14.11.2013

Автомобилисты недовольны КАСКО

Портал Авто Mail.Ru совместно с Ассоциацией по защите прав автострахователей провел опрос среди автовладельцев на тему исполнения страховщиками своих обязательств по КАСКО.

77% российских автомобилистов недовольны сроками ремонта автомобиля по договорам каско. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного порталом Авто Mail.Ru и Ассоциацией по защите прав автострахователей. В опросе приняли участие более 6 000 человек. Опрос начался в конце сентября и проходил в течение месяца.

Сроки ремонта удовлетворяют всего 15% автомобилистов, говорят результаты опроса. Столько же человек в нашей стране уверены, что ремонт в качестве возмещения ущерба выгоднее, чем возврат потерь наличными. Впрочем, половина автомобилистов – 58% - не готовы делать выбор между ремонтом и денежной компенсацией заранее и предпочли бы видеть в договоре каско оба варианта возмещения ущерба. А четверть опрошенных, в любом случае, предпочли бы взять у страховой компании деньги.

52% автомобилистов не намерены подписывать договор каско, если в нем будет отсутствовать вариант денежного возмещения ущерба.

Однако со следующего года у автомобилистов может не остаться выбора. С 21 января вступит в силу новый закон «Об организации страхового дела в РФ», по которому право определять вид компенсации будет отдано страховым компаниям. По данным автоэкспертов, уже сегодня многие страховщики вписывают в договоры каско один вариант – ремонт.

- В 2012 году Пленум Верховного суда принял постановление о распространении действия Закона о защите прав потребителей в области автострахования, - поясняет лидер Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин. – После этого страховые компании были вынуждены пересмотреть своё отношение к исполнению обязательств перед страхователями, так как при нарушениях сроков выплаты судьи стали взыскивать штрафы до 50% от суммы выплаты. Натуральная форма возмещения (ремонтные работы), в отличие от выплаты денежной компенсации, не имеет четкого срока исполнения обязательств, поэтому страховщики не могут быть оштрафованы.

После вступления в силу новой редакции закона в невыигрышной ситуации опять окажутся клиенты страховых компаний. В группе риска находятся водители, приобретающие автомобили в кредит. Такой договор страхования не позволит досрочно погасить кредит, получив по каско денежную компенсацию в досудебном порядке или продав автомобиль. Вместо такого развития событий страхователь вынужден оплачивать кредит, при этом сам объект его кредитной покупки не будет использован по назначению, а, следовательно, не принесет выгоду владельцу. Ремонтные работы зачастую занимают 5-8 месяцев.

Также в этот список попадают владельцы автомобилей премиум-класса. Часто владелец автомобиля не желает тратить полгода на ремонт или вовсе не заинтересован в эксплуатации восстановленного автомобиля, но при этом все равно будет вынужден его ремонтировать и затем продавать, значительно потеряв в цене за этот период, поскольку рыночная стоимость таких автомобилей падает очень быстро.

Согласно данным опроса Авто Mail.Ru и Ассоциации по защите прав автострахователей, автомобилисты не поддерживают нововведения в законодательстве. Всего 10% автолюбителей заявили, что подпишут договор, в котором значится «только ремонт по направлению страховщика». Еще треть всех автолюбителей хотели бы видеть прописанными в договоре строгие сроки выполнения ремонта. В обозримом будущем ограничивать сроки выполнения своих обязательств и рисковать перспективой судебных разбирательств при нарушении сроков не решится ни одна компания.

О своем недоверии к автосервисам, предлагаемым компанией-страхователем, заявили большинство опрошенных: 29% хотели бы самостоятельно выбирать, где ремонтировать автомобиль, а 67% выразили желание взять деньги и проводить ремонт по своему усмотрению. Не желают контролировать качество ремонта всего 3% автомобилистов.

Тем не менее, среди российских автомобилистов до сих пор велико число тех, кто не читает договоры страховых компаний вовсе или читают их невнимательно. Лишь 17% опрошенных заявили, что каждый раз читают договор внимательно и подписывают его после того, как все пункты документа их удовлетворили.

«В связи с тем, что КАСКО не является обязательным страхованием для водителей, никто не заставляет автовладельцев подписывать договор, который их не устраивает. Рынок КАСКО сейчас перенасыщен, и компании борются за каждого клиента всеми возможными способами. Поэтому, если клиент видит, что страховая компания не предоставляет ему полный спектр услуг, он может легко ее поменять. Хочется еще раз обратиться к автовладельцам: внимательно читайте договор перед подписанием, а также выбирайте компании, которые не обманывают своих клиентов, не затягивают с выплатами и имеют хорошую репутацию», - советует Денис Смольянов, главный редактор Авто Mail.Ru.


Статьи по теме