26.02.2018

Avito и Data Insight провели исследование

Объём российского рынка транспортных услуг составил 940 млрд рублей –таковы результаты исследования, которое провели Avito и Data Insight.

Объём российского рынка транспортных услуг составил 940 млрд рублей –таковы результаты исследования, которое провели Avito и Data Insight.

По итогам 2017 года объём российского рынка транспортных услуг составил 940 млрд рублей – это 17% выручки малого бизнеса в сфере услуг. В натуральном выражении годовой объём рынка оценивается в 370 млн заказов при средней стоимости 2 000 рублей за заказ. Такие данные представили эксперты Avito и Data Insight по результатам совместного исследования «Российский рынок транспортных услуг: самозанятые исполнители и малый бизнес».

В сфере транспортных услуг занято около 1,2 млн человек, или 13% от всех занятых в малом бизнесе в сфере услуг. Среди исполнителей преобладают самозанятые (один человек без регистрации юр. лица или ИП) ‒ 35% и предприниматели (один человек с регистрацией юр. лица или ИП) ‒ 30%. Доли зарегистрированных компаний (штат от двух человек с регистрацией) и неформальных команд (исполнители со штатом от двух человек без регистрации юр. лица) – 24% и 10% соответственно. Среди исполнителей транспортных услуг компаний и команд в 1,5 раза больше, чем, в среднем, в сфере услуг. Тем не менее большая часть транспортников (65%) работает в одиночку в качестве самозанятых исполнителей или индивидуальных предпринимателей.

Самый массовый сегмент рынка – грузоперевозки. В нём задействовано 71% исполнителей ‒ 887 000 человек. Среди компаний, занимающихся грузоперевозками, более 40% одновременно предоставляют посреднические и экспедиторские услуги.

17% игроков на рынке предоставляют в аренду автомобили и 16% спецтехнику, 20% услуги водителя, 4% – эвакуацию. Средняя стоимость заказа фиксируется в немассовых категориях – аренде авто (2 тыс. руб. в среднем за заказ) и спецтехники (1,5 тыс. руб.), а также эвакуации (1,5 тыс. руб.). Стоимость заказа на грузоперевозку ниже – в среднем 1 тыс. рублей. Однако, около четверти заказов на транспортные услуги дороже 15 000 рублей.

Структура рынка транспортных услуг


Доля исполнителей от оказывающих транспортные услуги, %

Средняя стоимость заказа, руб.

Грузоперевозки

71%

1 000

Аренда авто

17%

2 000

Аренда спецтехники

16%

1 500

Услуги водителя

20%

1 000

Услуги эвакуатора

4%

1 500

75% работающих в транспортном сегменте (900 тыс. человек) – мужчины. В возрастном разрезе лидируют группы исполнителей 35‒44 лет (32%) и 25‒34 лет (29%). В большинстве команд (68%) работает до 5 человек. Около четверти исполнителей – коллективы численностью 6‒10 человек. Наименее распространены команды, состоящие из 11‒15 человек.

Транспортные услуги можно отнести к межрегиональным: 31% исполнителей в сегменте принимают заказы из других регионов – это в 2,2 раза больше, чем исполнители услуг в среднем.

У 61% исполнителей среди заказчиков есть компании и юридические лица. Для сравнения: аналогичный показатель сферы услуг в целом в 1,5 раза ниже. Более того, 26% транспортников вообще не работает с частными лицами. Базы 22% включают муниципальные и государственные организации и предприятия.

Загрузка транспортников выше, чем, в среднем, в сфере услуг: 48% имеют заказов достаточно или больше, чем могут выполнить (в среднем по рынку – только 37%). В то же время 52% исполнителей сообщили о сокращении объёма заказов в 2017 году по сравнению с предыдущим годом. Сильнее всего падение спроса на транспортные услуги коснулось аренды спецтехники.

 «Основным источником заказов в сфере услуг являются постоянные клиенты», ‒ так ответили 62% исполнителей, а 48% респондентов назвали «рекомендации». Суммарная доля онлайн-заказов составляет 35%. При этом среди площадок для предложения услуг самой популярной является Avito: её использует 50% исполнителей.

46% исполнителей размещают рекламу (в среднем, в сфере услуг ‒ 40%) для привлечения клиентов. Однако расходы на рекламу в транспортной отрасли ниже, чем, в среднем, в сфере услуг, – 13% от выручки (против 18% в сфере услуг в целом). Из них наиболее заметная доля (26%) приходится на рекламу в Интернете, в том числе самый популярный из платных каналов – размещение на сервисах объявлений (его используют 38% исполнителей, дающих рекламу).


Статьи по теме