13.11.2014

Какое будущее у ОСАГО?

По итогам прошедшего 12 ноября собрания в РИА Новости по теме "Новые тарифы ОСАГО: итоги и прогнозы", можно сделать вывод, что прогнозируемого коллапса на рынке автострахования удалось избежать, однако кризисные явления в ОСАГО остаются.

По итогам прошедшего 12 ноября собрания в  РИА Новости по теме "Новые тарифы ОСАГО: итоги и прогнозы", можно сделать вывод, что прогнозируемого коллапса на рынке автострахования удалось избежать, однако кризисные явления в ОСАГО остаются.

Стагнация на рынке автострахования началась еще в прошлом году, что повлекло за собой уход из регионов ряда надежных страховых компаний. На фоне ухудшения общей экономической ситуации в стране, сложности в ОСАГО грозили переходом в системный кризис. В октябре 2014 года в связи с существенным увеличением предельных сумм выплат по ОСАГО Центробанк утвердил увеличение на 23–30 % базового тарифа, который до этого ни разу не пересматривался.

«Если бы этого не было сделано, - считает глава экспертного совета по страховому законодательству Государственной думы РФ Александр Коваль, - рынок ОСАГО в России был бы полностью разрушен».

Аналогичного мнения придерживается управляющий партнер Akteon Asset Management Андрей Кинякин. По его мнению, в случае неповышения тарифа рентабельность «автогражданки» была бы отрицательной, а уровень нетто-убыточности превысил бы показатель в 107-109%. Это способствовало бы дальнейшему ухудшению финансового положения страховщиков, чья доля ОСАГО в портфеле превышает 50%. Уровень убыточности в отрасли превысил бы критическое значение.

«Мы бы увидели дальнейший уход надежных страховщиков из регионов, усиление демпинга со стороны компаний-однодневок и, как следствие, увеличение количества мошеннических схем. Ситуация бы усугубились непростым положением российской экономики, а также - из-за санкций - снижением возможностей российских компаний по фондированию. Таким образом, купить полис в целом ряде субъектов РФ можно было бы лишь у недобросовестных компаний. А отрасль могла бы столкнуться с заметным снижением объема выплат, что способствовало бы ее дискредитации, и обозначило бы длительную стагнацию не только сегмента автокредитования, но и заметное снижение темпов роста страховой отрасли в целом, ее рост не превысил бы 5% в год», - добавил г-н Кинякин.

С ним согласна Наталья Данзурун, заместитель директора по страховым рейтингам рейтингового агентства «Эксперт РА». По ее словам, агентство еще в июле 2014 г. разработало несколько сценариев развития экономической ситуации в ОСАГО. Согласно одному из них, предусматривающему повышение лимитов «по железу» до 400 тыс.руб. и сохранение тарифов на прежнему уровне, деятельность страховщиков была бы убыточна в 59 регионах страны к концу 2014 года, и в 75 регионах – к концу 2015 года. «Иными словами, уже в следующем году мы обнаружили бы полную несостоятельность ОСАГО как страхового института», - сказала Наталья.

Тем не менее, проблема убыточности ОСАГО остается актуальной, сохраняются тенденции по сворачиванию бизнеса страховыми компаниями в ряде регионов.

«Безусловно, корректировка тарифа, предпринятая ЦБ в некоторой степени выровняла ситуацию. Однако почти в половине регионов страны ОСАГО остается убыточным для страховщиков, а люди испытывают проблемы при покупке полисов ОСАГО. Стремясь минимизировать издержки, страховщики продолжают практику переноса центров урегулирования в отдаленные районы, практику сокращения продаж полисов, - считает Саид Гафуров, научный руководитель Исследовательского центра "ВВП". - Стремление страховщиков снизить расходы на ведение дела, уменьшение объема инвестиций опасно тем, что снижает доступность и качество услуг, что в свою очередь ведет к усилению конкуренции с «серыми» и «черными» страховщиками (особенно в регионах)».

Эксперты отметили, что увеличение тарифа поможет повысить рентабельность бизнеса страховых компаний, однако не коренным образом. В первом полугодии 2014 г. она не превышала 2,5%. После поднятия тарифа можно ожидать роста рентабельности до 3,5% к началу 2015 г. (Средняя рентабельность в страховом секторе в этот период находилась на уровне 5,5-6%). Такие цифры привел Андрей Кинякин.

Как считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, большая часть россиян позитивно относится к ОСАГО, и считает его необходимым продуктом. «Это данные нескольких социологических опросов, исследовавших отношение автовладельцев к «автогражданке», – отметил г-н Журавлев. - Однако экономические проблемы, которые есть в ОСАГО, снижают доверие людей к этому институту. Во многих регионах страны страховщики по-прежнему стремятся сократить свое присутствие, а страдают от этого в конечном итоге люди».

По мнению гостей мероприятия, возобновление государством программы утилизации будет способствовать повышению объема продаж недорогих автомобилей и, как следствие, приведет к росту количества проданных полисов ОСАГО. «Но самым важным для стабилизации отрасли будет апрель 2015 года, когда с 160 до 500 тыс.руб. будут увеличены лимиты «по жизни и здоровью», - считает Александр Коваль. – Одновременно с этим, как заявлял мегарегулятор, должны будут соответствующе корректироваться тарифы. Может потребоваться корректировка региональных коэффициентов, однако они должны быть гибкими, и учитывать общее социально-экономическое положение в том или ином регионе, средний доход граждан. Тариф вырастет еще раз, это неизбежно, но при этом ОСАГО будет доступным. В том смысле, что в регионах уже не будет проблемы застраховаться, страховщики не будут уходить».

«Данные летних социологических опросов демонстрировали, что решения проблем с ОСАГО 95% респондентов ожидали от центральных органов власти, в том числе от Центробанка, - отметил Дмитрий Журавлев. – Рынок ОСАГО еще не полностью стабилен, но коллапса избежать удалось. Это совершенно точно. Согласно данным ВЦИОМ и Ромир, причину роста цен на «автогражданку» россияне видят в росте страховых выплат и убытках страховых компаний, а также в инфляции. Судя по тем же опросам, они были готовы даже «голосовать рублем», были готовы к повышению тарифа, лишь бы ОСАГО оставалось в их регионах. Рост тарифов не вызвал вопросов со стороны автовладельцев как раз потому, что они могут оценить ситуацию в стране в целом; видят, что трудности с ОСАГО, перебои с «поставками» полисов в ряде регионов были вызваны объективными экономическими причинами».


Статьи по теме
Картинка


Volkswagen объявил об очередной акции

C августа во всех официальных дилерских центрах марки Volkswagen поклонники Touareg могут приобрести специальные версии модели с дизайн-пакетом «Chrome & Style» и спортивным пакетом R-Line на выгодных условиях.

Картинка


KIA Quoris в паре с Джеймсом Леброном

Звезда NBA Леброн Джеймс заключил долгосрочное соглашение о сотрудничестве с KIA.

Картинка


Caddy Maxi был представлен в Женеве

На международном автомобильном салоне в Женеве состоялась мировая премьера четвертого поколения Volkswagen Caddy Maxi.

Картинка


Тест-драйв SKODA Octavia Scout: последний из могикан

Предложения новых семейных полноприводных универсалов на сегодняшний день можно пересчитать по пальцам. SKODA Octavia Scout – почти что «последний из могикан».

Картинка


ГК Автомир подвела итоги за 2015 год

Результаты работы группы компаний Автомир в целом соответствуют динамике российского автомобильного рынка, который сократился в 2015 году до 1,6 млн автомобилей.

Картинка


КАМАЗы для автопарка «Роснефти»

Партия автомобилей-манифольдовозов на шасси КАМАЗ-6522-RG поставлена в адрес российской нефтесервисной компании.

Predictive Powertrain Control (PPC) - 10 вопросов и ответов

Predictive Powertrain Control (PPC) - 10 вопросов и ответов о системе предусмотрительного управления силовой линией от грузового подразделения Mercedes-Benz

Сравнительный тест видеорегистраторов, совмещенных с радар-детектором, лето-2020

Представляем сравнительный тест самых популярных сигнатурных комбинированных видеорегистраторов. В него вошли модели Neoline X-COP 9300c, Mio MiVue i95, Sho-me Combo mini WiFi и Silverstone F1 Hybrid S-Bot.

Топливный насос: как не заплатить дважды?

Как определить неполадки в работе топливного насоса и к каким последствиям они могут привести?

Pioneer VREC-DH200 – автомобильный регистратор с GPS и WiFi, тест

Компактный, с GPS-приемником и возможностью настройки по Wi-Fi – так можно кратко охарактеризовать регистратор Pioneer VREC-DH200. А еще у него есть очень удобное мобильное приложение с интересным функционалом.

Hyundai Creta в королевском синем

За четыре года выпуска Hyundai Creta стал самым популярных автомобилем сегмента SUV. В 2020 году модель обновили, выпустив рестайлинговую версию. Знакомимся с ней на наших страницах.

Subini Android ШГУ – мультимедийная магнитола на Андроиде, тест

В нашем тесте – мультимедийная магнитола Subini работающая на операционной системе Android. Комплектуется установочной рамкой для инсталляции вместо штатного головного устройства.

ТО своими руками

ТО своими руками. Рассказываем, как самостоятельно провести техническое обслуживание автомобиля, а так же, обращаем внимание, на те особенности которые следует избегать.

Сезонное обслуживание - замена масла

Весна в разгаре, а это значит, что пришла пора пройти сезонное техобслуживание. Для тех, кто еще не успел провести весенний «автосубботник», специалисты Total составили краткий чек-лист, как подготовиться к теплому сезону.

Как остановить коррозию?

Самая основная проблема, которая волнует автовладельцев: что делать, если автомобиль начал цвести? Как быть, если по нему поползли безобразные пятна ржавчины, которые, по мнению многих, уже ничем нельзя остановить? Рассказываем, что делать в этом случае.