03.07.2018

Maserati «Eldorado» празднует юбилей

29 июня 1958 года первый в Европе одноместный гоночный автомобиль принял участие в гонке на автодроме в Монце со Стирлингом Моссом за рулем.

Maserati «Eldorado» («Эльдорадо») прославился в 1958 году как первый в Европе одноместный гоночный автомобиль, получивший спонсорскую поддержку бренда, не связанного с миром автоспорта. Этим брендом стал Eldorado, производитель мороженого.

Это был первый пример спонсорства в его современном виде: автомобиль был окрашен в цвета компании-партнера вместо традиционного цвета, предписанного каждой стране Международной федерацией автоспорта.

На тот момент это была подлинная революция, оказавшая огромное влияние на будущее автоспорта, который после этого открыл свои двери перед новыми источникам финансовой поддержки.

Компания Maserati получила заказ на производство автомобиля от Джино Занетти (Gino Zanetti), владельца компании-производителя мороженого Eldorado. Стремясь к продвижению своего бренда на международном уровне, Занетти обратился к марке с трезубцем для создания одноместного гоночного автомобиля для участия в Trofeo dei due Mondi («Гонка двух миров») в Монце: Автомобильный Клуб Италии организовал эту 500-мильную гонку на трассе, вдохновленной гонкой Indianapolis 500 («500 миль Индианаполиса»), пригласив американских гонщиков наряду с лучшими из лучших среди европейцев.

Автомобиль Maserati 420/M/58, шасси номер 4203, получил окраску кремового цвета вместо итальянского гоночного красного. Название Eldorado было написано крупными черными буквами на боковинах автомобиля, а два дополнительных логотипа меньшего размера были размещены на носу автомобиля и под маленьким дефлектором, выполнявшим роль ветрового стекла.

Логотип с лицом улыбающегося ковбоя был размещен по центру носового обтекателя и на боках заднего «плавника». Под двумя надписями Eldorado на боковинах автомобиля «гоночным» ярко-красным цветом было выведено «Italia», что обозначало национальную принадлежность как спонсора, так и производителя гоночного автомобиля.

Вытянутый кузов «Eldorado» также нес на себе имя гонщика, который был выбран управлять автомобилем в «Монцанаполисе»: это был Стирлинг Мосс, один из величайших гонщиков в истории автоспорта и бывший пилот Maserati.

В предыдущем 1957 году компания из Модены выиграла чемпионат мира в классе Формула-1 с Хуаном-Мануэлем Фанхио, после чего решила уйти из автоспортивных соревнований и выпускать гоночные автомобили только на заказ для частных клиентов, также обеспечивая им поддержку. Это было идеальное положение вещей, к которому и стремился Занетти, и именно поэтому итальянский предприниматель обратился к Maserati.

За несколько месяцев инженер Джулио Альфьери (Giulio Alfieri) создал «Eldorado». Двигатель, построенный на основе V8 с двумя распределительными валами от модели 450S, получил уменьшенный до 4190 куб. см рабочий объем и развивал 410 л.с. при 8000 об/мин; при этом двигатель и трансмиссия были смещены влево относительно центральной оси на девять сантиметров. Целью данного решения было более сбалансированное распределение веса, учитывающее движение против часовой стрелки в поворотах трассы в Монце с выраженным боковым уклоном.

Трансмиссия имела всего две передачи, а задний мост типа «Де Дион» не был оборудован дифференциалом. Шасси из трубчатого каркаса было построено на основе чрезвычайно успешной модели 250F, но получилось более массивным по сравнению с оригиналом – одной из причин этого стали дополнительные усиливающие элементы, установленные для того, чтобы автомобиль выдерживал механические нагрузки бетонной трассы в Монце.

Для снижения веса были использованы колесные диски Halibrand из магниевого сплава и 18-дюймовые шины Firestone с армированным протектором, накачанные гелием. Благодаря этим мерам вес автомобиля составил 758 кг.

Алюминиевый кузов был изготовлен вручную компанией Fantuzzi и выделялся аэродинамическим вертикальным «плавником» позади кокпита и воздухозаборником карбюратора спереди.

29 июня 1958 года на трассе в Монце прошла гонка, состоявшая из трех заездов для определения результатов по суммарному количеству набранных очков. Такая стратегия была призвана привлечь европейских автопроизводителей к участию со своими собственными автомобилями, которые изначально не были рассчитаны на столь продолжительные и изнурительные для техники гонки.

В первом заезде Мосс финиширован четвертым. Во втором он пересек финишную линию пятым. Однако, в финальном заезде на автомобиле вышло из строя рулевое управление, и он врезался в отбойник, лишив английского гонщика надежды занять третье место в итоговом зачете.

Тем не менее, с учетом результатов трех заездов и общего количества пройденных кругов, Мосс в итоге занял седьмое место. Он не получил ни единой царапины, а сам автомобиль «Eldorado» получил несущественные повреждения, что подтвердило ценность его прочной конструкции.

Несмотря на успех гонки, которая привлекла множество зрителей и была отмечена увлекательным соперничеством, «500 миль Монцы» не стали регулярным соревнованием в гоночном календаре. Основываясь на уроках, извлеченных из участия в гонке, кузовное ателье Gentilini усовершенствовало «Eldorado», убрав задний «плавник» и уменьшив воздухозаборник, после чего автомобиль был выставлен для участия в гонке Indianapolis 500 в 1959 году.

На этот раз автомобиль был выкрашен в красный цвет – цвет Италии в автоспортивных соревнованиях, но по-прежнему нес на себе имя спонсора Eldorado, выполненное белыми буквами на боковинах, а также логотипы с ковбоем в белом круге на носовой и хвостовой частях.

Нехватка опыта у гонщика-любителя Ральфа Лигури не позволила автомобилю пройти квалификацию, где он показал 36-й результат, в то время как на старт были допущены только 33 лучших участника. С профессиональным гонщиком за рулем результат был бы совсем иным, но это уже совсем другая история.

Гонка Indy 500 имела особое значение для Maserati, которая выигрывала ее в 1939 и 1940 годах с гонщиком Уилбуром Шоу (Wilbur Shaw) за рулем автомобиля 8CTF. Шоу почти сделал победный хет-трик в 1941 году, но, лидируя в гонке, был вынужден сойти с дистанции на предпоследнем круге из-за поломки колеса.

Maserati является единственным итальянским автопроизводителем, побеждавшим на гоночной трассе в Индиане, и единственной европейской маркой, одержавшей две победы подряд.

В настоящее время автомобиль Maserati «Eldorado» с безупречно восстановленной оригинальной белой раскраской находится в коллекции Panini Collection в Модене.

Основные технические характеристики:

Одноместный гоночный автомобиль типа Indy

Двигатель: V8 90°.

Объем: 4190 куб. см

Мощность: 410 л.с. при 8000 об/мин

Трансмиссия: 2-ступенчатая механическая

Шасси: трубчатый каркас, алюминиевый кузов

Масса: 758 кг

Максимальная скорость: более 350 км/ч


Статьи по теме
Картинка


Это увидит каждый каждый

Презентация обновленного Honda Fit, которая состоится 13 января 2014 года в 23:40 (по Московскому времени) на Международном Автосалоне в Детройте, будет показана в прямом эфире на канале Youtube.

Картинка


Молодым водителям – достойных учителей

Ford бесплатно обучил 2000 начинающих российских водителей в этом году.

Картинка


Уникальная экспозиция от LADA

На международном московском автосалоне ''ММАС-2016'' LADA представила уникальную экспозицию.

Картинка


Rolls-Royce представила Dawn Inspired by Fashion

Компания Rolls-Royce анонсировала обновленный дизайн нового Dawn Inspired by Fashion («Вдохновленный модой»), в которой детали ярких оттенков дополнят классическую белую палитру.

Картинка


Hyundai не сбавляет обороты

«Хендэ Мотор СНГ» опубликовала итоги продаж в октябре 2016 года.

Картинка


Jaguar работает над новым концептом

Компания Jaguar объявила о создании нового полностью электрического концепт-кара Jaguar I-PACE.

Топливный насос: как не заплатить дважды?

Как определить неполадки в работе топливного насоса и к каким последствиям они могут привести?

Что нужно знать про обслуживание кондиционера?

Сложно себе представить комфортную поездку в жаркую погоду без кондиционера. С приходом лета пора проверить работоспособность климатической системы вашего автомобиля – тем более после длительного простоя в зимний период.

Тёплая и светлая атмосфера Citroën

В период действия ограничений, в связи с карантином, каждый из нас заново открывает для себя интерьер своего дома, где комфорт имеет первостепенное значение. Именно поэтому Citroën решил напомнить о своей программе Citroën Advanced Comfort

SilverStone F1 Hybrid S-Bot – комбинированный видеорегистратор с радар-детектором, тест

Комбинированные регистраторы, объединяющие в себе возможности записи видео и предупреждения о радарах контроля скорости, являются самыми популярными на рынке автоаксессуаров. С пристрастием тестируем новинку 2020 года – модель Silver Stone F1 Hybrid S-Bot.

Тестируем PIONEER TS-WX300A – автомобильный активный сабвуфер

Для чего в машине устанавливают сабвуфер? Чтобы получить мощный бас. А как проще всего получить этот бас? Поставить активный саб. В тесте мы изучаем, как работает PIONEER TS-WX300A.

Тестируем Sho-me Combo Mini WiFi – сигнатурный комбинированный регистратор

Представляем подробный разбор возможностей комбинированного регистратора Sho-me Combo Mini WiFi. Изучаем как работает радар детектор на ПАЧ антенне. Видеообзор.

ТО своими руками

ТО своими руками. Рассказываем, как самостоятельно провести техническое обслуживание автомобиля, а так же, обращаем внимание, на те особенности которые следует избегать.

Сезонное обслуживание - замена масла

Весна в разгаре, а это значит, что пришла пора пройти сезонное техобслуживание. Для тех, кто еще не успел провести весенний «автосубботник», специалисты Total составили краткий чек-лист, как подготовиться к теплому сезону.

Как остановить коррозию?

Самая основная проблема, которая волнует автовладельцев: что делать, если автомобиль начал цвести? Как быть, если по нему поползли безобразные пятна ржавчины, которые, по мнению многих, уже ничем нельзя остановить? Рассказываем, что делать в этом случае.