03.07.2018

Maserati «Eldorado» празднует юбилей

29 июня 1958 года первый в Европе одноместный гоночный автомобиль принял участие в гонке на автодроме в Монце со Стирлингом Моссом за рулем.

Maserati «Eldorado» («Эльдорадо») прославился в 1958 году как первый в Европе одноместный гоночный автомобиль, получивший спонсорскую поддержку бренда, не связанного с миром автоспорта. Этим брендом стал Eldorado, производитель мороженого.

Это был первый пример спонсорства в его современном виде: автомобиль был окрашен в цвета компании-партнера вместо традиционного цвета, предписанного каждой стране Международной федерацией автоспорта.

На тот момент это была подлинная революция, оказавшая огромное влияние на будущее автоспорта, который после этого открыл свои двери перед новыми источникам финансовой поддержки.

Компания Maserati получила заказ на производство автомобиля от Джино Занетти (Gino Zanetti), владельца компании-производителя мороженого Eldorado. Стремясь к продвижению своего бренда на международном уровне, Занетти обратился к марке с трезубцем для создания одноместного гоночного автомобиля для участия в Trofeo dei due Mondi («Гонка двух миров») в Монце: Автомобильный Клуб Италии организовал эту 500-мильную гонку на трассе, вдохновленной гонкой Indianapolis 500 («500 миль Индианаполиса»), пригласив американских гонщиков наряду с лучшими из лучших среди европейцев.

Автомобиль Maserati 420/M/58, шасси номер 4203, получил окраску кремового цвета вместо итальянского гоночного красного. Название Eldorado было написано крупными черными буквами на боковинах автомобиля, а два дополнительных логотипа меньшего размера были размещены на носу автомобиля и под маленьким дефлектором, выполнявшим роль ветрового стекла.

Логотип с лицом улыбающегося ковбоя был размещен по центру носового обтекателя и на боках заднего «плавника». Под двумя надписями Eldorado на боковинах автомобиля «гоночным» ярко-красным цветом было выведено «Italia», что обозначало национальную принадлежность как спонсора, так и производителя гоночного автомобиля.

Вытянутый кузов «Eldorado» также нес на себе имя гонщика, который был выбран управлять автомобилем в «Монцанаполисе»: это был Стирлинг Мосс, один из величайших гонщиков в истории автоспорта и бывший пилот Maserati.

В предыдущем 1957 году компания из Модены выиграла чемпионат мира в классе Формула-1 с Хуаном-Мануэлем Фанхио, после чего решила уйти из автоспортивных соревнований и выпускать гоночные автомобили только на заказ для частных клиентов, также обеспечивая им поддержку. Это было идеальное положение вещей, к которому и стремился Занетти, и именно поэтому итальянский предприниматель обратился к Maserati.

За несколько месяцев инженер Джулио Альфьери (Giulio Alfieri) создал «Eldorado». Двигатель, построенный на основе V8 с двумя распределительными валами от модели 450S, получил уменьшенный до 4190 куб. см рабочий объем и развивал 410 л.с. при 8000 об/мин; при этом двигатель и трансмиссия были смещены влево относительно центральной оси на девять сантиметров. Целью данного решения было более сбалансированное распределение веса, учитывающее движение против часовой стрелки в поворотах трассы в Монце с выраженным боковым уклоном.

Трансмиссия имела всего две передачи, а задний мост типа «Де Дион» не был оборудован дифференциалом. Шасси из трубчатого каркаса было построено на основе чрезвычайно успешной модели 250F, но получилось более массивным по сравнению с оригиналом – одной из причин этого стали дополнительные усиливающие элементы, установленные для того, чтобы автомобиль выдерживал механические нагрузки бетонной трассы в Монце.

Для снижения веса были использованы колесные диски Halibrand из магниевого сплава и 18-дюймовые шины Firestone с армированным протектором, накачанные гелием. Благодаря этим мерам вес автомобиля составил 758 кг.

Алюминиевый кузов был изготовлен вручную компанией Fantuzzi и выделялся аэродинамическим вертикальным «плавником» позади кокпита и воздухозаборником карбюратора спереди.

29 июня 1958 года на трассе в Монце прошла гонка, состоявшая из трех заездов для определения результатов по суммарному количеству набранных очков. Такая стратегия была призвана привлечь европейских автопроизводителей к участию со своими собственными автомобилями, которые изначально не были рассчитаны на столь продолжительные и изнурительные для техники гонки.

В первом заезде Мосс финиширован четвертым. Во втором он пересек финишную линию пятым. Однако, в финальном заезде на автомобиле вышло из строя рулевое управление, и он врезался в отбойник, лишив английского гонщика надежды занять третье место в итоговом зачете.

Тем не менее, с учетом результатов трех заездов и общего количества пройденных кругов, Мосс в итоге занял седьмое место. Он не получил ни единой царапины, а сам автомобиль «Eldorado» получил несущественные повреждения, что подтвердило ценность его прочной конструкции.

Несмотря на успех гонки, которая привлекла множество зрителей и была отмечена увлекательным соперничеством, «500 миль Монцы» не стали регулярным соревнованием в гоночном календаре. Основываясь на уроках, извлеченных из участия в гонке, кузовное ателье Gentilini усовершенствовало «Eldorado», убрав задний «плавник» и уменьшив воздухозаборник, после чего автомобиль был выставлен для участия в гонке Indianapolis 500 в 1959 году.

На этот раз автомобиль был выкрашен в красный цвет – цвет Италии в автоспортивных соревнованиях, но по-прежнему нес на себе имя спонсора Eldorado, выполненное белыми буквами на боковинах, а также логотипы с ковбоем в белом круге на носовой и хвостовой частях.

Нехватка опыта у гонщика-любителя Ральфа Лигури не позволила автомобилю пройти квалификацию, где он показал 36-й результат, в то время как на старт были допущены только 33 лучших участника. С профессиональным гонщиком за рулем результат был бы совсем иным, но это уже совсем другая история.

Гонка Indy 500 имела особое значение для Maserati, которая выигрывала ее в 1939 и 1940 годах с гонщиком Уилбуром Шоу (Wilbur Shaw) за рулем автомобиля 8CTF. Шоу почти сделал победный хет-трик в 1941 году, но, лидируя в гонке, был вынужден сойти с дистанции на предпоследнем круге из-за поломки колеса.

Maserati является единственным итальянским автопроизводителем, побеждавшим на гоночной трассе в Индиане, и единственной европейской маркой, одержавшей две победы подряд.

В настоящее время автомобиль Maserati «Eldorado» с безупречно восстановленной оригинальной белой раскраской находится в коллекции Panini Collection в Модене.

Основные технические характеристики:

Одноместный гоночный автомобиль типа Indy

Двигатель: V8 90°.

Объем: 4190 куб. см

Мощность: 410 л.с. при 8000 об/мин

Трансмиссия: 2-ступенчатая механическая

Шасси: трубчатый каркас, алюминиевый кузов

Масса: 758 кг

Максимальная скорость: более 350 км/ч


Статьи по теме
Картинка


Acura TLX набирает популярность

За первый месяц продаж в США нового спортивного бизнес-седана Acura TLX было продано 2 286 автомобилей.

Картинка


KIA подвела итоги года

KIA Motors подвела итоги 2014 года. За 2014 год компанией было реализовано 2 907 757 автомобилей KIA, а прирост продаж составил 5.9%.

Картинка


«КАМАЗ» - «Газпром»: продолжение сотрудничества

В Москве состоялась деловая встреча генерального директора «КАМАЗа» Сергея Когогина с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером и его заместителем Виталием Маркеловым.

Картинка


Глава МЧС оценил КАМАЗы

В рамках рабочего визита в Татарстан глава МЧС России Владимир Пучков в сопровождении президента РТ Рустама Минниханова посетил выставку современной спецтехники на базе шасси КАМАЗ.

Картинка


Тест-драйв Lexus RC-F: три дня под дождем

О спорт-купе Lexus RC-F нужно писать, вдоволь накатавшись по треку. Но когда у тебя автомобиль на три дня, а на улице внезапно началась осень и дождь льёт не переставая… Посмотрим, можно ли выжить в осеннем пессимизме на категорично оптимистичном Lexus RC-F?

Картинка


Автоцентр «КАМАЗа» признан лучшим на Кубани

«Краснодарский автоцентр КАМАЗ» стал победителем конкурса «Лучшие автоцентры Краснодарского края-2018».

День первый. Дорога и термальный курорт «Кремниевы термы».

Рассказываем о весеннем путешествии на геотермальные источники Адыгеи. В первый день путешествия мы посетили «Кремниевы термы» в станице Ярославская.

USB зарядки в авто. Обзор.

Обзор USB зарядный устройств устанавливаемых в автомобиль

Лампы OSRAM против китайцев.

Мы продолжаем серию статей, посвященных тестированию светодиодных автомобильных ламп в цоколе T10. В этом тесте сравниваем продукцию брендов: Auxito, Qujuzawa, Maxgtrs и OSRAM.

INTEGO Titanium S – сигнатурный радар-детектор с GPS, тест

Представляем подробный тест одного из лучших, на сегодняшний день, сигнатурных радар-детектора. Видеообзор устройства. Тестова запись работы радар-детектора на трассе и городе.

OSRAM LEDriving HL H4 9726CW 14W 12/24V – светодиодные автомобильные лампы головного света, тест

Представляем подробный тест автомобильных светодиодных ламп в цоколе H4 - OSRAM LEDriving HL H4 9726CW 14W 12/24V. Изучаем конструкцию и сравниваем с галогенками.

Сабвуфер Урал ТТ 12 – автомобильный сабвуфер 12 дюймов, тест

Сабвуфер Урал ТТ 12 – автомобильный сабвуфер 12 дюймов, тест

Автотуризм и антидождь

Рассказываем, как повысить безопасность в автопутешествии за счет доступного всем средства «Антидождь» AC-890. Обсуждаем способы нанесения и результат.

Держи кондиционер чистым!

Рассказываем, как содержать кондиционер автомобиля в чистоте и что делать если вы вдруг столкнулись с запахом из воздуховодов. Видеоинструкция.

Гараж – оборудуем с умом

Рассказываем, как правильно и удобно оборудовать гараж. На что нужно обратить внимание и как выбрать лучшие решения.