04.12.2012

Французский АЗЛК снова cделает Москву автоградом?

Основанное в 1930 году московское автомобильное производство КИМ (в последствие АЗЛК и «Москвич») недавно стало окончательно французским: последние 5,9% акций «Автофрамоса» теперь принадлежат Рено.

Основанное в 1930 году московское автомобильное производство КИМ (в последствие АЗЛК и «Москвич») недавно стало окончательно французским. Теперь этот завод полностью принадлежит Рено. Французская фирма в современной истории завода начала свои  партнерские отношения с заводом АЗЛК в 1998 году, когда вместе с правительством Москвы на паритетных началах был образован ОАО «Автофрамос». Тогда в истории умирающего московского автозавода, наконец, открылась очередная страница, давшая надежду на жизнь, пусть и с иностранными партнерами. Хотя первый вклад Рено в АЗЛК был не в 1998, а на 30 лет раньше - еще в 1968, когда в рамках правительственного постановления были введены новые конвейерные линии, работающие по технологии Renault.

Но полная история самого АЗЛК предприятия значительно глубже. Она начиналась со сборки двух американских машин: легкового Ford A и грузового Ford AA. Вскоре эти машины дали начало другому советскому автозаводу - ГАЗ, в Горьком (ныне Нижний Новгород). А московский завод КИМ стал филиалом более молодого ГАЗа и приступил к выпуску российских версий автомобилей Ford. С 1932-1933-го, с конвейеров двух заводов стали сходить ГАЗ А и ГАЗ АА, являвшиеся весомой транспортной единицей страны вплоть до второй половины XX века.

Дальше, в 1939-м, начался новый этап. Московский автозавод стал независимым и окончательно получил имя КИМ, вместе с новым автомобилем КИМ 10. Но начавшаяся в 1941-м война меняет специализацию завода на военную технику. После победы в войне СНК СССР (Совет народных комиссаров) переименовал завод в ЗМА (Завод малолитражных автомобилей), а потом в МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей), восстанавливая автомобильное производство в Москве.  Расцвет производства и модельного ряда «Москвич» пришелся на 50-60-е годы, но в 70-х, уже под недавно присвоенным именем АЗЛК (автомобильный завод имени Ленинского Комсомола), дела пошли на спад, наступила стагнация, развитие и перспективы сходили на нет. Последним успехом - было достойное выступление на ралли Лондон-Мехико (26 тысяч км, через 25 стран мира) в семидесятом году, когда экипаж заводской команды Moskvitch  по праву занял высокое третье место в командном зачете.

Но множество интересных гражданских проектов так и не реализовалось. А толковых  было много: Москвичи 3-5, Москвичи серии C и ряд других. На АЗЛК работало немало прекрасных специалистов, часть из которых со временем перешли в автомобильную журналистику (Лев Шугуров, Александр Диваков, Александр Пикуленко) Но только их энтузиазма, увы, не хватало, чтобы спасти завод, который пал под натиском неграмотной политики руководства из министерства СССР и последующих начальников уже российской эпохи.

В ноябре 2012-го Рено выкупила у Москвы оставшиеся 5,9% акций. Ранее, в 2004-м, французский автопроизводитель купил 26% акций, а в 2006-м стал владельцем контрольного пакета: доля группы Рено на тот момент составила 94,1% акций. Сегодня у французов уже 100%, что, в общем и целом, компании обошлось в 480 миллионов евро. На самом заводе, вновь запущенном в 2005 году, сейчас делают 6 моделей Renault: Logan, Sandero, Fluence, Duster, Latitude и Koleos. А реальные объемы производства практически близки к планируемым и составляют 188 000 автомобилей в год.

Текст: Роман Харитонов


Статьи по теме