06.11.2025

Новосибирцы платят за мошенников по ОСАГО

Мошенники в сфере ОСАГО обошлись новосибирским водителям слишком дорого: из-за фиктивных ДТП и схем с Европротоколом регион может получить максимальные тарифы по автогражданке.

Заплати за другого: как мошенники делают ОСАГО дороже для всех

Новосибирские страховщики бьют тревогу: регион оказался в числе лидеров антирейтинга по уровню страхового мошенничества, и если ситуация не изменится, водителям грозят максимальные тарифы по ОСАГО.
Парадокс в том, что платить придётся честным автовладельцам — тем, кто годами ездит без аварий и не нарушает правила.

«Сегодня в Новосибирской области одна из самых высоких базовых ставок в стране, хотя 44% водителей заслуживают максимальные скидки по КБМ. Люди теряют бонусы, а цены на полисы растут. Это несправедливо», — говорит Евгений Козлов, вице-президент – директор филиала «РЕСО-Гарантия» и руководитель рабочей группы по противодействию страховым мошенникам региона.


Когда на дороге воруют чужое имя

Самая тревожная тенденция — рост случаев кражи личных данных автовладельцев.
Мошенники оформляют Европротоколы с ложными сведениями, вписывая в документы не существующих, умерших или случайных людей, никогда не участвовавших в ДТП.
Иногда используют даже данные иностранных граждан или жителей, не имеющих водительского удостоверения.

«Если ваш КБМ внезапно обнулился, а страховка подорожала, хотя вы не попадали в аварию — это тревожный сигнал. Возможно, ваши данные использовали злоумышленники», — предупреждает Козлов.

Так схемы фальсификации ДТП позволяют организованным группам получать страховые выплаты за несуществующие аварии, а ущерб — списывать на честных водителей.


Статистика, от которой мороз по коже

За последние 12 месяцев (с 1 июля 2024 по 30 июня 2025 года) доля возбужденных уголовных дел по фактам страхового мошенничества в Новосибирской области составила всего 8,6%, тогда как в среднем по России — 23%.
Это значит, что 9 из 10 случаев остаются без наказания.

«Главная проблема — отсутствие неотвратимости наказания. Без этого никакие тарифные реформы и цифровые инструменты не помогут», — уверен Козлов.

Он приводит показательный пример:

«Бывают дела, где фигурируют 13 человек, но ни один не допрошен. В итоге — отказ в возбуждении уголовного дела, потому что “мошенничество совершено неустановленными лицами”».


Как работают схемы: от «автоподстав» до фиктивных страховок

1. Ложный Европротокол.
После реального или фиктивного ДТП аферисты оформляют документы задним числом, указывая «виновников», которых в реальности не было.
Такой «бумажный» инцидент идёт в базу РСА, где обнуляется КБМ настоящего владельца.

2. Полис после аварии.
Мошенники покупают ОСАГО уже после происшествия, но указывают в документах ложную дату ДТП.
Помогают в этом недобросовестные аварийные комиссары, зарабатывающие на фальсификации.
Когда подлог раскрывается, в мошенничестве обвиняют обоих водителей.

3. Автоподставы на круговом движении.
Это одна из самых популярных схем.
Подставщик двигается по внешней полосе круга и провоцирует столкновение с водителем, который нарушил траекторию съезда.
Оформление проводит ГИБДД — часто без разбора деталей. Виновным признают честного участника, а мошенник получает страховую выплату.

«В таких случаях страдают дважды: сначала водитель оплачивает ремонт, потом — покупает новый полис по завышенной цене», — поясняет Козлов.


Проблема — не в тарифах, а в системе

По словам страховщиков, ситуация в регионе усугубляется низкой вовлечённостью правоохранительных органов.
Многие полицейские не владеют методикой расследования страховых преступлений, а граждане — не знают, как защитить себя от мошенников.
В результате — низкий уровень раскрываемости и высокий уровень цинизма в преступных схемах.

«Стабилизация возможна только тогда, когда начнут возбуждать дела и сажать реальных организаторов схем. А пока это не происходит, страдают честные страхователи», — отмечает Татьяна Демченко, директор Новосибирского филиала Страхового Дома ВСК.


Что предлагают страховщики

Эксперты считают, что бороться с мошенничеством можно только комплексно — совместными усилиями страховщиков, полиции, органов власти и СМИ.
Среди предложенных мер:

  • усиление ответственности правоохранителей за игнорирование заявлений по страховым преступлениям;

  • введение штрафов для органов исполнительной власти за несвоевременное предоставление данных, предусмотренных Постановлением Правительства РФ №523 от 31 марта 2023 года;

  • создание единой базы “черных” аварийных комиссаров и посредников;

  • повышение страховой грамотности граждан.

«Ни один страховщик не заинтересован в задержках выплат. Сегодня это грозит санкциями вплоть до приостановки лицензии. Мы все заинтересованы в прозрачности», — подчёркивает Козлов.


Когда честные водители становятся заложниками системы

В Новосибирске сегодня до 40% водителей ездят без полиса ОСАГО.
Люди считают страховку дорогой, но не понимают, что рост цен — прямое следствие действий мошенников.
Каждая фиктивная авария, каждый поддельный протокол — это рубль, который добавляется к цене полиса добросовестного водителя.

«Мы можем остановить рост тарифов только вместе. Без системных действий со стороны государства рынок ОСАГО в регионе окажется под угрозой», — подытоживает Козлов.


Итог: справедливость на дороге начинается с ответственности

Новосибирская область сегодня стоит на развилке: либо усилить борьбу с мошенничеством, либо смириться с тем, что полисы ОСАГО станут роскошью для добросовестных водителей.
Но главный урок очевиден: если за преступления не наказывают — платит каждый из нас.



Статьи по теме