17.07.2012

Автомобили впихнули в стандарты

Чем грозят новые поправки в правила прохождения техосмотра? Не окажется ли половина автовладельцев "за бортом"?

Государственный технический осмотр - услуга, которая, по мнению государственных органов контроля и власти, показывает, соответствует ли та или иная машина придуманным страной стандартам безопасности? Притом мерились эти стандарты такой корявой линейкой, что  дряхлые «Жигули» все-таки получали вожделенный талон техосмотра, а новый «Мерседес» - нет. И вот возникла идея! Нужно отменить техосмотр! Президент Медведев долго метался и искал того, кто ему, на тот момент самому главному человеку в нашей стране, разрешит отменить техосмотр.

Увы, но даже после долгих раздумий и споров отменить техосмотр все равно не смогли, предложив в качестве альтернативы реформу. Вся сущность реформы свелась к тому, что в итоге одна монополия сменилась другой, а водители на выходе получили банальное удорожание никчемной услуги. А между тем, сразу после того, как г-н Медведев погнал волну, идеей заинтересовалась Украина, которая в итоге просто отменила у себя техосмотр, а вместе с тем доверенности и прочие никчемные бумажки, не превратив здравую идею в бесполезный результат. А расторопнее всех в этом вопросе оказалась Грузия - они отменили у себя техосмотр раньше всех стран ближнего зарубежья.

При этом у каждой из этих стран автопарк уже весьма стар и поношен. Причем Россия тоже крепко держится в этом списке. Несмотря на все стремление российского рынка стать вторым по величине в Европе, старых машин у нас по-прежнему очень много. Даже по самым скромным подсчетам средней возраст автомобиля в стране составляет 12 лет, а  независимая оценка полагает, что число подобных транспортных средств в стране составляет 86%. Много!

Но и в Грузии, и в Украине машины тоже старые. Однако они осмелились отменить техосмотр и, что еще удивительнее, так и не поразбивались на своих развалюхах.  Значит, их опыт наглядно подтверждает - техосмотр никак не влияет на процент аварийности и смертности на дороге, а все, что мы имеем, всего лишь  способ обогащения для полномочного органа. Но в итоге мы получили только реформу, продолжение которой ознаменовалось новым законопроектом, который 13 июля Госдума приняла в окончательном чтении.

Согласно этой поправке водитель, регулярно ездящий на ТО к «официальному дилеру», будет освобожден от необходимости прохождения уже государственного технического осмотра. То есть ему не придется платить за услугу. Авторизованный дилер, аккредитованный РСА, по умолчанию выдаст ему диагностическую карту и подтвердит исправность автомобиля.

Проблема в другом. Построить пункт ГТО, получить аккредитацию в РСА и запустить его в эксплуатацию - невероятно затратно! Поэтому появление независимых частных центров ТО - исключено. Значит спустя несколько лет, когда с карты исчезнут прежние государственные станции ГТО, возможность пройти техосмотр останется только у дилера. Причем обязательно у дилера своей марки.

Стоп! Но официальный дилер у нас явление разовое и совсем не повсеместное. Это в маленькой и цивилизованной Европе дилеров много и они есть даже на самой окраине страны, а у нас... Причем, даже Европе нет дилеров абсолютно всех марок. Кстати, техосмотра в привычном для нас понимании почти во всех странах Европы тоже нет.

Приличное число дилеров есть только в Москве и Петербурге. В других крупных городах они тоже встречаются, но вся широта марок, как правило, отдана на откуп одного, регионального монополиста без всяких проявлений конкуренции. Но совсем иная ситуация, например, в районе Архангельска, Улан-Удэ, Читы, Якутска и других забытых Москвой частях нашей страны: там дилеров нет либо совсем, либо их список покрывает далеко не все бренды.

Но дилеров абсолютно всех марок нет ни в одной географической точке планеты. Существует специфика рынка, географическая привязка товара. К примеру, в Европе нет официального дилера Lincoln, а в США до сей поры не было дилеров марки Fiat и Alfa Romeo. Хотя купить каждую марку можно в любой стране. И мы в этом отношении не исключение. Например, официально к нам не поставляются автомобили Daihatsu, а самый восточный дилер марки Peugeot находится в Иркутске, да и АВТОВАЗ далек от популярности на Дальнем Востоке.

Теперь мы можем всерьез оказаться в ситуации, когда пройти техосмотр у нас в стране получится уже далеко не на каждой машине. Если и раньше жители некоторых регионов, например, Приморского края или Мурманской области, должны были ездить за техосмотром за тридевять земель - ближайшие государственные станции ГТО находились лишь в районных центрах, а до них многим было ехать более 150-ти километров, то теперь ближайший дилер от автомобиля может оказаться на расстоянии в 1000 км или же не оказаться совсем...

Текст: Роман Харитонов


Статьи по теме