Новосибирцы платят за мошенников по ОСАГО
Заплати за другого: как мошенники делают ОСАГО дороже для всех
Новосибирские страховщики бьют тревогу: регион оказался в числе лидеров антирейтинга по уровню страхового мошенничества, и если ситуация не изменится, водителям грозят максимальные тарифы по ОСАГО.
Парадокс в том, что платить придётся честным автовладельцам — тем, кто годами ездит без аварий и не нарушает правила.
«Сегодня в Новосибирской области одна из самых высоких базовых ставок в стране, хотя 44% водителей заслуживают максимальные скидки по КБМ. Люди теряют бонусы, а цены на полисы растут. Это несправедливо», — говорит Евгений Козлов, вице-президент – директор филиала «РЕСО-Гарантия» и руководитель рабочей группы по противодействию страховым мошенникам региона.
Когда на дороге воруют чужое имя
Самая тревожная тенденция — рост случаев кражи личных данных автовладельцев.
Мошенники оформляют Европротоколы с ложными сведениями, вписывая в документы не существующих, умерших или случайных людей, никогда не участвовавших в ДТП.
Иногда используют даже данные иностранных граждан или жителей, не имеющих водительского удостоверения.
«Если ваш КБМ внезапно обнулился, а страховка подорожала, хотя вы не попадали в аварию — это тревожный сигнал. Возможно, ваши данные использовали злоумышленники», — предупреждает Козлов.
Так схемы фальсификации ДТП позволяют организованным группам получать страховые выплаты за несуществующие аварии, а ущерб — списывать на честных водителей.
Статистика, от которой мороз по коже
За последние 12 месяцев (с 1 июля 2024 по 30 июня 2025 года) доля возбужденных уголовных дел по фактам страхового мошенничества в Новосибирской области составила всего 8,6%, тогда как в среднем по России — 23%.
Это значит, что 9 из 10 случаев остаются без наказания.
«Главная проблема — отсутствие неотвратимости наказания. Без этого никакие тарифные реформы и цифровые инструменты не помогут», — уверен Козлов.
Он приводит показательный пример:
«Бывают дела, где фигурируют 13 человек, но ни один не допрошен. В итоге — отказ в возбуждении уголовного дела, потому что “мошенничество совершено неустановленными лицами”».
Как работают схемы: от «автоподстав» до фиктивных страховок
1. Ложный Европротокол.
После реального или фиктивного ДТП аферисты оформляют документы задним числом, указывая «виновников», которых в реальности не было.
Такой «бумажный» инцидент идёт в базу РСА, где обнуляется КБМ настоящего владельца.
2. Полис после аварии.
Мошенники покупают ОСАГО уже после происшествия, но указывают в документах ложную дату ДТП.
Помогают в этом недобросовестные аварийные комиссары, зарабатывающие на фальсификации.
Когда подлог раскрывается, в мошенничестве обвиняют обоих водителей.
3. Автоподставы на круговом движении.
Это одна из самых популярных схем.
Подставщик двигается по внешней полосе круга и провоцирует столкновение с водителем, который нарушил траекторию съезда.
Оформление проводит ГИБДД — часто без разбора деталей. Виновным признают честного участника, а мошенник получает страховую выплату.
«В таких случаях страдают дважды: сначала водитель оплачивает ремонт, потом — покупает новый полис по завышенной цене», — поясняет Козлов.
Проблема — не в тарифах, а в системе
По словам страховщиков, ситуация в регионе усугубляется низкой вовлечённостью правоохранительных органов.
Многие полицейские не владеют методикой расследования страховых преступлений, а граждане — не знают, как защитить себя от мошенников.
В результате — низкий уровень раскрываемости и высокий уровень цинизма в преступных схемах.
«Стабилизация возможна только тогда, когда начнут возбуждать дела и сажать реальных организаторов схем. А пока это не происходит, страдают честные страхователи», — отмечает Татьяна Демченко, директор Новосибирского филиала Страхового Дома ВСК.
Что предлагают страховщики
Эксперты считают, что бороться с мошенничеством можно только комплексно — совместными усилиями страховщиков, полиции, органов власти и СМИ.
Среди предложенных мер:
-
усиление ответственности правоохранителей за игнорирование заявлений по страховым преступлениям;
-
введение штрафов для органов исполнительной власти за несвоевременное предоставление данных, предусмотренных Постановлением Правительства РФ №523 от 31 марта 2023 года;
-
создание единой базы “черных” аварийных комиссаров и посредников;
-
повышение страховой грамотности граждан.
«Ни один страховщик не заинтересован в задержках выплат. Сегодня это грозит санкциями вплоть до приостановки лицензии. Мы все заинтересованы в прозрачности», — подчёркивает Козлов.
Когда честные водители становятся заложниками системы
В Новосибирске сегодня до 40% водителей ездят без полиса ОСАГО.
Люди считают страховку дорогой, но не понимают, что рост цен — прямое следствие действий мошенников.
Каждая фиктивная авария, каждый поддельный протокол — это рубль, который добавляется к цене полиса добросовестного водителя.
«Мы можем остановить рост тарифов только вместе. Без системных действий со стороны государства рынок ОСАГО в регионе окажется под угрозой», — подытоживает Козлов.
Итог: справедливость на дороге начинается с ответственности
Новосибирская область сегодня стоит на развилке: либо усилить борьбу с мошенничеством, либо смириться с тем, что полисы ОСАГО станут роскошью для добросовестных водителей.
Но главный урок очевиден: если за преступления не наказывают — платит каждый из нас.

