29.07.2013

Автомобильный рынок России в 2013-м году

Комитет автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) отчитался о продаже новых автомобилей в РФ за первое полугодие 2013. Что нас ждет: взлет или падение?

Потолок российского рынка новых автомобилей - три миллиона машин в год. К этой рекордной цифре мы приближались дважды: сначала в 2008-м, а потом в ушедшем 2012-м. Оба раза вслед за восхождением на вершину следовало падение.

Плавная стагнация рынка 2008 года началась осенью. К зиме сокращение стало заметнее и из временных трудностей падение спроса стало перерастать во вполне осязаемую проблему, прежде всего, для автопроизводителей и, как следствие, для дилеров. Большинство марок тогда возлагали на Россию большие надежды, отводя на наш рынок немалые квоты широко спектра моделей. В результате, на пороге кризиса практически все бренды располагали чрезмерными запасами автомобилей, которые при падающем спросе грозили омертвлением капитала и потерей прибыли.

Избавляться от затоваренных складов было необходимо. В конце 2008, начале 2009 годов стало ясно, что продать оставшиеся запасы по прежним ценам уже не получится. Тогда по медиа-носителям и пошли рекламные сообщения о спецпредложениях, скидках и подарках. В крупных городах, наряду со скидкой от представительства можно было рассчитывать и на дисконт от дилеров, зубами вырывающих друг у друга клиента в конкурентной борьбе за выполнение плана продаж. Но даже подобные меры помогали несильно. Карнавал скидок и спецпредложений усиливался с каждым месяцем.  Особенно привлекательными были предложения на автомобили сегмента D, E и, конечно, F, хотя в больших городах иногда удавалось найти оглушительные скидки и на более востребованные машины гольф-класса. Ситуация, когда дилеры глумливо пинали клиента в очереди за востребованной моделью, исчезли мгновенно. Теперь уже мы, покупатели, в одностороннем порядке диктовали дилерам новые правила игры.

Широкий набор низких цен и спецпредложений продлился вплоть до весны 2009-го. А после запасы  значительно сократились, и уже не каждый новый автомобиль можно было купить с большой скидкой. Найти выгодное предложение было возможно только у дилеров отдельных, менее популярных марок. Но все-таки они были. К примеру, пятидверная Suzuki Grand Vitara с постоянным полным приводом и двухлитровым мотором продавалась тогда по цене от 750 000 рублей. Сегодня за эти деньги можно купить лишь машину C-класса в средней комплектации, а тогда практически внедорожник...

Как только закончились последние машины 2008 года выпуска и в шоу-румы завезли новые партии автомобилей уже 2009, цены прыгнули вверх. Причем настолько высоко, что у людей, не успевших ухватить машину 2008 года, случился шок. Тогда же резко подорожали кредиты, и купить новую машину многим стало не по зубам из-за несуразно высоких цен. Представительства же оправдывались введением ввозных пошлин.

Вполне логично, что стагнация и падение рынка мгновенно превратились в обвал. Но взлетевшие цены компенсировали падение объемов. Представительства автомобильных марок практически не несли убытков. Хотя поначалу была надежда, что при настолько ошеломляющих ценах рынок встанет всерьез и надолго.

Но этого, увы, не произошло. Спустя время покупатели привыкли к почти двукратному удорожанию некоторых автомобильных брендов и начали поддерживать стабильный спрос, пусть и на низком уровне. Рынок автомобилей постепенно стал оживать и через три с половиной года, в 2012-м, поставил новый рекорд, в абсолютных цифрах, поглотив 2,9 миллиона новых автомобилей, против 2 897 459 - в 2008 году.

Вслед за новым рекордом последовало падение. Определенно, покорить рубеж в три миллиона новых машин в 2013 году не удастся. По сравнению с первой половиной 2012 года, за тот же период 2013 рынок просел на 6% (1,333 млн. новых авто), а за июнь - на 11% (241,3 тыс. машин). Примечательно, что подобная картина на руку клиенту. Конкуренция становится жестче, а цены ниже. В Москве уже заметна истерика  некоторых марок. Небольшие скидки доступны практически на все официально представленные автомобили, а предложения на некоторые марки и вовсе отчасти повторяют сценарий распродаж 2008 года. К примеру, Chevrolet Cruze, впервые постучавшийся на наш рынок в 2009 году, продавался по цене от 540 000 рублей, после чего дорожал, но сегодня этот седан доступен начиная с 494 000 рублей. Дисконт на новый Ford Focus еще оглушительнее, и в отдельных случаях составляет 160 000 рублей, хотя в абсолютных цифрах цена по-прежнему высока. Но подобный расклад указывает на самое главное - на повторение ситуации пятилетней давности повторяется. Пока заметны только зачатки, но наметившиеся перспективы обещают еще большие изменения и большие скидки.

Текст: Роман Харитонов


Статьи по теме
Картинка


Темпы продаж новых авто в апреле 2013 года продолжают замедляться

Апрель 2013 – стагнация, падение или корректировка? Анализ ситуации с продажами новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в апреле месяце и начале 2013 года.

Картинка


Продажи мотоциклов BMW поставили рекорд

7708 проданных мотоциклов BMW в августе этого года побили рекорд прошлого на 4,2%.

Картинка


Дела Mitsubishi пошли в гору

Согласно результатам продаж компании Mitsubishi за март 2014 года оказалось, что прошедший месяц стал одним из самых удачных за последние 5 лет: компании удалось реализовать 10 018 автомобилей Mitsubishi.

Картинка


Рост продаж Mitsubishi в России продолжается

Продажи Mitsubishi Motors в России выросли как относительно прошлого года, так и в сравнении с предыдущим месяцем. Всего за октябрь 2014 года было продано 7 124 автомобиля.

Картинка


ŠKODA достигла успеха в августе

В августе ŠKODA передала клиентам по всему миру 70 700 автомобилей.

Картинка


Концерн Nokian Tyres подвел итоги 2015 года

В 2015 году концерн Nokian Tyres зафиксировал чистые продажи на уровне 1 360,1 млн. евро (1 389,1 млн. евро в 2014 году), снижение составило 2,1% по сравнению с предыдущим годом.

Stellantis налаживает экспорт дизельных двигателей из Калуги

Компания STELLANTIS Евразия представила планы по дальнейшей локализации производства в Калужской области на предприятии «ПСМА РУС». В перспективе завод должен стать российским экспортером №1 автомобилей в Европу.

Audi A3 Sedan и Audi A3 Sportback специальной серии Joy, Cosmo и Fun

Новые Audi A3 Sedan и Audi A3 Sportback специальной серии Joy, Cosmo и Fun воплотили в себе эффектный дизайн, расширенный список оснащения и новейшие цифровые технологии.

SUZUKI JIMNY II исполняется 40 лет

Внедорожнику Suzuki Jimny второго поколения исполняется 40 лет с начала производства.

Astrohim – очиститель следов насекомых, тест

Как очистить следы от насекомых на кузове машины? Очень просто, возьмите нужный состав. Как работает «Очиститель насекомых Astrohim» проверяем на себе. Текст и видео.

Karcher K Mini - мини-мойка высокого давления, тест

Многие производители заявляли, что сделали портативную мойку высокого давления, и только Karcher K Mini оказалась по-настоящему портативной. Как немецкой компании это удалось и что может делать этот малыш, читайте в статье.

Mio MiVue i157 – комбинированный видеорегистратор, тест

У нас в тесте новинка рынка – видеорегистратор и радар-детектор с одном корпусе Mio MiVue i157. У аппарата сенсорное управление и патч-антенна. Сигнатурный фильтр отсеивает помехи и позволяет определять радары. Как это работает, читайте в статье и смотрите на видео.

Полироль для бывалого авто

Рассказываем и показываем, как освежить лакокрасочное покрытие на автомобили при помощи тонированной полироли Astrohim. Видеоинструкция.

Как самому отполировать фары?

В материале рассказывается и показывается на практике, как произвести полировку автомобильных фар, сделанных из поликарбоната. Для полировки используется состав Liqui Moly «Ликвидатор царапин» Kratzer Stop.

Огненные тормоза. Эмаль для суппортов

Доступный стайлинг. Улучшаем внешний вид колес за счет покраски суппорта. Пошаговая инструкция. Видеообзор