В Чебоксарах начнут выпуск ведущих мостов для ELAZ
Серийное производство мостов для спецтехники: импортозамещение в действии
В Чебоксарах готовятся к запуску серийного производства ведущих мостов нового поколения, разработанных специально для российских экскаваторов-погрузчиков ELAZ. Проект, ставший результатом слаженной работы трёх ключевых участников машиностроительного сектора, воплощает в себе современные подходы к локализации, технологической независимости и кооперации в отрасли.
Разработкой конструкторской документации по четырём модификациям мостов занималась инжиниринговая компания «Априорные решения машин» (ООО «АРМ»), резидент «Сколково». А производство опытной партии изделий берет на себя Чебоксарский завод силовых агрегатов (ООО «ЧЗСА») — одно из флагманских предприятий машиностроительного кластера Чувашской Республики.
Ставка на отечественные технологии и адаптацию под условия эксплуатации
В отличие от типовых решений, ранее завозимых из-за рубежа, новые мосты — это не копии, а инженерно адаптированные продукты, созданные с учётом всех требований к эксплуатации спецтехники в российских климатических и дорожных условиях. Это означает и конструктивные особенности, и прочностные резервы, и высокую технологичность при серийном производстве.
«Весь проект изначально создавался с учётом доступности и совместимости с локальными производственными возможностями. Мы опирались на отечественную производственную базу и реальные условия эксплуатации», — подчеркнул Григорий Болотин, председатель совета Машиностроительного кластера Чувашии.
Инвестиции и сроки: 2,5 млрд рублей и пять лет производства
Фундаментом сотрудничества стало соглашение между Елабужским автомобильным заводом (АО «ПО ЕлАЗ») и ЧЗСА, заключённое в рамках международной выставки «Иннопром-2024» в Екатеринбурге. Контракт предусматривает поставку продукции на сумму 2,5 млрд рублей в период с 2026 по 2030 год. Реализация проекта поддерживается на уровне региона и государства, а также включает участие других предприятий машиностроительного кластера.
Стороны провели год плотной проектной работы: от детальной проработки технических требований до пилотной адаптации чертежей под реальные производственные мощности.
Что дальше: запуск, испытания, масштаб
ЧЗСА уже приступил к подготовке производства, формированию технологической документации и сборке опытной партии мостов, которая станет основой для приёмочных испытаний. Запланированы эксплуатационные тесты, отладка логистических процессов и наращивание поставок. К началу 2026 года планируется полное развёртывание серийного выпуска.
До 2030 года ЧЗСА поставит более 4 300 мостов на конвейер ЕлАЗа — это значимо повлияет на глубину локализации экскаваторов-погрузчиков, производимых в Татарстане.
«Это показательный проект для отрасли. Он доказывает, что синергия инженерных компетенций и производства способна не просто заменить импорт, но и предложить конкурентоспособную альтернативу», — отметил Александр Дмитриев, генеральный директор ЧЗСА.
Не просто компоненты — новая индустриальная модель
Проект стал отражением новой индустриальной философии, где ставка делается не на «догоняющее» копирование, а на прямое создание современных решений — с нуля и под конкретные задачи российских производителей. Ведущие мосты — ключевой компонент для надёжности и долговечности спецтехники, и создание собственной производственной линии — это важный шаг в формировании независимой цепочки поставок.
Также проект открывает новые возможности для отрасли: появление компетенций, повышение занятости, загрузка промышленных площадок и в целом — укрепление позиций регионального машиностроения.


