26.08.2025

Финиш вопреки стихии

Грязь, дождь и трасса на грани проходимости: баха «Кубок Горьковского автозавода» стала испытанием для техники и людей, но подарила незабываемый финиш.

Суровая гонка, где решает характер

24 августа Нижегородская область вновь стала центром российского автоспорта. Четвёртый этап Кубка России по ралли-рейдам — баха «Кубок Горьковского автомобильного завода» — подарил зрителям всё: драму, борьбу до последнего километра и истории, которые войдут в летопись ралли-рейдов. Проливные дожди сделали трассу практически непроходимой, но именно это добавило гонке легендарного масштаба.

«Это не просто гонка, а школа выживания и мастерства, — говорят участники. — Здесь побеждают только те, кто умеет бороться и с трассой, и с погодой, и с самим собой».


Как баха «Кубок Горьковского автозавода» превратилась в суровую проверку техники и характера

Масштаб, который впечатляет

Этап, организованный при поддержке Горьковского автозавода, собрал рекордное количество участников.

  • 23 экипажа Кубка России по ралли-рейдам, включая две «Газели NN» команды «ГАЗ Рейд Спорт»;

  • 8 экипажей в любительских заездах Р3К, из которых пять представляли завод;

  • 15 спортсменов в мотоциклетных и квадроциклетных зачётах.

Это не просто цифры — это доказательство того, что российские ралли-рейды продолжают привлекать внимание как профессионалов, так и любителей. Нижегородская трасса становится настоящим полигоном для техники и полем для отработки новых стратегий команд.


Стихия против всех

Ливни, обрушившиеся на регион, едва не сорвали гонку. Организаторам пришлось отменить длинный субботний спецучасток ради безопасности участников. В воскресенье маршрут был скорректирован, но на трассе остались два 93-километровых спецучастка, которые превратились в испытание на выносливость.

Грязь, колеи и глубокие броды буквально пожирали машины. Многие экипажи вынуждены были досрочно завершить гонку или добираться до финиша по асфальту, чтобы хотя бы сохранить технику.


Абсолютный зачёт: борьба титанов

В абсолютном зачёте и классе N2 на трассе кипели страсти. Экипажи ATVAROR Racing Team на Polaris RZR RPO R — Андрей Бокша, Владимир Габов и Алексей Соколянский — сражались с Раисом Миннихановым из команды «ХАНСПОРТ».

На решающем спецучастке Минниханов сумел вырвать бронзу, но вершину пьедестала занял экипаж Владимира Габова и Василия Королёва. Серебро досталось Андрею Бокше и Павлу Емелину, которые уступили лидерам всего 41 секунду.

«Финиш на грани — именно ради этого мы выходим на старт, — признался Габов. — Здесь не бывает лёгких побед».

 

Как баха «Кубок Горьковского автозавода» превратилась в суровую проверку техники и характера

Александр Семенов, пилот команды ГАЗ Рейд Спорт:

«Вся гонка прошла в фантастической грязи! Пролог проехали, должны были ещё штурмовать сотню километров, но организаторам пришлось отменить  второй спецучасток — ехать было невозможно, трасса превратилась в болото. Уже на прологе пошли сходы — большая вода, глубокие броды сделали своё дело. На второй день стало ещё хуже. Средняя скорость не превышала сорока километров — сплошная грязь, топкие участки через поля. Шли еле-еле, на всех блокировках, машина работала на пределе. Мы шли к финишу первыми, причем с большим запасом. За 8 км от финиша развалился ролик генератора, электрика умерла, дворники заснули, перестал работать  ГУР. В какой-то момент руль заклинило, и я просто не смог выставлять машину в поворотах в этой жиже. В итоге — слетели с дамбы в реку. Обидно, до финиша оставалось чуть-чуть… Но пока ставили автомобиль на колеса потеряли время — всё, про подиум можно было забыть. Вот так для нас и завершился этот этап Кубка России».



«ГАЗ Рейд Спорт»: техника на пределе

Для команды «ГАЗ Рейд Спорт» гонка стала настоящим вызовом. Экипаж Александра Пономаренко сошёл на третьем спецучастке, а экипаж Александра Семёнова — на четвёртом.

«Мы шли первыми и уверенно контролировали темп, — рассказывает Семёнов. — Но на восьмом километре до финиша генератор отказал, электрика умерла, а без гидроусилителя по этой грязи машина просто не управлялась. В итоге мы слетели с дамбы в реку. Это больно, но это спорт».


Как баха «Кубок Горьковского автозавода» превратилась в суровую проверку техники и характера

Национальный зачёт: сенсация от Абдулина и Пилипука

В национальном зачёте блестяще выступил экипаж Марата Абдулина и Павла Пилипука. Их рывок с третьей позиции на первую стал главным сюрпризом гонки. Два спецучастка подряд они удерживали лидерство, доказав: стабильность и хладнокровие важнее скорости.

Александр Шатохин и Кирилл Гуляев смогли удержать второе место, хотя уступили победителям больше 50 минут. Иван Паристый и Владимир Марзаюк стали жертвами капризной трассы — сход на финальном спецучастке лишил их шансов на подиум.


Мотоциклы и квадроциклы: выносливость без компромиссов

Для мотогонщиков гонка тоже стала вызовом, но статистика здесь оказалась мягче: из 15 спортсменов только один оформил сход.

  • В «моторалли-мотовездеходах» победу одержал Андрей Бокша.

  • Серебро завоевал Евгений Соколянский, бронзу — Владимир Габов, все из ATVAROR Racing Team.

  • В классе «450» золото забрал Антон Рене на KTM 450 EXC-F.

  • В классе «Открытый» лучшим стал Михаил Скворцов на KTM 950 Adventure.

  • Среди квадроциклистов первым к финишу пришёл Александр Галимов на SHARMAX SH12.


Как баха «Кубок Горьковского автозавода» превратилась в суровую проверку техники и характера

Любители и «Соболь NN»: сила серийной техники

В зачёте Р3К успех праздновала команда «ГАЗ Рейд Спорт». Управляющий директор Горьковского автозавода Андрей Софонов уверенно обошёл всех соперников, доказав, что «Соболь NN» способен на большее, чем кажется.

Второе место занял экипаж Алексея Горбунова, а третье — Николая Маркова и Александра Капустина, также на серийном «Соболь NN 4х4». Эти результаты стали сигналом: серийные машины ГАЗа не просто конкурентоспособны — они задают планку для любительских гонок.


«Садко NN»: техника и помощь на трассе

Грузовики «Садко NN» Владимира Моисеева и Александра Шелудько не только уверенно дошли до финиша, но и спасали других участников. Один из эвакуаторов сломался, и «Садки» брали на буксир застрявшие багги и прототипы, доказывая, что российские грузовики способны выдержать самые жёсткие условия.


 

Как баха «Кубок Горьковского автозавода» превратилась в суровую проверку техники и характера

Вячеслав Субботин, спортивный директор команды «ГАЗ Рейд Спорт»

«Гонка поначалу казалась простой: хотя соперники сильные, на прототипах, но мы знали, как с ними бороться. Всё изменила природа — гонка стала жутко грязной. Сперва мы даже радовались - чем больше грязи, тем лучше для наших машин. Но в этот раз был перебор - наши «Газели» все-таки не танки! В первый день отменили большой спецучасток: 100 км невозможно было проехать. На следующий день стало только хуже. Образовалось непроходимое болото, но наши экипажи пошли в атаку и несмотря ни на что шли первыми в классе. Перед финишем фортуна отвернулась от нас: на автомобиле  Александра Пономаренко и Игоря Петенко грязь забила генератор, умер аккумулятор, нет возможности переключать привод. Увы,  сход… У наших лидеров, Александра Семенова и Дмитрия Охотникова, на скорости развалился ролик генератора,  остались без гидроусилителя и без электрики. По такой грязи они ехали без  дворников. Но финишировать не удалось. Машина перевернулась, и пока ребята смогли поставить её на колёса, время было потеряно. В итоге мало кто из участников уложился в норматив, и судьи назначили победителей по корректировкам. Это просто такой чудовищный случай, достаточно редкий для ралли-рейдов, когда грязь и погода становятся непреодолимыми препятствиями. Подобное было на Шелковом пути в 2017-м году — тоже проливные дожди и жуткая грязь, в которой даже КАМАЗы по ноздри засаживались!  С точки зрения выводов — будем думать над защитой роликов и генераторов от такой грязи. Это опыт, который мы обязательно будем использовать, чтобы сделать наши автомобили лучше. Для нас этот этап кубка России стал скорее тренировкой, а основная борьба для нас в Чемпионате, и уж там мы своего не упустим!»


Уроки стихии и взгляд вперёд

Итог гонки красноречив: из запланированных 280 километров спецучастков участники смогли преодолеть лишь 200. Остальное забрала стихия. Но именно это сделало победу для финишировавших особенно ценной.

«Такие гонки учат, — говорит спортивный директор „ГАЗ Рейд Спорт“ Вячеслав Субботин. — Мы уже думаем над защитой электроники и узлов, чтобы быть готовыми к любым сюрпризам. Это опыт, который сделает наши машины ещё надёжнее».

Следующий этап Кубка России пройдёт во Владимирской области с 12 по 14 сентября. Баха «Князь Владимир» обещает стать не менее зрелищной и, возможно, подарит новые сенсации.


Как баха «Кубок Горьковского автозавода» превратилась в суровую проверку техники и характера

Значение гонки для российского автоспорта

Баха «Кубок Горьковского автозавода» уже давно перестала быть просто этапом. Это символ ралли-рейдов России, площадка для инженерных экспериментов и кузница кадров.

Для Горьковского автозавода участие в организации гонки — не просто престиж. Это демонстрация того, что российская техника способна конкурировать в самых суровых условиях, а команда ГАЗа — задавать темп в борьбе за новые вершины.


Статьи по теме