07.11.2025

Российский авторынок ускорился на фоне ожиданий роста утильсбора

Продажи автомобилей в России в октябре выросли на 35% к сентябрю, но остались на 6% ниже прошлогоднего уровня. Рынок подогревают ожидания повышения утилизационного сбора и возможного роста НДС в 2026 году.

Октябрьский рывок

Российский рынок новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в октябре 2025 года показал ощутимый рост — потребители массово поторопились с покупками на фоне ожиданий повышения утилизационного сбора.

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в октябре было продано 167 649 новых автомобилей.
Согласно уточнённым данным ППК, общий объём рынка составил 170 742 единицы, что на 6% меньше, чем в октябре прошлого года.

Однако по сравнению с сентябрём рынок продемонстрировал взрывной рост — +35%, став одним из самых активных месяцев 2025 года.


Итоги 10 месяцев: снижение сохраняется

За период январь–октябрь 2025 года в России реализовано 1 384 675 новых автомобилей — это на 21% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.

Несмотря на октябрьский всплеск, общий тренд остаётся нисходящим: влияние оказывают как сокращение импортных поставок, так и общее охлаждение потребительского спроса в первой половине года.


Комментарий эксперта: эффект ожиданий

Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев отмечает, что октябрьская динамика полностью соответствует прогнозам рынка:

«Как и прогнозировали, на фоне ожиданий повышения утилизационного сбора автомобильный рынок в октябре 2025 года показал взрывной рост по сравнению с предыдущим месяцем (+35%). При этом он все еще не достиг уровня аналогичного периода прошлого года (-6%).»

По словам эксперта, перенос даты внеочередного повышения утилизационного сбора и слухи о возможном росте НДС в 2026 году создают дополнительный мотивационный фактор для покупателей — многие стремятся оформить сделки заранее.


Что подогревает спрос

Аналитики связывают октябрьский рост с несколькими факторами:

  1. Эффект отложенного спроса. После относительного затишья летом потребители активизировались, опасаясь подорожания.

  2. Дилерские акции и кредитные программы. Осенью автопроизводители предложили расширенные субсидии и трейд-ин программы.

  3. Стабилизация валютных курсов. После резких колебаний рубля в августе, курс укрепился, что временно удержало цены.

Также влияние оказало активное расширение ассортимента китайских брендов, стабилизировавших поставки и предложивших гибкие условия покупки.


Перспективы до конца года

Алексей Калицев уверен, что по итогам 2025 года рынок превысит прогноз АЕБ в 1,28 млн автомобилей, но останется ниже прошлогодних показателей:

«Сейчас можно с высокой долей уверенности сказать, что результаты продаж новых пассажирских и легких коммерческих автомобилей в 2025 году могут превысить ранее озвученный нами прогноз в 1,28 млн штук, но всё же окажутся ниже результатов прошлого года.»

По оценке экспертов, ноябрь также может стать сильным месяцем — благодаря действию тех же стимулов и активности корпоративных клиентов, закрывающих бюджетный год.
А вот декабрьская динамика будет зависеть от сроков и формы возможного пересмотра ставок утильсбора.


Контекст рынка

2025 год стал для автопрома переходным.
С одной стороны, на рынке укрепились новые игроки — в основном китайские и российско-китайские совместные бренды, активно локализующие сборку.
С другой — потребитель всё чаще оценивает не только цену, но и стоимость владения, доступность сервисов и запасных частей.

В результате усиливается смещение спроса в сторону SUV и кроссоверов стоимостью до 3 млн рублей, а сегмент легких коммерческих автомобилей постепенно восстанавливается за счёт малого бизнеса и каршеринга.


Главный фактор — уверенность

Эксперты АЕБ считают, что рынок постепенно адаптируется к новой структуре предложения.
Основной вызов на 2026 год — сохранить покупательскую уверенность на фоне изменения налоговых условий и возможных колебаний цен.

«Сегодня потребитель стал прагматичнее: он готов покупать, если уверен, что делает это вовремя. Октябрь показал, что ожидание повышения утильсбора — мощный стимул для оживления рынка», — подытожил Алексей Калицев.


Итог

Российский автомобильный рынок продолжает двигаться по сложной траектории: после затяжного спада — всплеск активности, вызванный внешними факторами.
Октябрь стал сигналом, что потенциал восстановления сохраняется, если у потребителя есть понятные стимулы и предсказуемая экономическая среда.

Главный вопрос конца года: перейдёт ли краткосрочный рост в устойчивую тенденцию, или же осенний всплеск останется временной реакцией на ожидания налоговых изменений.


Статьи по теме