19.11.2014

Возрождение легенды

Уникальный гоночный автомобиль ŠKODA 966 Supersport восстановлен до мельчайших деталей, и выставлен на главной экспозиции музея марки ŠKODA в Млада-Болеславе.

Единственный в мире сохранившийся экземпляр болида был восстановлен специалистами компании ŠKODA, и теперь посетители музея марки могут увидеть ŠKODA 966 Supersport именно таким, каким он был впервые представлен в 1950-х.

Всего в 1950 году было выпущено три экземпляра специальной гоночной серии ŠKODA 966 Supersport. Но до настоящего времени сохранился только один автомобиль, который в последний раз вышел на трассу в 1962 году. В течение многих лет владельцем автомобиля был словацкий автогонщик Иван Мичик (Ivan Mičik). В 2007 году болид был приобретен музеем марки ŠKODA, в котором были произведены работы по его восстановлению. Специалисты провели реставрацию автомобиля c предельной точностью, руководствуясь оригинальными техническими документами.

«ŠKODA 966 Supersport является важным свидетельством истории марки в автоспорте. Автомобиль идеально передает атмосферу легендарных кольцевых гонок второй половины XX века, – отмечает Михал Велебны (Michal Velebný), менеджер по реставрации музея ŠKODA. – Ввиду своей уникальности автомобиль по праву является одним из самых интересных экспонатов музея марки ŠKODA».

Автомобиль специальной гоночной серии ŠKODA 966 Supersport с алюминиевым кузовом впервые представили в 1950 году. Модель выделялась среди современников широкими возможностями трансформации: после незначительных изменений кузова – прикрывания пассажирского сидения и демонтажа передних фар и крыльев – автомобиль можно было использовать и в классе гоночных автомобилей.

Премьера ŠKODA 966 Supersport состоялась в мае 1950 года в Млада-Болеславе.

Однако по итогам двух последующих гонок автомобиль получил тяжелые повреждения, в результате чего ему потребовалась замена. Заводской команде было необходимо ввести в эксплуатацию одновременно два автомобиля, в связи с чем был произведен дополнительный – третий – болид. Именно этот экземпляр сохранился до наших дней и подвергся полной реставрации.

Гоночный дебют ŠKODA 966 Supersport состоялся в рамках Гран-при Чехословакии 24 сентября 1950 года. Автомобиль принес пилоту Мирославу Фусеку (Miroslav Fousek) второе место в категории автомобилей с объемом двигателя до 1,1 л (1100 см3). Сезон 1951 года начался с победы в классе гоночных автомобилей на этапе в Либерце.

.В последующие годы оба экземпляра Supersport – второй и третий – приняли участие во множестве гонок. По причине серьезной травмы Мирослава Фусека сменил Ярослав Нетушил (Jaroslav Netušil). Пилотом второго болида на тот момент являлся Вацлав Бобек (Václav Bobek).

Впоследствии оба гоночных автомобиля были усовершенствованы, в частности, их двигатели. В оригинальных моделях использовался двигатель объемом 1,1 л (1089 см³) от модели ŠKODA Tudor, который позднее получил новую алюминиевую головку блока цилиндров с полусферической камерой сгорания. Также была представлена версия с атмосферным двигателем и двумя карбюраторами, а в самых мощных модификациях был установлен один или два компрессора. Отличить модели можно было по высоте капота: у версии с турбонаддувом он располагался ниже. Под более высоким капотом с продолговатым «горбом» находились два карбюратора.

Ввиду разнообразия двигателей обе ŠKODA 966 Supersport могли соревноваться в классе автомобилей с объемом двигателя до 1,1 л (1100 см³ – версия с карбюратором) и 1,5 л (1500 см³ – версия с компрессором). Позже, в соответствии с новыми правилами, агрегат был заменен на более мощную версию объемом 1,2 л (1221 см³). Заключительным этапом усовершенствования стала установка нового двигателя-прототипа объемом 1,5 л (1500 см³) с четырьмя карбюраторами и/или двумя компрессорами.

Двигатель с карбюраторами обладал мощностью 90 л.с., а версия с механическим компрессором — 180 л.с., что позволяло автомобилю достигать скорости свыше 200 км/ч. За большое количество труб в двигательном отсеке модель с компрессором получила прозвище «газовый завод».

В то же время гоночные автомобили также подвергались значительным усовершенствованиям. Для улучшения системы охлаждения на версии с наддувом радиатор был установлен перед механическим. В течение гоночного сезона 1953 года инженеры усовершенствовали аэродинамику автомобиля, опустив решетку радиатора. К концу 1953 года на автомобиль установили новый двигатель объемом 1,5 л. (1500 см³). Осенью 1953 года Вацлав Бобек за рулем версии с двумя компрессорами достиг нового скоростного рекорда в 197,8 км/ч, подарив ŠKODA 966 Supersport звание самого быстрого автомобиля Чехословакии своей эпохи.

Финальные усовершенствования кузова произошли в течение 1954 года. В соответствии с измененными правилами ŠKODA Supersport получила новые крупные крылья, зафиксированные на кузове. Ярослав Нетушил выступил в гонках за рулем ныне представленного в экспозиции музея ŠKODA автомобиля в 1955 году. Год спустя началась разработка новой ŠKODA 1100 Special OHC — преемницы Supersport. В последующие годы обе ŠKODA 966 Supersport использовались для тренировок будущих гонщиков.

Отныне ŠKODA 966 Supersport – такая же блистательная, как в гоночном сезоне 1953 года – представлена в текущей экспозиции музея.

Отныне ŠKODA 966 Supersport – такая же блистательная, как в гоночном сезоне 1953 года – представлена в текущей экспозиции музея.


Статьи по теме