11.12.2014

Можно ли найти хорошую автошколу?

Компания Goodyear провела исследование в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (EMEA) в 2014 году и пришла к выводу, что назрела необходимость создания общего стандарта качества обучения вождению автомобилем.

Компания Goodyear провела исследование, в котором приняли участие более 6800 родителей начинающих водителей (в возрасте от 16 до 25 лет) из 19 стран Европы (из них — 507 человек из России). На основе данных опроса была издана новая редакция аналитического отчета «Безопасность дорожного движения превыше всего», призывающего заинтересованные стороны продолжить работу по повышению безопасности дорожного движения для начинающих водителей.

Из исследования стало понятно, что принять взвешенное решение о качестве автошколы практически невозможно — такой позиции придерживается почти половина родителей начинающих водителей из России (46%). В результате большинство родителей (49%) выбирают автошколу, руководствуясь критерием близости к дому. Эти показатели сравнимы со среднеевропейскими. Родители начинающих водителей из стран — членов ЕС так же в большинстве случаев (49%) не могут принять обоснованное решение о качестве той или иной автошколы в большинстве случаев — в 49% — и отдают детей в автошколу по соседству с их домом (47%).

Согласно данным, полученным в результате исследования, проведенного компанией Goodyear в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (EMEA) в 2014 году, эта тенденция особенно сильна в Австрии (71%), Германии (72%) и Франции (69%).

«О качестве подготовки в автошколах, которое оставляет желать лучшего, уже достаточно много сказано. Но если бы я, например, выбирал школу для своих детей или близких, то основными критериями были: состояние автомобильного парка, программа и методика обучения, где на долю ездовой практики отводилась бы большая часть времени, и желательно хотя бы с элементарными аспектами контраварийной подготовки, стаж, возраст, и, по возможности, специальное педагогическое образование преподавателей. Цена для меня не так важна, если вышеназванные пункты находятся на должном уровне, ведь в конечном счете мы инвестируем в собственную безопасность», — считает Евгений Васин, заслуженный мастер спорта, обладатель Кубка Европы по ралли, шеф-инструктор школы Audi quattro camp.

Многие российские и зарубежные эксперты сходятся во мнении, что назрела необходимость введения минимального стандарта качества обучения для всех автошкол, который должен быть принят во всех странах Европы.

Разработкой такого стандарта занимаются специалисты из Европейской ассоциации автошкол (EFA). Вот как прокомментировал ситуацию президент EFA Джон Лепин: «Некоторые родители считают, что уроки вождения слишком дороги. Я хотел бы призвать родителей думать об оплате обучения не как о стоимости индивидуальных занятий, а как об инвестиции в приобретение их детьми жизненно необходимых навыков. Мы в EFA прилагаем все усилия к разработке и внедрению минимального стандарта качества обучения, которого должны придерживаться все автошколы и частные инструкторы. Есть значительное количество областей, по которым сходятся во мнении как родители, так и преподаватели, обучающие молодых водителей, и мы прикладываем все усилия к тому, чтобы укрепить и расширить это согласие».

Сложность принятия решения о качестве той или иной российской автошколы обусловлена еще и тем фактором, что многие из них не проходят проверку на соответствие, что сокращает и без того скудный выбор. «За 3,5 постреформенных месяца из 11500 автошкол России через «сито» ГИБДД смогли пройти всего 1500. Тысячи автообразовательных организаций вынуждены месяцами ожидать выдачи разрешений на продолжение деятельности. Из-за более чем трехмесячного простоя в работе сегодня многие автошколы вынуждены уйти с рынка. Проверки затягиваются, контролирующие органы не справляются с нагрузкой, земля под учебные площадки не выделяется, повсеместно мы слышим о том, что возникают перегибы на местах и бюрократические проволочки», — так обрисовал текущее состояние отрасли председатель правления НП «Гильдия Автошкол» Сергей Лобарев.

Российская система автообразования все еще сильно отстает от европейской, но в последнее время ситуация стала улучшаться. «Европейский и российский опыт обучения вождению — это две разные вещи, однако в России граждане все более ответственно подходят к этому вопросу. Средний возраст учеников автошкол с каждым годом становится все меньше», — отметил инструктор одной из автошкол города Москвы Глеб Павлюков.

Также в ходе исследования родителям молодых водителей был задан вопрос о стоимости обучения в автошколе. 55% опрошенных из России сошлись во мнении, что платить за обучение детей вождению накладно. Процент европейцев, поддерживающих россиян в этом аспекте, еще выше и составляет 80%. Страной-рекордсменом стала Швеция: 87% родителей из этой страны считают получение водительского образования в автошколе слишком дорогим удовольствием.

Более трети родителей из России (38%) выбирают автошколу на основе личных рекомендаций своих знакомых. В среднем ЕС демонстрирует сравнимые показатели — 43% родителей-европейцев поступают точно так же. Среди стран Европы по этому показателю лидирует Чехия: процент чехов, руководствующихся рекомендациями знакомых, составляет рекордные 58%. Другим источником информации об автошколе является реклама. 33% россиян признались, что выбрали автошколу для своих детей, после того как узнали о ней из рекламных источников. Это значительно выше среднего европейского процента (3%), однако, уступает показателю Турции (44%).

В текущем году компания Goodyear провела широкомасштабный опрос, в котором приняли участие более 6800 родителей начинающих водителей (в возрасте от 16 до 25 лет) из 19 стран Европы (из них — 507 человек из России). Целью опроса было изучение отношения родителей к вопросам безопасности дорожного движения, и к своей роли в формировании у молодых водителей навыков безопасного поведения на дороге, а также степени их участия в обучении детей вождению автомобиля. На основе данных опроса была издана новая редакция аналитического отчета «Безопасность дорожного движения превыше всего», призывающего заинтересованные стороны продолжить работу по повышению безопасности дорожного движения для начинающих водителей.

Опрос родителей 2014 года стал дополнением к результатам более ранних исследований компании Goodyear по вопросу безопасности вождения молодых водителей. В 2012 Goodyear провела общеевропейской опрос, в котором приняли участие более 6400 молодых водителей, с целью изучить их отношение к безопасности дорожного движения. В 2013 году компания снова инициировала очередной опрос, на этот раз нацеленный на изучение мнений инструкторов по вождению.

Последняя версия документа по безопасности дорожного движения компании Goodyear доступна по ссылке: www.goodyear.eu.

Видеозапись круглого стола и пресс-конференции, посвященных обсуждению вышеупомянутого документа, доступна по ссылке: www.goodyear.eu/conference.


Статьи по теме