11.10.2013

Утилизационный сбор может поссорить Россию и Евросоюз

Если ВТО сочтет РФ неправой в вопросе утильсбора и страна не отменит действующий режим, ей грозят санкции от ЕС, например, увеличение тарифов на экспорт в этот регион — крупнейший торговый партнер РФ, сообщают РИА Новости.

Евросоюз запросил Всемирную торговую организацию о созыве панели арбитров для разбирательства по режиму уплаты утилизационного сбора на автомобили в РФ, сообщают РИА Новости.

Первое «панельное» для Москвы разбирательство в рамках ВТО начинается на фоне на фоне ситуации на таможне между Россией и Литвой. Если ВТО сочтет РФ неправой в вопросе утилизационного сбора, а Москва не отменит действующей режим, ей грозят санкции от Евросоюза, например, увеличение тарифов на экспорт в этот регион — крупнейший торговый партнер России.

Напомним, на данный момент утилизационный сбор уплачивается только при ввозе машин в Россию. Работающие в стране производители могут взамен предоставлять властям гарантию безопасной утилизации авто в будущем.

Сбор, введенный вскоре после присоединения РФ к ВТО, нивелирует сокращение импортных тарифов, принятое страной со вступлением в организацию, заявляет Еврокомиссия (ЕК). Она отмечает, что утилизационный сбор серьезно влияет на экспорт транспортных средств из ЕС в Россию, оцениваемый примерно в 10 миллиардов евро в год. При этом, как отметил еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт, для еще не восстановившейся от кризиса экономики ЕС автомобильная отрасль является ключевой.

Сегодня сбор для новых машин, ввозимых в Россию из Евросоюза, составляет от около 420 до 2,7 тысячи евро, для машин старше трех лет — от 2,6 тысячи до 17,2 тысячи. Для ряда автотранспортных средств, например, определенных карьерных самосвалов, сбор может превышать 145 тысяч евро, сообщает Еврокомиссия. "По оценкам России, сбор приносит дополнительные 1,3 миллиарда евро в год в казну страны", — говорится в сообщении ЕК.

Россия является третьим по важности торговым партнером Евросоюза. В прошлом году экспорт из ЕС в РФ составил 123 миллиарда евро, импорт — 213 миллиардов. "Это делает ЕС крупнейшим торговым партнером России", — отмечает ЕК.

Около 80% эксперта РФ в Евросоюз — сырье, ЕС поставляет в Россию в основном машины и транспортное оборудование, в том числе транспортные средства (около 50%), добавляет ЕК.

Практика уплаты сбора вызывала озабоченность Евросоюза с самого начала, и в конце февраля Минэкономразвития (МЭР) РФ объявило, что российские производители будут вносить такие же платежи, что и иностранцы. Однако законодательно этот вопрос в России пока не решен.

В результате 9 июля Евросоюз инициировал процедуру разрешения спора с РФ в ВТО по этому поводу, в свою очередь, Япония подала аналогичный запрос 24 июля. Правила организации отводят участникам спора минимум 60 дней на консультации — мирное урегулирование проблемы без привлечения сотрудников ВТО. Этот срок по спору РФ с ЕС истек 7 сентября. Консультации 29 и 30 июля не привели к решению вопроса, сообщила Еврокомиссия.

Таким образом, в сентябре Евросоюз получил право запросить формирования специальной панели (группы) по урегулированию спора в рамках ВТО. Запрос ЕС будет рассмотрен 22 октября на заседании комитета по урегулированию споров ВТО. Россия может отклонить первый запрос о формировании панели, чтобы продолжить консультации, но если ЕС подаст повторный вопрос, его она не сможет отклонить. Из сообщения Еврокомиссии следует, что второй запрос на формирование панели ЕС может подать уже в ноябре, на следующем комитете по разрешению споров.

Компромисс найден не был: еврокомиссар де Гюхт заявил в четверг, что ЕС использовал все возможные пути, чтобы найти приемлемое для обеих сторон решение и у него не осталось выбора, кроме как жаловаться в ВТО. Директор департамента торговых переговоров МЭР России Максим Медведков позднее отметил, что Еврокомиссия отказывается от поиска взаимоприемлемого решения.

При этом запрос на формирование панели от ЕС поступил через несколько дней, после того, как Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому российские автопроизводители будут уплачивать утилизационный сбор. Пресс-секретарь ЕК Джон Клэнси заявил в четверг, что вопрос этого сбора был поднят довольно давно, но пока неясно, когда новый режим уплаты сбора будет легализован. Нарушение правил требует действий, сказал Клэнси.

"ЕС будет предпринимать усилия, чтобы закон был принят как можно быстрее. Первое чтение — это еще не принятый закон", — отметил советник Института современного развития Никита Масленников.

"Настоящее дело примечательно тем, что позиция России по утилизационному сбору является довольно слабой", — поделился с РИА Новости партнер юридической фирмы ЮСТ, адвокат Александр Боломатов.

Источник в торговых кругах Женевы, где находится ВТО, рассказал РИА Новости о возможных путях урегулирования спора между РФ и ЕС в рамках ВТО.

Согласно данным источника РИА Новости, после решения в ВТО о созыве панели арбитров стороны должны будут согласовать ее состав из трех сотрудников организации. Эта группа в течение шести месяцев должна будет принять решение о том, кто прав в споре. Это решение может быть обжаловано. Решение апелляции будет окончательным, стороны должны будут его применять. Если в процессе работы панели арбитров Россия окончательно примет законодательство о том, что отечественные производители будут платить утилизационный сбор наравне с импортерами, это не приведет к автоматической остановке работы панели. Досрочно прекратить ее работу можно лишь по запросу заявителя, в данном случае ЕС. Такой запрос может быть подан, например, если Евросоюз устроит ситуация со сбором (скажем, если в РФ примут соответствующий закон, и ЕС он устроит). Если Евросоюз будет по-прежнему считать, что налоговый режим в РФ нарушает правила ВТО, то работа панели арбитров будет продолжаться.

Если процесс разбирательства не будет досрочно прерван, по его окончании выигравшая сторона сможет запросить у проигравшей изменения действующей практики, нарушающей нормы ВТО. У проигравшей стороны будет время, чтобы сделать это. Если она этого не сделает, заявитель сможет наложить санкции, рассказал источник.

В случае, если в споре проиграет Россия, санкции могут выразиться в росте тарифов на экспорт продукции из страны в Евросоюз. "Тогда экспорт из РФ в ЕС может легально стать более дорогим", — отметил источник. Санкции могут действовать до того времени, пока проблема с нарушением правил ВТО не будет устранена.

Источник РИА Новости также добавил, что ЕС не сможет потребовать возмещения ущерба от РФ за действовавший режим утилизационного сбора в рамках правил ВТО.

МЭР России расценивает заявление пресс-секретаря ЕК Клэнси о продолжении разбирательства в ВТО по утилизационному сбору независимо от принятия закона, выравнивающего условия для отечественных и иностранных производителей, как нежелание Еврокомиссии найти компромисс и выслушать доводы российской стороны, заявил Медведков. Он выразил сожаление и разочарование в связи с запросом ЕК на создание панели арбитров.

Зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов заявил, что утилизационный сбор не должен распространяться ни на отечественных автопроизводителей, ни на их иностранных коллег. "Думать надо было тогда, когда мы вступали в ВТО и договаривались об условиях тарифной защиты автомобильной промышленности. Такие неуклюжие действия — они ничего хорошего нашей промышленности не дали, зато опозорили нашу страну на весь мир. Мы выступаем мелкими такими жуликами. Безусловно, надо отменять закон об утилизационном сборе для нас и для импортных автомобилей", — сказал Емельянов.

Было бы правильно признать введение утилизационного сбора ошибкой и отменить его для всех автопроизводителей, но правительство РФ, скорее всего, не пойдет на это в условиях дефицитного бюджета — такое мнение высказал глава комитета Госдумы по промышленности Сергей Собко (КПРФ). По словам депутата, введение утилизационного сбора для иностранных автопроизводителей априори не могло привести к положительному результату. "Коли нас туда (в ВТО) втянули, не надо делать опрометчивых решений. Потому что там тоже сидят непростые ребята и, естественно, за нами наблюдают", — сказал он.

Ранее в сентябре глава постоянного представительства России при Евросоюзе Владимир Чижов рассказал в интервью РИА Новости, что у РФ и ЕС есть общее понимание шагов, которые необходимо предпринять для урегулирования вопроса утилизационного сбора. Он напомнил, что летом, когда законопроект по данному налогу уже был в Госдуме, наступили парламентские каникулы, которые не позволили начать рассмотрение документа. Чижов отметил, что в ЕС понимали ситуацию.

Минэкономразвития РФ юридически не связывает решение Евросоюза направить в ВТО запрос о создании панели арбитров по режиму уплаты утилизационного сбора в России с запретом импорта в страну молочной продукции из Литвы, но не исключает, что в этом вопросе есть политическая подоплека. Замглавы МЭР Алексей Лихачев сказал, что нельзя назвать это решение ЕС ответной мерой на ужесточение ввоза Россией литовских товаров. Пресс-секретарь ЕК Клэнси заявил в четверг, что запрос на формирование панели просто совпал с ситуацией между РФ и Литвой по молочной продукции.


Статьи по теме
Картинка


Фургоны нагрузят пошлинами?

Импортеры легких коммерческих автомобилей (LCV) могут стать жертвами антидемпингового расследования, стало известно изданию «Коммерсантъ». Под угрозой Volkswagen, Mercedes-Benz, Fiat и Peugeot-Citroen.

Картинка


Госдума Не отменит транспортный налог

В пятницу, 4 июня, Государственная дума отклонила подготовленный депутатами ЛДПР законопроект об отмене транспортного налога и включении его в стоимость топлива

Картинка


Новости рынка автострахования КАСКО

В последнее время отмечается увеличение спроса на полисы КАСКО с условием «Выплаты без учета стоимости ремонтных работ». Ряд страхователей готовы взять на себя поиск автосервиса и договоренности с ним по ремонту.

Картинка


Что такое антигравийная пленка и для чего она нужна?

MAPFRE WARRANTY Russia заключила соглашение с MAJOR EXPERT, согласно которому она станет поставщиком гарантийных продуктов для официально авторизованных дилеров входящих в программу MAJOR EXPERT.

Картинка


Автомобили впихнули в стандарты

Чем грозят новые поправки в правила прохождения техосмотра? Не окажется ли половина автовладельцев "за бортом"?

Картинка


Москвичам приготовили транспортный налог

Московские власти решили повысить транспортный налог. Ставка за каждую лошадиную силу увеличится на 5 – 8 рублей за лошадиную силу. В московской мэрии объясняют свое предложение тем, что транспортный налог давно не менялся.

Audi A3 Sedan и Audi A3 Sportback специальной серии Joy, Cosmo и Fun

Новые Audi A3 Sedan и Audi A3 Sportback специальной серии Joy, Cosmo и Fun воплотили в себе эффектный дизайн, расширенный список оснащения и новейшие цифровые технологии.

SUZUKI JIMNY II исполняется 40 лет

Внедорожнику Suzuki Jimny второго поколения исполняется 40 лет с начала производства.

Orlen Platinum Max Expert V 5W-30 – синтетическое моторное масло

Внимательно рассматриваем синтетическое моторное масло Orlen Platinum Max Expert V 5W-30. Разбираем сферу применимости и допуски производителей автомобилей.

Тест-драйв Opel Grandland X: цифровое будущее

У концерна «Опель» богатая и длинная история. Бурно прошли и последние пара десятилетий – в какой-то момент казалось, что марка и вовсе станет российской. Однако «Опель» не только не стал «своим», но к 2015-му году из России вовсе исчез. Когда же в 2019-м бренд вернулся, то оказался не «американцем» на «немецкой закваске», а «французом». Посмотрим, что представляет из себя французский «Опель» в формате Grandland X?

Сравнительный тест комбинированных регистраторов. Лето 2021.

Представляем сравнительный тест комбинированных видеорегистраторов, совмещенных с радар-детектором: модели Intego VX-1300 s, Mio MiVue i95 и Roadgid Premier SuperHD. Оцениваем качество видеосъемки днем и ночью, а также сравниваем радар-детекторы и GPS-информеры.

Сабвуфер «Урал» ТТ 12 красный – автомобильный сабвуфер 12 дюймов, тест

Тестируем автомобильный сабвуфер «Урал» ТТ 12 красный.

Как самому отполировать фары?

В материале рассказывается и показывается на практике, как произвести полировку автомобильных фар, сделанных из поликарбоната. Для полировки используется состав Liqui Moly «Ликвидатор царапин» Kratzer Stop.

Огненные тормоза. Эмаль для суппортов

Доступный стайлинг. Улучшаем внешний вид колес за счет покраски суппорта. Пошаговая инструкция. Видеообзор

Автотуризм и антидождь

Рассказываем, как повысить безопасность в автопутешествии за счет доступного всем средства «Антидождь» AC-890. Обсуждаем способы нанесения и результат.