24.11.2015

ŠKODA отмечает 40-летний юбилей 130 RS

Одному из самых успешных гоночных автомобилей 1970-х и 80-х годов – ŠKODA 130 RS – исполняется 40 лет.

Одному из самых успешных гоночных автомобилей 1970-х и 80-х годов – ŠKODA 130 RS – исполняется 40 лет. Болид, получивший прозвище «Восточный Porsche», впервые предстал перед публикой в сезоне 1975 года. В последующие годы ŠKODA 130 RS занимала призовые места во многих раллийных и кольцевых гонках. В числе самых значимых достижений модели – триумф на Чемпионате Европы по шоссейно-кольцевым гонкам 1981 года и двойная победа на Ралли Монте-Карло 1977 года в категории до 1 300 см3.

ŠKODA 130 RS считается легендой в 114-летней истории участия марки в гонках. «130 RS продолжает формировать прекрасную репутацию ŠKODA в автоспорте и по сей день, – отмечает Михал Велебны (Michal Velebný), менеджер по реставрации музея ŠKODA. – Вывести этот болид на трек в Чехословацкой Республике было непростой задачей, показавшей высочайшие технические навыки и невероятную преданность делу команды разработчиков и инженеров ŠKODA того времени».

Руководитель ŠKODA Motorsport Михал Храбанек (Michal Hrabánek) добавляет: «ŠKODA гордится своими богатыми автоспортивными традициями и культовыми гоночными болидами, такими как 130 RS. Столь великое наследие также служит стимулом к нашему участию в текущих спортивных соревнованиях. Главными достижениями сезона этого года для марки стали четыре победы в WRC 2, четыре национальных титула за рулем новой ŠKODA Fabia R5 и четвертый подряд титул чемпионата APRC».

В 1970-х и 80-х ŠKODA 130 RS была известна как «Восточный Porsche». За год до премьеры модели марка уже заложила фундамент для новой эры ŠKODA в автоспорте, разработав три гоночных прототипа ŠKODA 200 RS для участия в категориях с большим объемом двигателя. До этого чешский автопроизводитель в основном выдвигал на соревнования автомобили в категории до 1 300 см3. 200 RS стала первой моделью ŠKODA с аббревиатурой RS, сокращенно от «Rally Sport».

Прототипы 200 RS не соответствовали новому официальному техническому регламенту, поэтому ŠKODA сконструировала болид 130 RS. Автомобиль получился очень легким и весил всего 720 кг. Крылья и капот изготовили из армированного стеклопластика (FRP). При создании болида использовался передний мост от модели 200 RS, в то время как задний мост был разработан специально для нового автомобиля. ŠKODA 130 RS оснащалась 1,3-литровым четырехцилиндровым бензиновым двигателем типа OHV. Мотор мощностью 140 л.с. разгонял автомобиль до максимальных 220 км/ч. Секрет таких возможностей болида заключался в использовании двух карбюраторов Weber, восьмиканальной головки блока цилиндров и сухого картера. Цилиндры и картер были выполнены из алюминия, а головка блока цилиндров – из литого чугуна. Болид получил четырехступенчатую трансмиссию. Изначально существовала версия с пятью передачами, но впоследствии она перестала принимать участие в соревнованиях в связи с изменениями в официальном регламенте в 1976 году.

 Результат сочетания современных технологий проектирования двигателя, применения облегченных конструкций и точной настройки трансмиссии оказался впечатляющим. Новый болид успешно открыл гоночный сезон 1975 года на Кубке мира и дружбы Чехословакии. Пилоты за рулем ŠKODA 130 RS заняли первые три места в общем зачете.

Результат сочетания современных технологий проектирования двигателя, применения облегченных конструкций и точной настройки трансмиссии оказался впечатляющим. Новый болид успешно открыл гоночный сезон 1975 года на Кубке мира и дружбы Чехословакии. Пилоты за рулем ŠKODA 130 RS заняли первые три места в общем зачете.

На протяжении следующих лет модель занимала призовые места во многих престижных кольцевых гонках на родине и за рубежом. Самым заметным триумфом стала общая победа ŠKODA на Чемпионате Европы по шоссейно-кольцевым гонкам 1981 года. Годом ранее ŠKODA 130 RS уже достигла впечатляющего результата, завоевав третье место в Чемпионате Европы.

Кроме того, ŠKODA 130 RS произвела сенсацию на национальной и международной раллийных аренах. Первые победы в Чехии модель завоевала уже в дебютном сезоне 1976 года. Звездный час 130 RS настал на Ралли Монте-Карло 1977 года, где болид принес марке двойную победу в категории до 1 300 см3. За рулем двух победных автомобилей находились экипажи Блахна/Главка (Blahna/Hlávka) и Западло/Мотал (Zapadlo/Motal). Год спустя последовала победа на Ралли Швеции. В 1980 году ŠKODA 130 RS захватила лидерство на Ралли Барум, заняв позиции с первой по пятую. Еще немало побед было завоевано до сезона 1983 года,когда продленная омологация FIA истекла. ŠKODA продолжила участие в автоспортивных соревнованиях с болидом 130 LR (130 л.с.), но он не смог повторить достижений предшественника.

ŠKODA представлена в автоспорте с 1901 года. Победы в гонках и гоночных сериях по всему миру подчеркивают многолетний технологический опыт марки. Отцы-основатели Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент (L&K) положили начало спортивным успехам марки. В 1901 году, спустя всего два года после презентации первого двухколесного транспорта L&K с мотором молодой заводской пилот Нарцис Подсеничек (Narcis Podsedníček) принял участие в гонке на выносливость Париж-Берлин, управляя одноцилиндровым мотоциклом марки.

Помимо 40-летнего юбилея 130 RS, этом году компания ŠKODA AUTO празднует несколько других важных дат, включая 120-летие основания компании Лаурином и Клементом и 110-летие производства автомобилей в Млада-Болеславе, что позволяет отнести марку к одним из старейших автопроизводителей в мире. Компания, основанная в 1895 году, сегодня является успешным международным брендом с широким портфолио из 7 моделей и около 40 спецверсий.

Впечатляющая цифра в 17 миллионов автомобилей, произведенных с 1905 года, подчеркивают силу ŠKODA.

Впечатляющая цифра в 17 миллионов автомобилей, произведенных с 1905 года, подчеркивают силу ŠKODA.

Технические характеристики - ŠKODA 130 RS

Объем двигателя

1 289 см3

Диаметр цилиндра x ход поршня

75,5 x 72 мм

Мощность двигателя

До 140 л.с. на 8 000 об/мин

Четырехцилиндровый бензиновый двигатель типа OHV с водяным охлаждением, расположенный продольно за задней осью, два сдвоенных карбюратора Weber 40 DCOE, однодисковая коробка передач с сухим сцеплением, четырехступенчатая трансмиссия, самоблокирующийся дифференциал, задний привод

Покрышки

165-13 до 215/50-13

Длина

4 020 мм

Ширина

1 720 мм

Высота

1 340 мм

Колесная база

2 400 мм

Ширина передней/задней колеи

1 410/1 366 мм

Максимальная скорость

220 км/ч


Статьи по теме