпредложений продлился вплоть до весны 2009-го. А после запасы  значительно сократились, и уже не каждый новый автомобиль можно было купить с большой скидкой. Найти выгодное предложение было возможно только у дилеров отдельных, менее популярных марок. Но все-таки они были. К примеру, пятидверная Suzuki Grand Vitara с постоянным полным приводом и двухлитровым мотором продавалась тогда по цене от 750 000 рублей. Сегодня за эти деньги можно купить лишь машину C-класса в средней комплектации, а тогда практически внедорожник...

Как только закончились последние машины 2008 года выпуска и в шоу-румы завезли новые партии автомобилей уже 2009, цены прыгнули вверх. Причем настолько высоко, что у людей, не успевших ухватить машину 2008 года, случился шок. Тогда же резко подорожали кредиты, и купить новую машину многим стало не по зубам из-за несуразно высоких цен. Представительства же оправдывались введением ввозных пошлин.

Вполне логично, что стагнация и падение рынка мгновенно превратились в обвал. Но взлетевшие цены компенсировали падение объемов. Представительства автомобильных марок практически не несли убытков. Хотя поначалу была надежда, что при настолько ошеломляющих ценах рынок встанет всерьез и надолго.

Но этого, увы, не произошло. Спустя время покупатели привыкли к почти двукратному удорожанию некоторых автомобильных брендов и начали поддерживать стабильный спрос, пусть и на низком уровне. Рынок автомобилей постепенно стал оживать и через три с половиной года, в 2012-м, поставил новый рекорд, в абсолютных цифрах, поглотив 2,9 миллиона новых автомобилей, против 2 897 459 - в 2008 году.

Вслед за новым рекордом последовало падение. Определенно, покорить рубеж в три миллиона новых машин в 2013 году не удастся. По сравнению с первой половиной 2012 года, за тот же период 2013 рынок просел на 6% (1,333 млн. новых авто), а за июнь - на 11% (241,3 тыс. машин). Примечательно, что подобная картина на руку клиенту. Конкуренция становится жестче, а цены ниже. В Москве уже заметна истерика  некоторых марок. Небольшие скидки доступны практически на все официально представленные автомобили, а предложения на некоторые марки и вовсе отчасти повторяют сценарий распродаж 2008 года. К примеру, Chevrolet Cruze, впервые постучавшийся на наш рынок в 2009 году, продавался по цене от 540 000 рублей, после чего дорожал, но сегодня этот седан доступен начиная с 494 000 рублей. Дисконт на новый Ford Focus еще оглушительнее, и в отдельных случаях составляет 160 000 рублей, хотя в абсолютных цифрах цена по-прежнему высока. Но подобный расклад указывает на самое главное - на повторение ситуации пятилетней давности повторяется. Пока заметны только зачатки, но наметившиеся перспективы обещают еще большие изменения и большие скидки.

Текст: Роман Харитонов


Статьи по теме