22.04.2025

«Красная шапочка» вернулась: Музей Транспорта Москвы восстановил ГАЗ-М21Т

Музей Транспорта Москвы завершил реставрацию редкого таксомотора ГАЗ-М21Т — легендарной «Красной шапочки». Автомобиль стал новым экспонатом программы по сохранению транспортного наследия столицы и уже доступен для посещения в фондохранилище и на мероприятиях.

Вторая жизнь «Красной шапочки»: Музей Транспорта Москвы завершил реставрацию легендарного такси ГАЗ-М21Т

Музей Транспорта Москвы завершил масштабную реставрацию одного из редчайших экспонатов советской автомобильной эпохи — таксомотора ГАЗ-М21Т, более известного в народе как «Красная шапочка». Этот автомобиль не просто олицетворение эпохи — он настоящий символ городской жизни Москвы середины XX века, вернувшийся к жизни благодаря кропотливой работе реставраторов.


От «Победы» к «Волге»: как ГАЗ-М21Т стал лицом советского такси

История московских такси невозможна без ГАЗ-М21. Первые «Волги» поступили в таксопарки столицы в 1957 году, заменив устаревшие «Победы». Уже через несколько лет ГАЗ-М21 стала доминирующей моделью в советской таксомоторной системе — её тираж в лучшие годы превышал треть от общего выпуска всех «Волг».

Таксомоторы на базе ГАЗ-М21 эксплуатировались до 1975 года, и сегодня сохранившиеся экземпляры можно пересчитать по пальцам. Причина проста — машины работали в режиме круглосуточной нагрузки, зачастую без капитального ремонта, пока ресурс не был исчерпан полностью.


Исторический облик и уникальные детали: что удалось сохранить

Экземпляр, восстановленный Музеем Транспорта Москвы, относится к третьей серии выпуска ГАЗ-М21, что подтверждают сохранившиеся конструктивные особенности. Одной из ключевых черт этой модификации стали раздельные передние сидения, позволявшие трансформировать салон и перевозить крупные грузы — уникальное для такси решение по тем временам.

Особое внимание было уделено воссозданию знаковой окраски кузова: в конце 1960-х годов такси после капремонта на ВАРЗ начали окрашивать в новую гамму с ярко-оранжевой крышей, благодаря которой автомобили и получили прозвище «Красная шапочка». По одной из версий, столь заметная окраска позволяла милиции легко отслеживать угнанные такси с воздуха, включая использование вертолетов.

 «Красная шапочка» вернулась: Музей Транспорта Москвы восстановил ГАЗ-М21Т


Сложная реставрация — и полный успех

Процесс восстановления был особенно трудоёмким из-за отсутствия заводской таблички и значительных утрат оригинальных элементов. Тем не менее, специалистам удалось точно установить модификацию автомобиля, использовать донорские кузовные детали, а также восстановить оригинальную переднюю панель и элементы пола с креплениями под раздельные сидения.

После полной реставрации кузова, шасси, подвески и ходовой части, автомобиль прошёл успешный тест-драйв, продемонстрировав отличные динамические характеристики для своей эпохи. Теперь он займет достойное место в экспозиции музея и будет доступен на экскурсиях по фондохранилищу, а также на выездных мероприятиях и городских праздниках.


Не просто машина — часть живой истории города

«ГАЗ-М21Т для нас — это не просто автомобиль, а часть большой коллекции таксомоторного наследия. Мы собрали в фонде машины такси всех эпох — от конных извозчиков начала XX века до маршрутных "Газелей" начала 2000-х. Каждый из них — это свидетель того, как менялся город, транспорт и жизнь москвичей», — рассказала директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Реставрация ГАЗ-М21Т стала продолжением масштабной программы по восстановлению исторической техники, которую по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина реализует музей.

«Мы продолжаем беречь и возвращать к жизни уникальные образцы транспорта, чтобы сохранить наследие столицы и передать его будущим поколениям», — подчеркнул заместитель Мэра Москвы Максим Ликсутов.

 

 «Красная шапочка» вернулась: Музей Транспорта Москвы восстановил ГАЗ-М21Т


Статьи по теме