13.02.2014

Какова будет стоимость ремонта авто?

Стоимость запчастей для разбитых в ДТП авто возможно станет единой по всей стране уже к середине этого года.

12 февраля 2014 года в Российском союзе автостраховщиков (РСА)  обсуждали Методику создания справочников запчастей и нормо-часов для расчета ущерба при ДТП. Результатом станет сведение к единой стоимости всех запчастей для разбитых в ДТП автомобилей.

Страховщики заинтересованы цены в справочниках занизить, а Ассоциация по защите прав автострахователей - сделать их среднерыночными.

Появление такого документа как Единая методика расчета ущерба при ДТП ждали десять лет. Катастрофическое число разбирательств, которыми в прошлом году были завалены суды, стало той самой последней каплей, после чего дело сдвинулось с мертвой точки. Для приведения системы расчета ущерба к одному всероссийскому стандарту нужна единая методика, создание которой взял на себя Российский союз страховщиков (РСА). В Экспертный совет РСА вошли Центробанк, страховщики, Ассоциация по защите прав автострахователей, независимые экспертные организации.

Единая методика расчета ущерба состоит из двух частей. Первая уже создана, ее осталось утвердить в Центробанке. Касается она исключительно правил проведения технической экспертизы: как осматривать разбитое авто и правильно фиксировать повреждения. С разработкой этой части документа проблем не возникло.

Вторая часть – это утверждение средней стоимости запчастей и нормо-часов для расчета ущерба при ДТП. Некоторые предложения разногласий не вызвали. Скажем, разделить ценовой справочник на 12 экономических зон, собрать воедино цены по всем деталям и всем маркам авто, порядка 70-80 млн наименований. Обновлять цены в справочнике раз в полгода. Для удобства пользования создать их в электроном виде, а не в бумажном. Базу сделать доступной для простых смертных автовладельцев, чтобы каждый по номерам запчастей мог проверить калькуляцию, правильно ли ему насчитали эксперты. Основная дискуссия развернулась вокруг средней стоимости запчастей и нормо-часов. Страховщики фактически толкают владельцев «железных коней» ремонтировать свои разбитые авто в гараж к дяде Васе, а за «среднюю» цену приобретать неоригинальные, дешевые детали.

По нормо-часам представители страхового бизнеса предложили брать за основу цены, прописанные в договорах между страховщиками и автосервисами, попросту говоря «оптовые» расценки, по которым машину «с улицы» никто не ремонтирует. Что касается запчастей, от страховщиков поступило предложение за основу брать цены на неоригинальные сертифицированные детали. Если вспомнить еще и про износ, который учитывается при подсчетах, то пострадавший на руки будет получать копейки, впрочем, как и сейчас. Ассоциация по защите прав автострахователей предложила рассчитывать среднюю стоимость исключительно оригинальных запчастей, рекомендованную поставщиками материалов.

«На сегодняшний день существует пять вариантов методик, по которым считают сумму ущерба. Эксперты страховщиков значительно занижают суммы, а эксперты, сотрудничающие с автоюристами, наоборот, завышают», – рассказал глава Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин.

По данным Ассоциации по защите прав автострахователей сейчас потерпевшие в ДТП получают от страховой компании лишь 30, максимум 50% от реальной суммы ущерба.

«Чтобы снизить до минимума разногласия между страховщиками и страхователями необходимо сделать ценовые справочники единые на всю страну, - уверен Ханжин, - для этого надо собрать данные у официальных поставщиков и рассматривать только цены на оригинальные запчасти. Основой для расчета нормо-часов должна стать средняя цена в сертифицированных автосервисах данного региона, причем без учета оптовых скидок. Если же будут утверждены предложения представителей страхового бизнеса, то, к сожалению, плачевная ситуация, которая есть на сегодняшний день, не только не изменится, она будет еще и узаконена».


Статьи по теме