Даешь столице 200!
Как известно, 90-е годы XX века в истории нашей страны были перестроечными. В ту пору сильно менялось все, начиная от представлений и ценностей конкретного человека и заканчивая политической картой мира.
Желание что-нибудь поменять явно проглядывалось абсолютно во всех сферах жизни людей. Автомобильная составляющая в этом списке была на значимом, далеко не последнем месте. В середине десятилетия власть при поддержке ГАИ инициировало смену ключевых идентификационных особенностей машины, а именно государственных регистрационных знаков, того, что в бытовой речи называется номерами.
К 1995 году автомобили страны получили новый образец номерных знаков, всерьез отличающихся от прежней советской формы. Последний вид автомобильных номеров в советском союзе представлял собой табличку с черными символами на белом фоне. На этом номере всегда было три буквы и четыре цифры, но в зависимости от принадлежности автомобиля частному или государственному их местоположение на табличке было разным. У гражданских машин номер выглядел так: «А 00 00 АА»; у государственных: «00 00 ААА»; были номера и для спецавтомобилей, которые выглядели подобным образом «ААА 00 00».
Российский вид номерных знаков, во-первых, вычеркнул ряд букв русского алфавита, которые не имеют альтернативных символов в латинском алфавите, а, во-вторых, изменил сам шаблон номеров. С 1995 года таблички стали общими для всех автомобилей вне зависимости от их принадлежности частному, юридическому или государственному лицу. Внешне они были абсолютно одинаковыми и представляли собой следующую форму: «А 000 АА 00RUS», хотя скрытые комбинации тоже присутствовали.
Придумывая новый вид номеров, авторы не озаботились перспективой и либо поленились сделать прогноз, либо спрогнозировали, но так, что их проноз не совпал с истинной.
Автомобильный рынок страны постепенно шел вверх, и уже через пару лет стало ясно, что на всех номеров может и не хватить. Раньше всех с дефицитом столкнулась Москва. В 1998 году был введён первый в стране второй код для того же региона - 99. Через два года ввели еще один код - 97 RUS. Но номеров все равно не хватало, проблема становилась острее, но при этом на законодательном уровне по-прежнему позволялось получать для новой машины новый номер, одновременно сдавая старый. Куда рациональнее было бы закреплять регистрационный знак либо за владельцем, либо за самой машиной на долгие годы, а не менять его раз в несколько лет, уничтожая старый. В большинстве европейских стран делают именно так, когда номер намертво прикрепляют к автомобилю клепальным пистолетом на всю ее жизнь.
У нас подобный расклад не одобрили и решили продолжить старую практику, а дефицит побороли введением трехзначных кодов регионов и снижением бокового интервала между символами. В 2005 году первый в стране трехзначный код региона - 177 - появился в Москве. Позже его дополнили 199 и нынешний 197.
В 2010 году, признавая проблему, Виктор Кирьянов - на тот момент начальник ГИБДД, заикнулся о перспективе отмены кодов региона и переходе на номера с четырьмя цифрами, но в реальный нормативно-правовой акт это инициатива не перешла.
При этом вопрос дефицита это не только проблема Москвы, но и ряда остальных регионов. В Московской области на сегодня уже исчерпывают себя четыре кода: 50, 90, 150, 190. В Петербурге к трем существующим (78, 98, 178) скоро добавиться четвертый - 198. В Самарской области два «региона» - 63, 163, в Башкирии и прочих субъектах федерации - тоже. При этом число номеров в ближайшие пару лет исчерпает и их. Например, в Татарстане новый код 116 RUS начал выдаваться с 2007 года по упорядоченному алфавитному признаку (первая буква номера, идущая строго по алфавиту, определяла серию). Если раньше ( в период номерных знаков с кодом 16RUS) одной серии хватало в среднем на год, то с 2007 года плотность автопарка росла и одна серия стала расходиться за 6-8 месяцев. На сегодня в Татарстане уже выдают номера, начинающиеся с буквы «С»... То есть в запасе осталось еще три буквы, годные для номеров: «Т», «У» и «Х». Следовательно, кода 116 хватит где-то еще на полтора года.
В Москве проблема еще острее, но идти на кардинальные изменения ГАИ опасается, а потому и планирует вскоре ввести новые кода регионов 277 и 299 RUS. По словам представителей Госавтоинспекции, изменение формата номерных знаков потребовали бы правки законодательства и должны были бы, по идее, распространяться на всю страну, а там проблем с этим нет.
ГАИ не в курсе, но в регионах автомобильных номеров тоже скоро не хватит на всех, хотя в какой-нибудь деревне из Астраханской области, где все ездят без прав, номеров и ОСАГО дефицита точно не испытают, ведь они им без надобности. У них каждый друг друга знает, а до ближайшего поста ДПС и цивилизации больше ста непроходимых километров...
Текст: Роман Харитонов
Таблица актуальных автомобильных кодов регионов
России 2012 года
Код |
Субъект Российской Федерации |
01 |
Республика Адыгея |
02, 102 |
Республика Башкортостан |
03 |
Республика Бурятия |
04 |
Республика Алтай (Горный Алтай) |
05 |
Республика Дагестан |
06 |
Республика Ингушетия |
07 |
Кабардино-Балкарская Республика |
08 |
Республика Калмыкия |
09 |
Республика Карачаево-Черкессия |
10 |
Республика Карелия |
11 |
Республика Коми |
12 |
Республика Марий Эл |
13, 113 |
Республика Мордовия |
14 |
Республика Саха (Якутия) |
15 |
Республика Северная Осетия - Алания |
16, 116 |
Республика Татарстан |
17 |
Республика Тыва |
18 |
Удмуртская Республика |
19 |
Республика Хакасия |
21, 121 |
Чувашская Республика |
22 |
Алтайский край |
23, 93 |
Краснодарский край |
24, 84, 88, 124 |
Красноярский край |
25, 125 |
Приморский край |
26 |
Ставропольский край |
27 |
Хабаровский край |
28 |
Амурская область |
29 |
Архангельская область |
30 |
Астраханская область |
31 |
Белгородская область |
32 |
Брянская область |
33 |
Владимирская область |
34 |
Волгоградская область |
35 |
Вологодская область |
36 |
Воронежская область |
37 |
Ивановская область |
38, 85 |
Иркутская область |
39, 91 |
Калининградская область |
40 |
Калужская область |
41, 82 |
Камчатский край |
42 |
Кемеровская область |
43 |
Кировская область |
44 |
Костромская область |
45 |
Курганская область |
46 |
Курская область |
47 |
Ленинградская область |
48 |
Липецкая область |
49 |
Магаданская область |
50, 90, 150, 190 |
Московская область |
51 |
Мурманская область |
52, 152 |
Нижегородская область |
53 |
Новгородская область |
54 |
Новосибирская область |
55 |
Омская область |
56 |
Оренбургская область |
57 |
Орловская область |
58 |
Пензенская область |
59, 81, 159 |
Пермский край |
60 |
Псковская область |
61, 161 |
Ростовская область |
62 |
Рязанская область |
63, 163 |
Самарская область |
64, 164 |
Саратовская область |
65 |
Сахалинская область |
66, 96 |
Свердловская область |
67 |
Смоленская область |
68 |
Тамбовская область |
69 |
Тверская область |
70 |
Томская область |
71 |
Тульская область |
72 |
Тюменская область |
73, 173 |
Ульяновская область |
74, 174 |
Челябинская область |
75, 80 |
Забайкальский край |
76 |
Ярославская область |
77, 97, 99, 177, 199, 197 |
г. Москва |
78, 98, 178 |
г. Санкт-Петербург |
79 |
Еврейская автономная область |
83 |
Ненецкий автономный округ |
86 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
87 |
Чукотский автономный округ |
89 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
92 |
Резерв МВД Российской Федерации |
94 |
Территории, находящиеся за пределами РФ и обслуживаемые Департаментом режимных объектов МВД России |
95 |
Чеченская республика |